top banner

В Москве стартовала «Российская креативная неделя»

Автор: Максим Острый

3 июля 2024

Эксперты обсудили рынок анимации в России

Модератором встречи выступила исполнительный директор Ассоциации анимационного кино России Ирина Мастусова. По ее словам, анимация развивается по своим законам, отличным от кинематографа, и данная дискуссия призвана приоткрыть дверь во внутреннюю кухню этой отрасли. Мастусова отметила, что до пандемии индустрия развивалась во многом за счет лицензирования: это направление деятельности приносило проектам до 80% прибыли. Еще 20% давал экспорт. После пандемии в монетизации усилилась роль стримингов и продаж на VOD. Сейчас, по оценке Мастусовой, лицензирование приносит до 50% прибыли, продажи контента – до 30%.

Первым выступающим стала директор по развитию бизнеса ООО «Союзмультфильм» Катерина Пшеницына, которая рассказала о трендах в международной анимации. Первый из них – это в целом рост спроса на анимацию и на ТВ, и на стримингах. Пшеницына отметила, что оригинальные проекты для ТВ все еще намного популярнее стриминговых, однако доля онлайн-платформ в общем смотрении детского контента увеличивается. Отдельный акцент эксперт сделала на том, что за счет глобальных VOD-сервисов локальный проект может стать популярным по всему миру.

Второй выделенный Пшеницыной тренд – это повышенный потенциал анимации при международной экспансии: очень быстро захватывает мир аниме, сопровождают его еще два кита распространяемости – pre-school и анимационный ситком. При этом если рынок аниме, включающий в себя и контент, и мерч, и видеоигры, и прочие товары, растет в год на 9,6%, то спрос на аниме увеличивается в четыре раза быстрее. В целом интерес к анимации для взрослых превышает предложение в три раза. Смотрят такую анимацию в первую очередь мужчины (58,4%) в возрасте от 13-ти до 22 лет (38,6%).

Еще один выделенный Пшеницыной тренд – это создание контента на основе известных IP и разнообразные ребуты. В 2023 году в основу 36% анимационного контента легли литературные произведения, 31% использовал комиксы, 18% – видеоигры. Прирост объема контента в последней секции составил 150%.

Влияние TikTok и в целом сокращающееся время внимания привело к росту популярности короткого scripted-формата для цифровых платформ. Речь идет о двухминутных сериалах на 20–100 серий – это еще один тренд, выделенный Пшеницыной.

Наконец, спикер рассказала о том, что современные дети хотят сами создавать контент и взаимодействовать с ним. Это приводит к росту мультиплатформенности и гиперперсонализации. Эксперт отметила и наблюдаемый по всему миру ренессанс детского кинохождения. В России, по приведенным ею данным, дети 7–12 лет ходят в кино один раз в неделю и чаще.

Генеральный директор студии компьютерной анимации «Аэроплан» ГК «Рики» Александр Миргородский заметил в продолжение выступления Пшеницыной, что в последнее время выросло погружение молодых пользователей в контент за счет соучастия, и вертикальные ролики это восприятия поддерживают.

Директор по развитию ООО «Первый проект», соучредитель телеканала «Лёва» Владимир Набатов заметил, что еще один тренд последних лет – это глобальное сокращение инвестиций в анимацию. По его оценке, сейчас каналами и платформами в мире заказывается на 30% меньше оригинальных проектов. Вещатели ищут наиболее проверенные временем и уже состоявшиеся франшизы. Также эксперт рассказал о современных особенностях цифровой дистрибуции контента, в частности, на YouTube.   

Генеральный директор ООО «Ноль плюс медиа» Александр Саблуков проанализировал основные источники монетизации российской анимации. Среди них – господдержка, кинопрокат, продажа прав на контент телеканалам и онлайн-кинотеатрам, лицензирование, монетизация в YouTube и международная дистрибуция. Что касается лицензирования, то эксперт отметил, что традиционные игрушки стали приносить меньше прибыли, но при этом выросла роль других партнерств, например, со «Вкусно и точка».

Коммерческий директор Кинокомпании СТВ Людмила Цой, рассказывая об основах создания анимационного контента с нуля, обозначила нынешние сроки окупаемости сериального проекта – это пять лет. Первые инвестиции, по ее словам, начинают возвращаться только в самом конце производства. Цой оценивает роль кинопроката в среднем годовом доходе полного метра в 63%. Сериалам 51% приносят ТВ и digital. Средний объем контента сериала, необходимый для окупаемости – 78 серий. Говоря о целевой аудитории анимации, Цой обратила внимание на тот факт, что лицензионные товары продаются зрителям моложе 11 лет, и чем ниже их возраст, тем шире линейка товаров.

Генеральный директор СКА «Аэроплан» ГК «Рики» Александр Миргородский, завершая встречу, отметил, что в креативной части индустрии есть большой запрос на взрослый контент. Следующие десять лет станут, по его словам, периодом вхождения российской анимационной отрасли в эту сферу, и авторам надо быть готовым уметь говорить со своими зрителями на сложные темы – от этого будет зависеть востребованность производимого контента.

Самое читаемое

ТНТ готовит переосмысление «Мастера и Маргариты» в качестве следующего новогоднего фильма
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Невероятные приключения Шурика» забрали золото чарта
Подробнее
«Централ Партнершип» представил фильмы на 2026-2027 годы
Подробнее
Касса четверга: «Невероятные приключения Шурика» в лидерах
Подробнее
Фестиваль «Дни короткометражного кино» проведет питчинг микродрам и презентацию киноиндустрии Турции
Подробнее
«Газпром-Медиа Холдинг» готовит полнометражный фильм об Эмиратах
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Невероятные приключения Шурика» возглавили прокат
Подробнее
Студия KIONFILM готовит экранизацию «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина
Подробнее
Джонни Депп спродюсирует англоязычную экранизацию «Мастера и Маргариты»
Подробнее
Disney инвестирует $1 млрд в OpenAI
Подробнее
«Контент-клуб» выиграл очередной суд к одному из юрлиц киносети «Синема Парк» и «Формула Кино»
Подробнее
Открыт прием заявок на соискание индустриальной премии «ЦЕХ. За кадром»
Подробнее
Вим Вендерс возглавит жюри Берлинского кинофестиваля
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 декабря 2025 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 11-14 декабря
Подробнее
«Comic Con Игромир» объявил даты проведения в 2026 году
Подробнее
ИРИ открыл прием заявок на участие в Национальной премии интернет-контента
Подробнее
Предпродажи уикенда: впереди всех «Невероятные приключения Шурика» и «Три кота»
Подробнее
Касса России: «Невероятные приключения Шурика» оказались на вершине
Подробнее
В Москве состоялась премьера комедии «Невероятные приключения Шурика»
Подробнее