top banner

Санкт-Петербургский международный Контент-форум: Форум «ВедуКиноБизнес». День первый

Деловая программа от сети кинотеатров «Премьер Зал»

В этом году форум «ВедуКиноБизнес» совпал с празднованием 25-летия с начала работы сети кинотеатров «Премьер Зал», организатора мероприятия. «За это время не один десяток раз мы проводили форум «ВедуКиноБизнес», где делились собственным опытом работы и пригашали коллег для обсуждения их экспертизы. Это очень важно для развития рынка. Сегодня мы представим большой объем информации, связанной с работой кинотеатров, с тем, как зритель взаимодействует с площадкой, какие бизнес-процессы можно автоматизировать и улучшить в кинотеатре. Естественно, мы понимаем, что зритель на сегодняшний день смотрит кино не только в кинотеатре, но и в онлайне. Чтобы увидеть картину в целом и понимать в каком контексте живет аудитория, мы также заглянем в онлайн-кинобизнес», – открыл форум генеральный директор сети кинотеатров «Премьер Зал» Владимир Петелин.

На сессии «Управление персоналом сегодня» коммерческий директор «Премьер Зала» Артем Чулочников поделился опытом оптимизации персонала в восьмизальном кинотеатре в Екатеринбурге. Из 38 сотрудников в 2019 году к 2023 году осталось только 16. Фонд оплаты труда сократился до 670 тыс рублей с 924 тыс рублей в 2019 году. За это время в кинотеатре уменьшили количество основных ставок – кассир, контролер; убрали такие должности, как старший кассир, разнорабочий; сократили количество бухгалтеров (сейчас кино и общепит на одном сотруднике); стали обращаться при необходимости к услугам подряда и фриланса. По словам Артема Чулочникова, основная штатная единица теперь – универсальный работник кинотеатра, совмещающий в себе разнообразные функции. Он может приготовить попкорн, принять товар, продать билет, запустить зрителей в зал и даже проследить за кинопоказом.

Руководитель отдела проката «Премьер Зала» Андрей Колесниченко начал сессию «Букинг. Мифы и реальность» с наблюдения о том, что раньше можно было работать с пятью компаниями-мейджорами, выбирая скорее не фильмы, а компании, а теперь приходится выбирать именно фильмы. В то же время этот выбор стал сложнее, поскольку выходящий сейчас контент в основном неизвестен широкой аудитории. Спикер представил ряд фильмов, которые рынок недооценил, но которые показали хорошие результаты в более трехстах кинотеатрах киносети. Фильм ВОЛК И ЛЕВ собрал в кинотеатрах «Премьер Зала» 5,5 млн рублей при общих сборах в стране в 42 млн. Для сравнения, на выходящих каждую неделю хоррорах, собирающих 30-40 млн рублей, в сети зарабатывают 2-3 млн рублей. Фильмы МОЯ ФЕЯ-ПРОКАЗНИЦА и КУКОЛЬНИК были расписаны во всех площадках сети. При общих сборах в 22 млн рублей в «Премьер Зале» ФЕЯ заработала 1,8 млн рублей. Сборы КУКОЛЬНИКА в сети составили 24% от совокупного бокс-офиса – 3 млн рублей из 12 млн. Также высокие сборы в сети показали проекты ЗАЛОЖНИКИ и КВЕСТ. По опыту Андрея Колесниченко, в кинотеатрах должны быть представлены только те фильмы, которые могут привлекать аудиторию и зарабатывать. Если ставить в расписание множество картин, то можно столкнуться с ситуацией, когда не будет возможности продлить рабочее кино. Спикер призвал коллег не забивать репертуар под завязку, оставлять место для маневра и не вытеснять зарабатывающее кино. Также он рекомендовал отслеживать статистику сборов и анализировать фильмы. Руководствоваться не личными предпочтениями, а ориентироваться только на измеримые характеристики фильма – задействованных актеров, режиссеров, продюсеров, объемы рекламные кампании, сборы фильмов-аналогов, рейтинги ожидания. «Будут хорошие фильмы, будут хорошие сборы – и тут не помешает ни погода, ни другие виды досуга граждан. Как, например, было с вышедшими в мае МСТИТЕЛЯМИ или с ОНО, чья премьера состоялась в сентябре, традиционно слабом месяце для кинопроката», – заключил Андрей Колесниченко. 

Количество персонала в кинотеатре позволяет оптимизировать автоматизация процессов с использованием   программного обеспечения. На сессии «Новые возможности ПО и инфраструктуры для клиента» руководитель отдела технической поддержки внедрения ПО «Бокс-офис» Алексей Потураев представил преимущества работы с автоматизированной учетно-кассовой системой «Премьер Зала». Программа проста в работе и обеспечивает стабильность и автоматизацию процессов. Совмещает функции учетно-кассовой системы и системы управления кинотеатром (включая формирование расписания, ценообразование, а также управление информационным и рекламным контентом на цифровых мониторах). В рамках одной экосистемы осуществляется поддержка мобильного приложения, виджета продаж, сайта и CRM. Программа автоматически создает и передает отчеты в ЕАИС. Управляет системой лояльности, картами и акциями. Автоматически гасит билеты, купленные по Пушкинской карте. Предоставляет платформу для работы с домами культуры.

Финансовый директор «Премьер зал» Жанна Ильина на сессии «Не думать о бухучете. Быть лучшим в своем деле!» рассказала о текущей ситуации с профессиональными кадрами на рынке труда. По ее опыту, в кинотеатре должен работать не рядовой бухгалтер, а профессионал, способный проанализировать финансовую отчетность кинотеатра и обнаружить потенциальные проблемы, чтобы руководитель смог вовремя принять стратегически важные решения, которые приведут впоследствии к рентабельной работе и устойчивому финансовому положению. Именно он поможет выбрать верную систему налогообложения, чтобы избежать высоких налоговых платежей.

В ходе сессии Жанна Ильина проанализировала работу четырехзальника в Екатеринбурге за 2022 год. В частности, заработная плата составляла 22% расходов кинотеатра, что является достаточно высоким показателем для среднеотраслевых значений – он не должен превышать 17-18%. Следовательно, кинотеатру необходимо пересмотреть графики смен сотрудников, либо сократить время работы кинотеатра, чтобы исключить нулевые сеансы, либо пересмотреть KPI сотрудников в зависимости от целевых показателей – продажи, выручки, гостей, которых регистрируют в CRM-системе. С сокращением фонда оплаты труда сократятся налоговые платежи, заметила спикер. Аренда составляет 6%, что говорит о том, что руководство кинотеатра провело большую работу с собственниками помещения и добилось выгодных условий. К примеру, арендные платежи кинотеатров в сети не превышают 10% от выручки. Также Жанна Ильина сообщила как автоматизированы учетные процессы в киносети.

Генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин рассказал о текущем состоянии отрасли онлайн-показа. Несмотря на непростой 2022 год, онлайн-рынок продолжает поступательно развиваться. Выручка в пандемийные 2020-2021 годы росла на 50% в год, в 2022 году рост просел до 17%. Этот год показывает рост в 35-40%. Бырдин отметил, что так как доходную часть платформ формируют не разовый просмотр, а длительные отношения с подписчиками, видеосервисам требуется большой объем нового контента под каждый сегмент потребителей. Именно поэтому онлайн-кинотеатры являются ключевыми инвесторами в производстве фильмов и сериалов. Это рано или поздно выльется в равномерный рост качества производства в том числе полных метров, что обеспечит хорошие сборы картинам. Выручка от цифровой дистрибуции в среднем обеспечивает 20-25% в совокупных доходах фильма, а по отдельным релизам достигает 40%.

Основатель компании «Премьер Зал» Евгений Рогозин на сессии «Необходимость реноваций» говорил о том, что отрасль нуждается в изменениях, кинотеатрам необходимо развиваться и становиться многофункциональными площадками. Среди существующих тенденций он отметил снижение посещаемости кинотеатров, вызванное, в частности, развитием технологий и появлением персональных гаджетов. Но людям в целом необходима социализация, им надо встречаться и общаться друг с другом, поэтому кинопоказчикам стоит работать в этом направлении. Для этого в кинотеатрах должен быть не только показ кино, но должны проводиться всевозможные мероприятия и другие активности со всевозможными способами для проведения досуга. Можно воспользоваться идеей домов культуры, в состав которых входили кинозал, концертный зал, библиотека, кафе, кружки, спортзал. Также стоит предоставлять возможность играть в компьютерные игры, выходить в виртуальную реальность и даже проводить выставки. Использование кинотеатров как многофункциональных площадок необходимо учитывать уже на этапе дизайна. К примеру, сейчас в киносети думают о том, как уменьшать залы или как делать пол в кинозале плоским. Уже есть успешные примеры, когда в одном из залов с плоским полом проводятся дополнительные мероприятия, также там есть кинобар. Кинотеатрам предстоит активная работа в этом направлении, и Рогозин с большим оптимизмом смотрит на бизнес.

О необходимость реноваций кинотеатров с точки зрения их строительства рассказал архитектор Рамин Моени, который спроектировал 120 кинотеатров по всему миру.  Архитектура кинотеатра должна учитывать культуру страны и зависит от его расположения, потенциальной аудитории и потребностей живущих рядом горожан.  В кинотеатре необходимо создавать атмосферу, чтобы людям было приятно проводить там время. Должны быть уютные кафе, бары, удобные диваны в лобби. Архитектор должен разбираться в новых технологиях. Все пространства кинотеатра следует эффективно использовать. Важно обеспечить удобный доступ в зал для всех категорий зрителей, использовать экологически чистые материалы для здоровья зрителей. По мнению Моени, кинотеатры должны быть комфортными для зрителей и хотя бы один из кинозалов многофункциональным для проведения дополнительных активностей – концертов, презентаций. Моени поделился реальным опытом работы на примере нового кинотеатра в Казахстане. Кроме обычных залов, там были спроектированы VIP-зал и детский зал с комнатой празднования для детей. Важно уделять внимание дизайну входной группы в залы, так как она переводит зрителей в другой мир. Также по рекомендации архитектора, кресла в кинозале должны быть очень удобными для зрителей, ведь им иногда приходится сидеть там 2,5 часа. На всем можно экономить, но только не на этом.


14.09.2023 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Продолжение следует: сильные и слабые стороны актуальных российских франшиз
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 июля 2024 года
Подробнее
Касса России: пиратские релизы вновь в лидерах
Подробнее
Объявлены претенденты на премию «Эмми-2024»
Подробнее
«Финист. Первый богатырь» может стать трилогией
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Водитель-олигарх» превзошел комедии «Вася не в себе» и «Неприличные гости»
Подробнее
Айболит и Ворожея: старые и новые бренды на презентации сказок в рамках «Горький fest»
Подробнее
«Головоломка 2» стала самым кассовым мультфильмом за всю историю в Казахстане и странах Средней Азии
Подробнее
Предварительная касса уикенда: лидером стали пиратские релизы во главе с «Гадким я 4»
Подробнее
Disney стала жертвой хакеров
Подробнее
На смотре «Горький Fest» стартовала деловая программа
Подробнее
Бывший гендиректор 1-2-3 Production Иван Голомовзюк запускает две новые студии
Подробнее
Актерская лаборатория фестиваля «Одна шестая» продлила прием заявок до 22 июля
Подробнее
В Нижнем Новгороде завершил работу VIII фестиваль нового российского кино «Горький fest»
Подробнее
Фестиваль «Окно в Европу» назвал фильм открытия
Подробнее
Аркадий Волож станет гендиректором нидерландской Yandex N.V.
Подробнее
Алексей Гореславский возглавил общественный совет при Минцифры России
Подробнее
Disney начала расследование после атаки хакеров
Подробнее
Александр Дунаевский занял пост гендиректора «Кинопоиска»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Водитель-олигарх» возглавил прокат
Подробнее