Владимир Медведев: «Зрителей надо воспитывать, как в школе»

Директор киноцентра «Соловей» – о долгом прокате

Минувший летний сезон продемонстрировал, что независимым проектам средней росписи становится все сложнее выживать в окружении блокбастеров. Казалось бы, о долгом прокате в современных реалиях говорить практически не приходится, однако длина экранной жизни каждого фильма зависит не только от качества самого проекта и конкурентного окружения, но и от кинотеатра. И, пожалуй, московский «Соловей», ранее известный как Киноцентр на Красной Пресне, – одна из тех уникальных площадок, на которых независимые релизы живут долго и счастливо. Если взглянуть на репертуар киноцентра, то можно увидеть как ВЕЛИКОГО УРАВНИТЕЛЯ, стартующего в ближайший уикенд, так и ЛУЧШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ на четырнадцатом месяце проката. Об особенностях работы киноцентра и о том, как живется «Соловью» в целом, «БК» побеседовал с его директором Владимиром Медведевым.

Владимир, в новостях периодически возникают сообщения о том, что московские кинотеатры выставляются властями на продажу. Может ли грозить подобная участь «Соловью»?

Нет, киноцентр находится не в собственности города. «Соловей» – частный кинотеатр, поэтому у нас все нормально.

На сегодняшний день ваш кинотеатр носит титул самого многозального в России, СНГ и Восточной Европе. Сколько сейчас залов в «Соловье»? И как вы считаете, насколько на сегодняшний день важен фактор многозальности?

У нас 23 рабочих зала общей вместимостью 1900 мест. Совсем скоро начнет работу24-й. В Европе в каждом крупном городе есть большие кинотеатры. Самый большой находится на окраине Брюсселя, в нем 26 залов. Там огромный парк, аттракционы, торговые центры, он невероятно вместительный и уникальный, туда даже провели специальную линию метро. Но все это непросто с точки зрения репертуара. Наши многозальники обычно работают так: берут блокбастер и в шести-семи залах показывают его каждые пятнадцать минут. У нас другая ситуация. Мы идем от обратного, хотя это и сложнее.

Когда несколько лет назад появилась площадь для увеличения количества залов, у вас не было сомнений при выборе между вариантами меньшего количества залов с большей вместимостью и большего количества с меньшим числом мест?

Сегодня зал в двести мест – это уже проблема. Вся Европа строит мультиплексы с залами от 25-ти до 250-ти мест. Например, у нас в первом зале 489 мест, и заполнить его сегодня практически невозможно. Такая же история, думаю, и у нашего соседа – кинотеатра «Каро 11 Октябрь», у них в первом зале полторы тысячи мест. Это все проблемные площадки. Идеальный вариант – 25–150 мест. Такие залы выгодны экономически, у них нет проблем с заполняемостью, особенно в выходные дни.

Киноцентр уже полностью «оцифрован» или у вас еще осталось пленочное оборудование? Как вы оцениваете состояние залов?

Мы стараемся не отставать от стремительного технического прогресса. Уже два года как мы полностью отошли от 35-миллиметровой пленки, у нас все залы оцифрованы, четырнадцать из них оборудованы системой 3D-показа. Но мы, как правило, показываем трехмерные релизы в двух вариантах – и в 3D, и в 2D. Ведь у некоторых людей есть отклонения по зрению, и если они на свои очки надевают 3D-очки, им становится некомфортно, да и детям этот формат вреден. Японцы изобрели безочковую систему 3D, когда ее внедрят, будет прекрасно. Что касается состояния залов, то те, которым менее семи лет, еще не успели состариться, а те, что «постарше», пережили реконструкцию. Я считаю, что залы находятся в очень хорошем состоянии. Аппаратура новая, все нормально. Это важно, ведь если не будет качества, то зрители могут и не прийти.

Сколько фильмов обычно включает в себя репертуар киноцентра? И какие проекты пользуются бόльшим спросом – новинки проката или «старожилы»?

У нас ежедневно демонстрируется до пятидесяти фильмов. Некоторые идут месяцами, другие – годами. Новые картины, даже если это блокбастеры, не получают больше трех залов, ведь у нас много других лент. Фильмы, которые держатся долго – это, как правило, произведения достаточно высокого художественного уровня. Аудитория нам верит: если мы показываем картину, значит, она достойная. С ОТЕЛЕМ «ГРАНД БУДАПЕШТ» мы побили все мыслимые и немыслимые рекорды этого фильма для одного кинотеатра. Картина собрала у нас почти 15 миллионов рублей. До этого такая же история была с ВЕЛИКИМ ГЭТСБИ. Спрос всегда зависит от качества фильма. Тем не менее процентов 10–15 экранного времени киноцентра занимают проекты, которые я на самом деле не хотел бы видеть в нашем репертуаре.

Некоторые релизы задерживаются в киноцентре на несколько лет – например, АМЕЛИ работала три года, или, если быть точнее, 37 недель. Как вы определяете момент, когда фильм пора снимать с проката?

Все довольно просто – если на сеанс приходит 5–7 человек, то можно снимать, если 15–20 зрителей, то держим.

Насколько нам известно, обычно в репертуаре киноцентра самые «старые» фильмы – это картины двух-трехлетней давности. Но, например, у вас был опыт проката фильма Бернардо Бертолуччи КОНФОРМИСТ 1970 года. С чем связан выбор более старых картин для показа? Как в таком случае оформляются права на демонстрацию?

На самом деле здесь нам повезло – у компании «Синема Престиж» были кинотеатральные права на показ фильма КОНФОРМИСТ в России. В нашем кинотеатре его посмотрело 6,5 тысяч зрителей. Сейчас мы ведем переговоры еще по двум старым картинам – одна 1952 года, другая 1969-го. Если все сложится, они у нас пропишутся надолго.

Вы неоднократно успешно работали документальным кино. Почему его нет в репертуаре на данный момент?

Да, у нас много собирали ОКЕАНЫ, как и ПТИЦЫ в свое время. Если есть приличное документальное кино, то мы показываем его, и показываем долго. Просто таких фильмов сейчас мало.

«Соловей» не входит ни в какую из сетей и является независимым кинотеатром. Насколько это осложняет или, напротив, упрощает его существование? Как складываются ваши отношения с дистрибьюторами?

То, что мы не входим ни в какую сеть, никак не сказывается на жизни киноцентра. Сети работают сами по себе, мы – сами по себе. Никаких проблем. У нас рядом «Формула Кино Европа», «Каро 11 Октябрь» и «Каро 9 Атриум». Все прекрасно и у них, и у нас. Мы друг другу не мешаем. И с дистрибьюторами у нас полное взаимопонимание. Иногда нам говорят: «У вас же 23 зала, почему вы не показываете наш проект в пяти залах?» Отвечаю: «Знаете, работая в двух залах, мы вам соберем те же самые деньги». Так что проблем с прокатчиками нет, они нам доверяют.

Как вы считаете, почему независимым релизам все сложнее удерживать внимание аудитории? И с чем связан интерес зрителей вашего кинотеатра к авторскому кино, арт-мейнстриму?

Интерес нельзя сформировать за месяц, надо зрителя приучать. Мы проводили такую политику с самого начала, как только открылись. Увеличивалось количество залов, увеличивалось количество фильмов, но формат с самого начала был таким. И народ к этому привык. Примерно семьдесят процентов зрителей понимают, куда идут, а около тридцати, приходя к нам впервые, знакомятся с нашим стилем работы. В репертуаре киноцентра много отличных европейских фильмов, но мы не против и американского кино, ведь есть хорошие картины из США. Зрителей надо воспитывать, как в школе. Как воспитаем – такого зрителя и получим. В Москве есть прекрасные кинотеатры со своим лицом – «35 мм», «Пять Звезд на Новокузнецкой», «Пионер». Хотелось бы, чтобы таких площадок с нестандартным прокатом в России было больше. Деньги, конечно, нужно зарабатывать, но и нельзя забывать, что кинематограф может быть искусством.


22.09.2014 Автор: Ангелина Манахова

Самое читаемое

Национальная Ассоциация владельцев кинотеатров выступила с жестким заявлением

Кинотеатры США осудили Disney за выпуск «Черной вдовы» в гибридный прокат

Подробнее
«Черная вдова» показывает самое большое падение второго уикенда среди проектов киновселенной Marvel

Warner Bros. рапортует о первых успехах «Космического джема: Новое поколение»

Подробнее
Проекты стали обладателями Гран-при в «Особом взгляде» и основном конкурсе соответственно

Роднянский и Сельянов прокомментировали победы своих фильмов в Каннах

Подробнее
К очной защите допущено 20 проектов

Фонд кино определился с участниками питчинга независимых компаний

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru