top banner

Подведены итоги онлайн-конференции «Цифровые медиа и сервисы 202Х»

Автор: БК

28 мая 2020

Представители медиаотрасли обсудили состояние дел на рынке медиапотребления

27 мая организаторы CSTB.Telecom&Media провели первый онлайн-форум «Цифровые медиа и сервисы 202Х». Несколько часов в прямом эфире представители ключевых операторов цифровых услуг, производителей и дистрибьюторов контента, видеоплатформ, технологических компаний, а  также аналитики обсуждали текущую ситуацию на рынке и свое видение будущего индустрии.

Форум разделили на 2 логические части, первая из которых была посвящена операторскому бизнесу, а вторая – медиапотреблению, причем его обсудили как со стороны дистрибуции и медиа, так и со стороны контента. 

Первая сессия называлась «Операторский бизнес сегодня и завтра» и собрала вместе первого вице-президента МТС Вячеслава Николаева, президента АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрея Кузяева, советника генерального директора «Хуавэй Евразия» Игоря Акулинина и управляющего директора по стратегии и организационному развитию «МегаФона» Александра Соболева. 

По словам спикеров, отрасль столкнулась с гигантским скачком трафика, и увеличение было отнюдь не плавное (20-30% в год), к какому обычно готовят сети. Этот скачок трафика произошел как в области фиксированной связи, так и мобильной. Хотя фиксированная связь столкнулась с почти 100% увеличением, не факт, что эта услуга в таком же объеме останется востребованной по окончании пандемии. Ключевой вывод, который вынесли операторы из этой ситуации – необходимо продолжать инвестировать в развитие сетей, у них обязательно должен быть хороший запас прочности. При этом b2c модель в телекоме уже не имеет серьезных возможностей для роста, именно поэтому операторы активнее смотрят в сторону b2b сегмента или развивают ОТТ-бизнес. 

Среди прогнозов на ближайшие несколько лет, которые прозвучали в ходе сессии: уход от безлимитного интернета в тарифах абонентов или его значительное удорожание; увеличение среднего чека, поскольку все хотят, чтобы качество связи оставалось высоким; серьезные вложения в инфраструктуру; поддержка микро и малого бизнеса операторами; оптимизация операторской бизнес-модели за счет сокращения избыточного ритейла, рекламных бюджетов и практики дотирования абонентских устройств. 

Вторая сессия под названием «Медиапотребление сегодня и завтра» включила в себя две отдельные дискуссии с разным составом спикеров. Модератором выступил Андрей Громковский, вице-президент UFC по России и СНГ, глава UFC Russia.

В первой части, которая называлась «Про медиа», модератор говорил с лидерами холдингов и компаний, которые сегодня определяют дистрибуцию контента и работают с конечным потребителем. В разговоре приняли участие заместитель генерального директора НМГ по стратегии и инвестициям Алексей Янчишин, управляющий директор Rambler&Co Максим Тадевосян, директором по контенту медиасервисов «Яндекса» Ольга Филипук, директор по контентной политике «Ростелекома» Александр Косарим, заместитель генерального директора «Газпром-медиа Холдинг» Алексей Краснов. В роли представителя интересов зрителей, подписчиков и потребителей выступил Александр Кардаш, директор направления медиа и развлечений PwC.  

Сейчас наблюдается рост медиапотребления – люди смотрят дома ТВ, ОТТ-сервисы, учатся, занимаются удаленно спортом, при этом потребление  аудио упало, так как было связано с outdoor-активностями. Очевидный тренд – это «контент в контенте», когда в игре можно посмотреть концерт или фильм. По мнению аналитиков, после окончания самоизоляции трафик видеосервисов снизится, и чтобы удержать клиента, платформам необходимо будет активно внедрять новый контент, например, спортивный, по которому так соскучились зрители. К тому же, в тренде – качественный do it yourself контент, который также могут закупать платформы.

Сегодня складывается непростая ситуация для традиционных рынков медиахолдингов, при рекордных показателях телесмотрения значительно сократились рекламные доходы, что ведет к адаптации стратегии. Компании активно развивают цифровое направление, вкладываясь в оригинальный контент, заключая контентные сделки с ведущими иностранными холдингами, образовывая стратегические партнерства с телекомом и другими бизнесами. Так, подписчики и More.tv, и PREMIER имеют возможность постоянно смотреть качественный эксклюзивный контент, а дальнейшая стратегия развития связана с тем, насколько быстро компаниям разрешат продолжить производство, ведь ни один сервис не выживет без премьер. 

По мнению спикеров, нынешний год – это год больших коллабораций, совместных закупок, что позволяет реструктуризировать затраты и сделать бизнес более эффективным. И количество коллабораций и совместных предприятий в части производства и закупки премиального контента и даже продажи российского контента за рубеж, будет только расти.

Крупные IT-холдинги, «Яндекс» и Rambler Group, вошли в нынешний кризис с большими пакетами услуг, в которых потребление сервисов развлечений тесно связано с остальными видами потребления сервисов, что позволило компаниям не заметить сильного проседания по отдельным сегментам. Как «Яндекс», так и мультимедийный сервис Okko (Rambler Group) активно вкладываются в производство оригинального контента, и, к тому же, также видят рост в партнерствах. 

Вторая дискуссия в этой сессии была посвящена контенту. Рынок контента в последние годы разогрелся в разы – активными игроками стали ОТТ-платформы, заказывающие сериалы и шоу у продюсеров, крупные инвесторы пришли на рынок контента, а капитализация контентных компаний на биржах выросла в разы. Помимо этого, последние годы ознаменовались крупными сделками по слиянию и поглощению. Многие стали говорить о «пузыре» на рынке контента. Что же произойдет после событий прошедших месяцев? Контента будет слишком много или слишком мало? Кто окажется более конкурентоспособным – контент российских продюсеров или иностранные хиты? Короткий контент или многосерийные сериалы?  

Об этом говорили вице-президент по развитию медиабизнеса МТС Игорь Мишин, исполнительный вице-президент STAR MEDIA Никита Трынкин, генеральный директор, more.tv Денис Горшков, исполнительный директор IVI Иван Гродецкий, генеральный директор, CDNvideo Ярослав Городецкий и генеральный директор Virtus.pro Сергей Гламазда.

По мнению спикеров, мы переживаем уникальную ситуацию, когда есть и переизбыток контента в целом, и дефицит премиального контента в частности. Но важнее, что существует дефицит зрительского времени. Однако, настоящая борьба за него по сути еще не развернулась, поскольку глобально у зрителя еще не выработалась привычка или потребность в ОТТ-сервисах. Для начала необходима серьезная совместная работа по формированию этой привычки и, конечно, гораздо большее количество суперпремиального контента, который мог бы быть драйвером подписки. 

Если говорить о том, что более конкурентоспособно – отечественный контент или иностранные хиты, то, безусловно, должен существовать хорошо сбалансированный микс с доступом к крупнейшим иностранным библиотекам и премьерам и к оригинальному российскому эксклюзиву. Причем, настоящая конкурентная борьба в части контента собственного производства начнется не ранее, чем через 2-3 года. А пока в этой области очевидно будет сотрудничество, поскольку продакшн – дорогое удовольствие для большинства платформ. Кроме того, важно не забывать, что зрителя удержит та видеоплатформа, которая предоставит контент для всех членов семьи – сюда необходимо включать и спортивные ивенты, и концерты, и шоу, и сериалы и многое другое, в общем, не только эксклюзив, но и нишевый контент чрезвычайно важен. И форматы – новые, интересные – например, короткие эпизоды или вертикальные видео, все это будет развиваться в течение ближайших нескольких лет, и на это также надо обратить внимание продюсерам и платформам. 

Отдельный вопрос посвятили киберспорту и геймингу, который стал сейчас крайне актуальным и востребованным широкой аудиторией, ведь он отлично существует в онлайне, дает постоянно эксклюзивный контент, привлекается миллионы людей бесплатным контентом, возможностью смотреть без звука. 

Затронули и тему релизов кино в цифровом пространстве без выхода на широкий киноэкран, поскольку за последнее время состоялись две крупные премьеры в онлайне − ТРОЛЛИ: МИРОВОЙ ТУР и СПУТНИК. Спикеры признали логичность такой истории для нишевых авторских вещей. Но широкие коммерческие релизы, по их мнению, продолжат выходить в кино. 

Среди наиболее важных изменений на рынке контента, которые произойдут в 2020-2021 гг., отметили: ужесточение борьбы с пиратством, дальнейшее развитие экосистем или партнерств, которые будут имитировать экосистему; дальнейшая горизонтальная и кросс-сегментная консолидация и операционное сотрудничество; изменение рекламной монетизации и уменьшение объема прямой рекламы за счет использования ИИ, а также контент в контенте.

Еще больше новостей в нашем официальном канале в Telegram 

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен

Самое читаемое

Предварительная касса уикенда: «Папины дочки» вырвались в лидеры
Подробнее
Касса четверга: новинка «Папины дочки. Мама вернулась» возглавила чарт
Подробнее
Фонд кино опубликовал список поддержанных мультфильмов
Подробнее
На условиях стопроцентной возвратности Фонд кино поддержит три фильма
Подробнее
Анастасия Чулкова назначена генеральным директором «Марс Медиа»
Подробнее
Okko представляет новинки ноября
Подробнее
Фонд кино назвал суммы поддержки национальных фильмов о Дальнем Востоке
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 национальных фильмов для детской и семейной аудитории
Подробнее
KION рассказал о новинках ноября
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в октябре 2025 года
Подробнее
«Синема Парк» отсудил у «Контент-Клуба» упущенную выгоду
Подробнее
Новинки ноября в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 27 октября – 2 ноября 2025 года
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Папины дочки» уверенно возглавили прокат
Подробнее
На IV фестивале «Зимний» вводится новая программа
Подробнее
1-2-3 Production запустил военно-исторический проект совместного производства со странами СНГ
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Папины дочки. Мама вернулась» опережают «Алису в стране чудес»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 30 октября – 2 ноября
Подробнее
В Москве состоялась премьера сказки «Яга на нашу голову»
Подробнее
Вокруг света: cборы российского кино за рубежом по итогам трех кварталов 2025 года
Подробнее

Новости по теме

Объявлены победители национальной премии «Большая цифра»
Подробнее
Выставка-форум «CSTB.Telecom&Media – 2021» поменяла сроки проведения
Подробнее
Организаторы CSTB.Telecom&Media в конце мая проведут форум в онлайне
Подробнее