top banner

«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски

Автор: Юлия Шампорова

14 февраля 2024

Высокая кухня и чувства

«Открытие нового блюда способно сильнее осчастливить человечество, чем открытие новой звезды», – говорит Доден Буффан, главный герой РЕЦЕПТА ЛЮБВИ, Наполеон французской гастрономии, превративший процесс приготовления пищи в искусство. И эта фраза очень хорошо характеризует и основной посыл новой картины французского режиссера вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга, завоевавшей приз за лучшую режиссуру в Каннах в прошлом году, и очень важное во французской культуре явление l'art de vivre à la française («искусство жить»), которое отражается в повседневных мелочах и делает жизнь человека лучше: вкусная еда, красивая сервировка, элегантная одежда, вежливое и уважительное отношение к себе и окружающим. Французы видят бóльшую пользу в том, чтобы сделать жизнь человека максимально приятной и комфортной, чем в том, чтобы заставить людей страдать во имя идеи, какой бы красивой и одухотворяющей она ни была, и об этом Чан Ань Хунг снимает свой гимн любви и гастрономии.

Картина РЕЦЕПТ ЛЮБВИ, или СТРАСТЬ ДОДЕНА БУФФАНА, как она называется во французском прокате, основана на книге Марселя Руффа «Жизнь и страсть гурмана Додена Буффана», опубликованной в 1924 году. В 1970-е на ее основе уже был снят телевизионный фильм. Герметичная гастроромантическая драма разворачивается во французском замке в 1885 году (фильм снимали в настоящем замке в Сегре-ан-Анжу-Бле), где живет выдающийся кулинар Доден Буффан и его не менее выдающаяся кухарка Эжени. Вместе они работают уже 20 лет, и их отношения давно переросли в роман на фоне общей страсти к кулинарии. Главные роли исполняют Бенуа Мажимель и Жюльет Бинош, чей роман и завершившийся брак в жизни придают взаимоотношениям героев на экране настоящую страсть, чувственность и трагичность.

Эжени и Доден – настоящие энтузиасты кулинарии, проводящие за этим занятием большую часть своих дней. Эжени царствует на кухне, где при помощи девушек-служанок без устали жарит, парит, варит и воплощает в жизнь самые разнообразные проявления кулинарной фантазии – от традиционного французского пот-о-фё до волована из слоеного теста с лангустом, от кнелей из палтуса до норвежского омлета. Доден горд представить результаты труда Эжени и придуманных им рецептов своим друзьям, которые по достоинству оценивают каждое предложенное блюдо в его шикарной гостиной, в то время как Эжени трудится на кухне: «Бог создал воду, а человек – вино».

Однако постепенно становится понятно, что героине Бинош отведена не только кухня, но и огромное место в сердце самого хозяина замка, который не раз делал предложение женщине, но пока безуспешно. «Брак – это обед, который начинается с десерта», – говорит Доден, предпринимая очередную матримониальную попытку, однако для Эжени намного важнее, чтобы ее воспринимали как творческого человека, кулинара с большой буквы, чем как жену. И вот уже пара меняется местами: Доден готовит для Эжени ужин, который для него – диалог с любимой, признание в любви и попытка дать все самое лучшее, что он может предложить, а Эжени, конечно же, сможет оценить это по-достоинству. В ход идут и устрицы со взбитым маслом и лимоном, и консоме из петуха, и груша в вине, и бутылка особого шампанского, 50 лет пролежавшая на дне моря. Для героев кулинария – это язык их любви, и ужин, приготовленный для Эжени – поэма, наивысшее проявление этой любви, которое героиня воспринимает со слезами на глазах.

Вообще, высокая кухня и возможность создавать кулинарные шедевры, как и любое другое искусство, дается людям, обладающим талантом в этом деле. Не зря режиссер признавался в том, что хотел снять фильм об искусстве и выбрал кулинарию как искусство очень конкретное. И история любви Додена и Эжени выходит за рамки любовного романа, становясь содружеством и взаимным вдохновением двух творческих людей, обладающих очень сильной страстью к тому, что они делают, и друг к другу. По этому же принципу они выбирают единомышленников и людей в своем окружении – от фанатичных друзей Буффана, способных выдержать обед на 8,5 часов, до девочки-ученицы, способной назвать многочисленные ингредиенты соуса бургиньон и чувствующей желание заплакать от вкуса прекрасной еды, которую она попробовала впервые.  

В это гастрономическое путешествие приглашаются и зрители, способные по-достоинству оценить медитативное кино, длящееся более двух часов, где французской кухне и приготовлению блюд отведена основная роль. Можно попробовать воплотить рецепты блюд, приготовление которых досконально показано в фильме, в жизнь после просмотра. Эта идея уже пришла в голову шеф-повару московского необистро «Жеральдин», основанному Владимиром Познером в честь своей матери Жеральдин Познер. Здесь, в соответствии с оригинальной маркетинговой стратегией прокатчика картины Global Film, в течение месяца будет предлагаться меню, вдохновленное рецептами из фильма – от устриц с шампанским до норвежского омлета. Самое главное – не приходить на просмотр РЕЦЕПТА ЛЮБВИ голодными, иначе инстинкты помешают воспринять и операторскую работу в духе европейской бытовой живописи и натюрмортов XIX века, и наэлектризованное, трагичное сосуществование в кадре Бинош и Мажимеля, и режиссуру Чан Ань Хунга, который, будучи вьетнамцем и прожив во Франции большую часть жизни, сумел достаточно отстраниться, чтобы создать визуальную поэму о том, что французы любят больше всего на свете – о еде.

Фото: кадр из фильма РЕЦЕПТ ЛЮБВИ

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Михаил Китаев: «История майора Грома – это классическая история русской драмы. Нужно было достигнуть дна, чтобы стать важным культурным явлением»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Американская киноакадемия обновила правила премии «Оскар»
Подробнее