top banner

Есть контакт: как создавали спецэффекты в популярных фильмах об инопланетянах

Стало ли «Прибытие» продолжателем традиций

Если рассматривать научно-фантастический жанр в кино, то самой популярной темой у кинематографистов, пожалуй, будет контакт с внеземной цивилизацией. Один только Голливуд за свою недолгую историю наснимал под сотню подобных картин. В честь выхода ленты ПРИБЫТИЕ Дени Вильнева мы решили вспомнить несколько примечательных фильмов прошлых лет, где человечество тоже контактировало с пришельцами.

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ (1996). Режиссер: Роланд Эммерих

Кассовый чемпион в год своего выхода на экраны может похвастаться не только глупым сценарием и пафосными диалогами, но также молодым Уиллом Смитом и невероятно крутыми для своего времени спецэффектами. Неудивительно, что картина удостоилась премии «Оскар» за работу над ними. Роланд Эммерих собрал мощную команду постановщиков, умело сочетавших традиционные техники создания спецэффектов и цифровые технологии. Например, взрывы американских достопримечательностей, в том числе Белого дома – это пиротехника и миниатюрные модели. В то же время инопланетные тарелки, нависшие над мегаполисами, представляют собой макеты, добавленные в кадры средствами цифрового композитинга. При этом грозовые тучи -– это эффект, реализованный при помощи техники cloud tank, когда в аквариум с соленой (нижний слой) и свежей водой (верхний слой) добавляют различную жидкость. Из-за разной плотности рождаются причудливые узоры, напоминающие атмосферные эффекты. Стоит ли говорить, что пришельцы у Эммериха были или аниматронными куклами, или статистами в костюмах!?

ВОЙНА МИРОВ (2005). Режиссер: Стивен Спилберг

Опус великого голливудского сказочника Спилберга про злоключения крановщика в исполнении Тома Круза был удостоен номинации на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Как и картина Эммериха, рассматриваемый фильм изобилует традиционными спецэффектами вроде съемки миниатюр, но компьютерная анимация и цифровые эффекты уже используются по полной программе. Выделяется сцена первичной атаки, когда на воздух взлетает мост и взрываются дома и машины. Транспорт и постройки – это миниатюра, уничтожавшаяся на хромакейном фоне, а мост и инопланетный лазер – компьютерная графика. Эти разрозненные элементы соединены вместе со съемкой актеров в единой композиции на этапе постпродакшна. Кстати, всю графику создавала студия ILM в рекордно сжатые сроки.    

РАЙОН №9 (2009). Режиссер: Нил Бломкамп

Сенсационный кинодебют малоизвестного клипмейкера и специалиста по визуальным эффектам Нила Бломкампа задал очень высокую смысловую планку в жанре. Видеоряд тоже не подкачал. В особенности удались насекомоподобные пришельцы, за анимацию которых отвечала канадская студия Image Engine. На площадке вместо инопланетян в кадре были статисты в серых костюмах для захвата движений. Но финальная анимация – это не motion capture в чистом виде, а синтез mocap, анимации по ключевым кадрам и ротоанимации. Несмотря на срок давности, фильм по-прежнему великолепно смотрится, а компьютерным персонажам веришь сильнее многих реальных героев. Номинация на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, как и упоминание в числе лучших картин года, совершенно заслуженные.

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ (2016). Режиссер: Роланд Эммерих

Возродить былой успех создателям сиквела не удалось. Качество драматургии упало ниже ватерлинии, а компенсировать провал очень зрелищным видеорядом не удалось. В отличие от первой картины эффекты в продолжении практически полностью созданы средствами компьютерной графики. Из интересных особенностей, пожалуй, имеет смысл выделить участие в работе над проектом студии Weta Digital, создавшей эпизод погони с Маткой инопланетян за школьным автобусом. Рендерер Manuka проявил себя наилучшим образом при визуализации полностью компьютерных кадров, чего нельзя сказать о сценаристах картины.

Фильм Дени Вильнева ПРИБЫТИЕ кардинальным образом отличается от перечисленных картин. Причем как по форме, так и по содержанию. Новая лента в этом плане ближе к КОНТАКТУ Роберта Земекиса, который также является киноадаптацией известного фантастического произведения. Новых горизонтов обе картины в плане зрелищности не открывают, зато порождают смысл в стильном и оригинальном обрамлении, что уже достижение.  


13.11.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Предварительная касса уикенда: «Горыныч» и «Папины дочки» вновь на вершине чарта
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Иллюзия обмана 3» не оставила шансов конкурентам
Подробнее
Михаил Идов снимет шпионский триллер с Нуми Рапас и Майклом С. Холлом
Подробнее
«Ростелеком» отчитался о финансовых результатах по итогам третьего квартала и 9 месяцев 2025 года
Подробнее
РОСКИНО подвело итоги участия в кинорынке DICM 2025 в Дубае
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил жюри
Подробнее
«Франкенштейн» Гильермо дель Торо показал пятый лучший старт этого года на Netflix
Подробнее
«Comic Con Игромир 2025» представил первую часть кинопрограммы
Подробнее
Стали известны победители фестиваля экранизаций «Читка 4.0»
Подробнее
На «Comic Con Игромир» состоится показ фильма «Ассасин: Смертельная битва»
Подробнее
Новый фильм Дмитрия Давыдова примет участие в конкурсе кинофестиваля в Индии
Подробнее
Стартовал международный этап Студенческого фестиваля ВГИК
Подробнее
Драма «Аутсорс» получила приз на фестивале в Швеции
Подробнее
Касса четверга: «Иллюзия обмана 3» возглавила прокат с большим отрывом
Подробнее
Сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» получил приз на фестивале в США
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 13-16 ноября
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Иллюзия обмана 3» показала лучший результат после ухода мейджоров
Подробнее
В Москве прошла презентация «Кинопоиска»
Подробнее
Касса России: «Горыныч» вырвался в лидеры
Подробнее