Победитель Канн «Анатомия падения»: картина о том, как поверить в то, во что решишь верить
Судебные сцены из супружеской жизни
19 октября обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля этого года, фильм АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ Жюстин Трие выходит в российский прокат. Это пронзительная история, препарирующая опухоль брака, где супруги в прямом и переносном смысле не могут найти общий язык. Картина до сих пор идет в прокате во Франции, где ее посмотрело более миллиона зрителей, что стало лучшим результатом по кассовым сборам среди победителей Канн с 2008 года. Главный редактор БК Юлия Шампорова рассказывает, почему фильм Жюстин Трие не стоит сравнивать с картинами Ингмара Бергмана.
Режиссер Жюстин Трие стала третьей женщиной-режиссером после Джейн Кэмпион (ПИАНИНО) и Жюлии Дюкурно (ТИТАН), которая завоевала главный приз Каннского фестиваля, что, конечно же, не случайно. В своем творчестве она концентрируется на женской оптике в искусстве, и в этот раз остается верна себе. Главные героини всех ее фильмов – это женщины творческих и интеллектуальных профессий (журналистка, актриса, психоаналитик, адвокат), которые сталкиваются с личными и профессиональными проблемами. Однако смена жанровой принадлежности работ Трие налицо: начав с картин, снятых в мелодраматическом и комедийном ключе, режиссер в последних своих работах переходит к драме и триллеру, что только на пользу ее творчеству. Предыдущий фильм режиссера СОБЛАЗН вошел в основной конкурс Каннского фестиваля, АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ этот конкурс выиграла.
Режиссер заворачивает историю своего нового фильма в упаковку герметичного детектива. Муж успешной писательницы Сандры Войтер погибает в первые пять минут картины. Все остальное время зритель пытается понять, как погиб мужчина и виновата ли в этом его жена, причем место действия фильма – либо зал заседания суда, либо шале в горах Франции, недалеко от Гренобля, в котором живет героиня со своим сыном. Однако жанровые особенности картины обманчивы и не приведут зрителя к ожидаемому финалу.
Сандра Войтер в блестящем исполнении немецкой актрисы Сандры Хюллер – немка по происхождению, успешная писательница, которая переехала в Лондон, где познакомилась со своим будущим мужем Самуэлем (его играет француз Самуэль Тейс). Из-за семейного кризиса и финансовых проблем семья вместе с сыном Дэниелом (Мило Машадо Гранер) переезжает на родину Самуэля в небольшое горное шале в Альпах. Всю эту предысторию зритель узнает в процессе разговоров героев друг с другом, перед нами завязка – уже устоявшейся быт европейской семьи и… выпавший из окна по непонятной причине Самуэль.
Вся картина построена на диалогах, посвященных анализу несчастливого брака, из-за чего некоторые критики сравнивают фильм с легендарной картиной Ингмара Бергмана СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ, вот только диалог ведут не супруги. Сандра рассказывает своему адвокату, который защищает ее в суде, о том, как строился и трансформировался ее брак. И с данной точки зрения это принципиальное отличие! Трие в этой истории отдает голос женщине, именно через женскую призму мы видим, как развивались взаимоотношения супругов, и можем судить о том, что произошло на самом деле.
Муж Сандры ретроспективно появляется лишь в одной кульминационной сцене – это сцена ссоры супругов за день перед его смертью. Именно из нее мы узнаем о том, что Самуэль, у которого также были амбиции писателя, завидует своей жене и обвиняет ее в плагиате. Также супруги не простили друг друга из-за трагедии, связанной с их ребенком, который по вине отца потерял зрение. Успех жены становится непреодолимым испытанием для мужа, а сложности в сексуальных отношениях тянутся из непроработанного чувства вины обоих.
Из-за приверженности к поджанру юридической драмы и создания острых драматических ситуаций в зале суда фильм Трие можно сравнить с картиной другого французского режиссера, Ивана Атталя, ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, участвовавшей в Венецианском кинофестивале два года назад. Там тоже на протяжении двух с половиной часов бóльшая часть сцен разворачивается в зале суда, где молодого интеллигента обвиняют в изнасиловании, а репутация его обеспеченной семьи постепенно уничтожается этим процессом. Кстати, ни хронометраж обеих картин, ни герметичность, замкнутость действия не становятся помехой для того, чтобы с увлечением следить за разворачивающимися событиями. Но если Атталь работает строго по законам жанра, то Трие детектив нужен исключительно как популярная жанровая форма, которая заинтересует зрителя для более серьезного и сложного разговора.
Сандра Войтер – иностранка, она вынуждена говорить со своим мужем и сыном на английском языке, с трудом переходя на французский, когда этого требуют обстоятельства. И эта довольно прямая метафора невозможности найти общий язык в одной семье довольно красноречиво показывает проблемы этих отношений. Весь процесс расследования вместе с матерью проходит и ее сын, 11-летний Дэниел, слепой мальчик, который вынужден разбираться в обстоятельствах буквально на ощупь. При этом Сандра – ненадежный рассказчик, порой мы следуем за ее словами безоговорочно, а порой ей не верит ее собственный сын, который вынужден свидетельствовать в суде о том, как строились отношения между родителями. Ситуация осложняется тем, что к Дэниелу приставлена специальная соцработница, которая следит, чтобы мать не влияла на показания сына. Но именно она в какой-то момент дает мальчику совет, который определит будущее семьи: «Когда у тебя нет всех фактов и ты не видишь картину целиком, тебе придется решить, на чьей ты стороне, и поверить в то, во что ты решишь верить». Именно показания слепого мальчика (как прообраз Фемиды, греческой богини правосудия) в итоге решают исход всего судебного процесса, только вот в метафорическом смысле мальчик не слеп и не беспристрастен – он принимает решение верить в то, во что хочет верить.
Жюстин Трие, разбирая анатомию падения одного конкретного брака, отдает роль рассказчицы волевой талантливой женщине, которой, как это часто водится, все эти качества ставятся в вину. Психоаналитик мужа на процессе даже обвиняет ее в его ментальной кастрации, на что Сандра вполне законно спрашивает: «А как вы думаете, в чем мой психоаналитик, если бы он у меня был, мог обвинить моего мужа?» В центре повествования – не конфликт пары, а проблемы сильной женщины, которая оказалась в тяжелых обстоятельствах и вынуждена защищать себя. Мы не всегда верим ей, порой склонны сомневаться, на чьей стороне правда, но до конца этого так и не узнаем. Трие учит нас принять решение, а потом просто поверить в него…
Фото: кадр из фильма АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ