top banner

«Кино Экспо − 2018»: конференция «Бизнес кинотеатров: Зрители. Контент. Онлайн»

Деловая программа. Тематический поток «Кинотеатры»

Первая встреча в рамках деловой программы форума «Кино Экспо» была посвящена трем волнующим индустрию темам: зрители, контент и онлайн. Градус обсуждений в этом году заметно выше, чем в прошлом – накопилось много проблем, требующих дискуссии и совместного поиска решения. Генеральный директор компании «Невафильм», председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин рассказал, что индекс настроения предпринимателей в индустрии, подсчет которого ведет «Невафильм», составил -37,1. Это самый низкий показатель за всю историю наблюдений (около 10 лет) – раньше настроения серьезно понижались лишь в период мирового финансового кризиса и осенью 2014 года. Пессимизм кинотеатров в первую очередь обусловлен падением посещаемости и средней заполняемости залов в этом году, а также неутешительным прогнозом на будущее – консолидации на рынке для совместной борьбы с трудностями пока не происходит, а активная аудитория от 15 до 35 будет только уменьшаться, что повлияет и на сборы.

Проблемы привлечения новых зрителей в кинотеатры коснулся в своем докладе старший вице-президент по развитию бизнеса корпорации IMAX в России, СНГ, Индии и Юго-Восточной Азии Джон Шрайнер. Спикер задался вопросом, достаточно ли индустрия, а особенно кинотеатры, делает для зрителя. В качестве примера он рассказал об опыте коллег из других стран. Так, сеть AMS в США в части залов заменила обычные кресла на реклайнеры (комфортные электрические кресла с тонкой настройкой параметров). Число мест в таких залах уменьшилось на 50%, однако бизнес в целом вырос на 87%. Сейчас сеть продолжает замену кресел в своих кинотеатрах. Подобный опыт применяет и Hoyts в Австралии. Сеть отмечает, что замена кресел расширила ее аудиторию. Также Джон Шрайнер показал фотографии кинотеатров, которые вкладываются в комфорт и качество в целом, в дизайн, в такие вещи, как, например, горка в детском зале. 

Потребность зрителей в комфорте подтвердилась в ходе опроса, проведенного 18-тилетней Ксенией Березиной. И ровесники спикера, и аудитория старше 30 лет особенно выделяют уют и комфортность кинозала – половина опрошенных готовы платить больше за билет в кинотеатре, который заботится о качестве кинопоказа. В результате исследования также выяснилось, что для молодой аудитории значима цена на билет, а для зрителей постарше – широкий выбор фильмов. Ведущий аналитик «Невафильм Research» Ксения Леонтьева представила результаты долгосрочного мониторинга зрительского поведения. Спикер выделила возрастную проблему: если в США и, например, Франции равномерно представлено население всех возрастов, то в России ощутимы последствия Великой Отечественной войны и кризиса девяностых годов, есть провалы на уровне 15–24 лет, и, когда эти люди повзрослеют, мы констатируем провал в старшей аудитории. При этом если поколение молодых людей сохранит привычку ходить в кино, у подростков меняются паттерны поведения. Частотность посещения кинотеатров среди подростковой аудитории скорее снижается, и это свойственно не только России, но и США, и Франции. Подростки проводят время в других устройствах, смотрят сериалы, короткий контент и не спешат идти в кинотеатр. Чтобы остановить падение интереса, нужно улучшать опыт похода в кино, расширять предложение контента, внедрять мобильные технологии и второй экран, привести в баланс ценность похода в кино и стоимость билета. Также важно учитывать, что люди становятся более закрытыми, и чтобы снизить уровень стресса, нужно минимизировать точки контакта зрителя с персоналом. 

После вводных докладов прошло обсуждение с участием Ксении Березиной, Ксении Леонтьевой, вице-президента по маркетингу The Walt Disney Company Russia & CIS Елены Бродской, вице-президента по управлению кинопоказом сети кинотеатров «Каро» Майи Манеровой и руководителя сервиса «Кинобилеты» / «Яндекс.Медиасервисы» Марии Сорокиной. Спикеры сошлись на том, что зритель по-прежнему ходит в кино, но за его внимание нужно бороться с сериалами, компьютерными играми и другими развлечениями. Чтобы удержать зрителя, ему следует предлагать комфортный кинопросмотр и качественный контент, а также отучать его от пиратства. Что касается разнообразия контента, зрителям важно скорее ощущение наличия выбора. Создать его можно с помощью спецпроектов: дискуссий, показа фильмов на языке оригинала, разовых показов непрокатного кино. 

Вторая дискуссия коснулась контента. Здесь выступили Елена Бродская, генеральный директор сети кинотеатров «Киномакс» Дмитрий Нартов, управляющий директор по кинопрокату сети кинотеатров «Монитор» Елена Полянская, главный редактор интернет-портала «Профисинема» Нина Ромадановская, продюсер компании СТВ Сергей Сельянов, руководитель проектов в компании «Централ Партнершип» Роман Шиманский. Спикеры начали с обсуждения падения сборов зарубежного кино. По подсчетам «Невафильма», доля сборов франшиз от общей кассы года в России как минимум с 2012-го всегда была ниже, но именно в этом году разрыв оказался критическим. Елена Бродская напомнила, что в нынешнем году голливудский контент был ориентирован в первую очередь на американскую аудиторию – благодарных кинозрителей-афроамериканцев, тех, кто следит за творчеством женщин-режиссеров. Кроме того, в Америке снимаются фильмы про Афганистан, Бостонский марафон, которые в России просто не выходят. Как отметил Роман Шиманский, культурные различия между нашими странами увеличиваются, и российскому зрителю становится интереснее смотреть локальные комедии, драмы. Безусловно, на падение сборов повлиял и недостаток конкурентной свободы, особенно в части возрастных рейтингов – на этой и последующей деловых программах рейтинги обсуждали очень много, и, к сожалению, никакого позитива в этом вопросе найти не удалось. Затем слово взяла Елена Полянская, которая обратилась к теме раздвижки релизов. Спикер заметила, что кинотеатры рады работать с российским кино, но когда наилучшие условия для отечественных фильмов создаются искусственно, площадки теряют и деньги, и, главное, зрителя, нарушаются потребительские права. Сергей Сельянов отметил, что раздвижка релизов помогает поддерживать баланс между компаниями и в условиях нестабилизированного, растущего рынка неизбежна. Продюсер предложил создать правила, которые бы регулировали вопрос: установить преференции для фильма, который первым встал на дату; ввести правило выхода зарубежного фильма на мировой дате; ввести временные периоды, в которые можно было бы формировать график, чтобы больше его не менять; ввести практику выплаты компенсаций по договоренностям между продюсерами. Присутствовавшие в зале представители кинотеатров возмутились тем, что ни в одном из вариантов не учитываются интересы и мнение собственно площадок. Сергей Сельянов парировал, что кинотеатры должны сами выдвигать свои предложения, чтобы быть услышанными. По мнению продюсера, вмешательства Министерства культуры в кинопрокатную сферу связаны в первую очередь с вакуумом договоренностей между игроками рынка. В конечном счете Олег Березин предложил площадкам создать инициативную группу. Ее члены сформулируют мнение кинотеатров относительно максимально комфортного графика релизов в период «новогодней битвы» и направят резолюцию «Бюллетеню кинопрокатчика» для публикации. Решение по спорной дате 18 октября на встрече выработать не удалось.

Еще больше интересного с «Кино Экспо» в нашем официальном канале в Telegram 


20.09.2018 Автор: Анна Багрова

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее