top banner

«Жить» Василия Сигарева: «Это фильм о страхах»

Автор: Максим ТУУЛА

5 июня 2012

Василий Сигарев уже праздновал триумф на «Кинотавре» три года назад, когда его дебютный ВОЛЧОК получил главный приз, награды за лучший сценарий и лучшую женскую роль. Премьера второй работы режиссера ЖИТЬ состоялась в этом году на Роттердамском кинофестивале, где даже видавшие виды синефилы были поражены глубиной погружения в макабрические бездны. На вопросы «БК» ответил продюсер картины Роман Борисевич.


Действие происходит в российской глубинке с узнаваемыми приметами и типажами и укладывается в три линии: историю молодой веселой пары, историю матери, лишенной родительских прав на дочерей, и историю мальчика, с тоской ожидающего возвращения отца. Сюжет то и дело резко меняет свое течение, неожиданно ударяя зрителя под дых. Но в итоге главным героем фильма оказывается смерть.

ЖИТЬ

Россия, 2012, 119 мин.

Режиссер и автор сценария Василий Сигарев

Оператор Алишер Хамидходжаев

В ролях: Яна Троянова, Ольга Лапшина, Алексей Филимонов, Евгений Сытый, Анна Уколова, Дмитрий Куличков

Продюсеры Роман Борисевич, Александр Кушаев

Производство Кинокомпания «Коктебель» при поддержке Министерства культуры РФ

 

РОМАН БОРИСЕВИЧ: «ЖИТЬ» – ЭТО ФИЛЬМ О СТРАХАХ»

БК: ЖИТЬ производит впечатление чуть ли не самого мрачного фильма за всю историю русского кино, в Роттердаме он показался нелегким даже искушенным кинокритикам и продюсерам. Каково ваше личное отношение к картине?

Роман Брисевич: Наверное, я бы назвал ЖИТЬ не мрачным, а тяжелым фильмом. Он мрачен ровно настолько, насколько мрачна окружающая жизнь. Снимая этот фильм, Василий прошел по самой грани дозволенного, но не нарушил ее. В этом и заключается главное достоинство картины – она говорит о наших общих страхах, ужасах, не переходя какую-то важную границу. Режиссер показал то, что тревожит его самого, но это должно волновать и пугать каждого. ЖИТЬ – это фильм о страхах, и главный из них – потерять близкого человека.

БК: Но опыт показывает, что русский зритель не хочет смотреть картины об окружающей реальности, а предпочитает ДЖОНА КАРТЕРА. Об этом, например, «манифест» Александра Роднянского, опубликованный недавно в газете «Ведомости».

Борисевич: Я согласен и понимаю, что кино, далекое от реальной жизни, тоже существует и привлекает публику. Более того, один из наших проектов – новый фильм Алексея Попогребского – как раз уводит зрителя от действительности в вымышленный мир. Кинематограф ценен тем, что может быть разным – каждый режиссер рассказывает собственным, особенным языком о чем-то своем. Конечно, фильм Сигарева не значится у рядового зрителя в списке приоритетов и не может тягаться в популярности с ДЖОНОМ КАРТЕРОМ. Тем не менее такие картины, как ЖИТЬ, просто обязаны существовать. Чувствующий и думающий человек никогда не перестанет их смотреть. Можно сколько угодно смотреть голливудские блокбастеры, но от этого реальность никуда не денется. Я положительно отношусь к развлекательному кино, но оно не воспитывает, не подсказывает, не указывает дорогу, как это делает фильм ЖИТЬ, который заставляет задуматься о жизни.

БК: Одно из достоинств фильма – сложно выстроенная драматургия. Насколько она изменилась по сравнению с первоначальным сценарием?

Борисевич: Василий – сложившийся драматург, и его вторая картина подтвердила, что успех ВОЛЧКА был неслучаен. О ВОЛЧКЕ говорили, что режиссер манипулирует чувствами. То же, вероятно, скажут и о новом фильме. Но ЖИТЬ действительно связан с реальными событиями Васиной жизни. Сигарев лихо и интересно пишет, я признаюсь, что было гораздо легче читать сценарий, чем смотреть фильм на экране – возможно, драматургия была усложнена визуальной составляющей. Но практически сто процентов того, что присутствовало в сценарии, было перенесено на экран. Я пытался давать рекомендации: немного иначе смонтировать, выбрать другой ритм, сократить хронометраж. Что-то Вася принял, от чего-то отказался. Я предоставил ему полную свободу и ни в чем не ограничивал, это целиком его авторская работа. Она более мастеровита и менее эмоциональна, чем ВОЛЧОК, но намного страшнее.

БК: Во время работы над фильмом вы тщательно скрывали интригу. Теперь она известна – по крайней мере, тем, кто видел ЖИТЬ в Роттердаме. Насколько важна для восприятия сюжета неосведомленность зрителя?

Борисевич: Да, она действительно важна, но мы не смогли полностью удержать сюжет в тайне, мы просто рассчитывали на другую премьеру. Зритель ощущает более сильный удар, если не догадывается, как будут развиваться события. В фильме есть элементы, которые можно интерпретировать как мистические, и если история известна, теряется загадка, перестает работать воображение, а на этом построено многое в картине. Хотелось, чтобы зритель сам пытался понять, что происходит с героями, кто из них жив, а кто умер.

БК: Согласны ли вы с утверждением режиссера, что эти истории могли случиться где угодно? А как же узнаваемая российская провинция и чисто русские приметы быта и времени?

Борисевич: На мой взгляд, они могли случиться только в нашей стране. Похожие эпизоды могут произойти где угодно, но в картине ЖИТЬ явственно виден русский (даже не российский) след и русский характер. Она отличается от таких «безадресных» фильмов, как ВОЗВРАЩЕНИЕ или КАК Я ПРОВЕЛ ЭТИМ ЛЕТОМ. Сигарев – абсолютно русский режиссер, и по-настоящему его могут понять в первую очередь соотечественники. За рубежом его понимают кинопрофессионалы высшего класса и люди творческих профессий, мировоззрение которых не ограничено. Вероятно, от них ускользнут какие-то детали, но они способны остро чувствовать. Здесь как раз актуальна поговорка: «Умом Россию не понять».

БК: Каковы ваши прокатные планы?

Борисевич: Мы договорились о прокате с Максимом Кузьминым (Который занимался «самокатом» ШАПИТО-ШОУ. – БК), он полон оптимизма и готов пробовать. А основные решения, в том числе о количестве копий, мы примем после «Кинотавра».

Самое читаемое

Мировая премьера «Исчезновения» Кирилла Серебренникова может состояться на Каннском кинофестивале
Подробнее
Предварительная касса четверга: турецкая мелодрама «Оставь это ветру» уверенно возглавила прокат
Подробнее
Объявлен лонг-лист кинопремии «Ника» за 2024 год
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink представил новинки сезона 2025 года
Подробнее
Прогноз как предчувствие: разбор ошибок 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: мелодрама «Оставь это ветру» обогнала комедию «Холоп. Великолепный век»
Подробнее
Касса четверга: «Оставь это ветру» стал лидером чарта
Подробнее
Стал известен победитель конкурса «5 пилотов для Okko»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 6–9 февраля
Подробнее
Премия АПКиТ объявила лонг-лист за 2024 год
Подробнее
В Москве прошла премьера драмы «Война и музыка»
Подробнее
Официальная касса России: дань «Злому городу»
Подробнее
Часть команды онлайн-кинотеатра «Иви» перешла в студию Team Films
Подробнее
Стала известна сумма рибейтов кинопроизводителям в Мурманской области в 2024 году
Подробнее
«Яндекс» стал новым владельцем товарных знаков «Игромир» и Comic Сon в России
Подробнее
Рынок онлайн-пиратства сократился на 4% в 2024 году
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 3–9 февраля 2025 года
Подробнее
Стали известны победители премии Critics Choice Awards
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 6–9 февраля 2025 года
Подробнее
Международный студенческий фестиваль ВГИК объявил даты проведения в 2025 году
Подробнее

Новости по теме

Компания «План 9» заключит эксклюзивный контракт c «Атмосферой кино»
Подробнее
Российский мультфильм впервые возглавил уикенд в Голландии
Подробнее
Режиссер «Страны ОЗ» отказывается работать с Минкультом
Подробнее
Прокатные перспективы фильмов “Кинотавра”
Подробнее
«Кинотавр – 2012»: финал уж близится…
Подробнее