
Как снимался «Бен-Гур» Бекмамбетова
Локации, декорации и спецэффекты
В российский прокат наконец вышел БЕН-ГУР – новый голливудский проект Тимура Бекмамбетова. «Тимур – режиссер уникальный, – говорит продюсер Шон Дэниэл. – У него очень современное, авангардное видение и при этом классическое мышление. Идеальное сочетание для такого проекта, как наш».
Одним из новаторских решений создателей БЕН-ГУРА стала камера G4. «Такая камера работает, как айфон, – объясняет Бекмамбетов. – Благодаря ей вы в каждой сцене ощущаете присутствие здесь и сейчас. Мы старались избавиться от глянцевой искусственности, сделав выбор в пользу аутентичности. Все задействованные в картине приемы съемки уже знакомы современному зрителю. Нам хотелось показывать действие так, как оно воспринимается в жизни, именно поэтому мы искали вдохновение не в классических произведениях живописи, а в инстаграмных фотографиях и роликах на YouTube».
Благодаря таким современным техническим средствам, как, к примеру, камера GoPro, Бекмамбетов и оператор Оливер Вуд смогли снимать со всех возможных ракурсов. Они даже помещали камеры в песок, чтобы получить грохочущие над ними колесницы. По словам Вуда, ему очень нравится свобода, которую обеспечивают GoPro. «Как правило, всегда есть пространственные ограничения, поскольку нужно установить камеру и дополнительное оборудование и разместить оператора, а GoPro может пролезть куда угодно», – говорит он.
Съемки кульминационной сцены картины – смертельного противоборства Бен-Гура и Мессалы на гонках колесниц – заняли больше 32 дней на римской киностудии Cinecittà. С самого первого дня было решено снимать большую часть скачек на камеру, что потребовало от Хьюстона и Кеббелла 20 недель усиленных тренировок. Хотя у обоих уже был за плечами опыт верховой езды, для того чтобы управлять запряженной в колесницу четверкой лошадей, им потребовалось развить совершенно иные навыки.
«Гонки на колесницах были настоящим экстремальным видом спорта того времени; хотя мы вдохновлялись NASCAR и «Формулой-1», управлять квадригой гораздо опаснее, – признается Бекмамбетов. – На съемках у меня была возможность попробовать это дело самому, и, честно говоря, это было по-настоящему страшно. Забудьте о комфорте, амортизации или подушках безопасности. Возница находится очень близко к земле, и единственный способ маневрировать – это использовать вес собственного тела, балансируя на платформе. У нас бы ничего не вышло без невероятного Стива Дента, нашего координатора трюков и главного по лошадям, и Фила Нильсена, режиссера второй съемочной группы».
Кинематографисты старались по максимуму снимать «вживую», однако наиболее опасные моменты были добавлены при помощи компьютерной графики, чтобы не ставить под угрозу жизнь и здоровье каскадеров и лошадей. В «Бен-Гуре» 1959 года тайно натягивали проволоку, чтобы лошади спотыкались об нее, из-за этого десятки лошадей погибли или покалечились. Впоследствии такие вещи были запрещены. Благодаря современным визуальным эффектам оцифрованные лошади могут сколько угодно падать, спотыкаться, пробегать сквозь толпу и т.д.
При создании декораций главным принципом для всех была аутентичность. Бекмамбетов и художник-постановщик Наоми Шохан решили, что их Иерусалим будет выглядеть так, будто он высечен из скалистого холма. Для этого как нельзя лучше подошла итальянская Матера, корни которой уходят в третье столетие нашей эры. Многие дома, гостиницы и рестораны этого города были сооружены внутри уже существовавших пещер или вокруг них.
Для дворца Гуров была выбрана одна из местных вилл, удачно расположенная на вершине холма. «Нам нужна была точка, с которой можно наблюдать за входом римских солдат в Иерусалим, так что мы прочесывали всю Матеру, пока, в конце концов, не нашли идеальный дом. У него великолепная передняя дверь и вид на очень широкую лестницу, спускающуюся через весь город в ущелье».
«Раз уж мы остановились на Матере, логично было снимать интерьеры на легендарной студии Cinecittà, – объясняет продюсер Шон Дэниэл. – Именно на этой студии был снят «Бен-Гур» 1959 года и много других величайших картин. Находясь там, мы постоянно испытывали благоговение». Самой большой и роскошной декорацией, выстроенной в павильоне «Чинечитты», стали интерьеры дворца Гуров. Шохан спроектировала их, основываясь на фотографиях одного из помпейских домов, и максимально задействовала золотой, белый и голубой цвета, чтобы отобразить иудейскую веру семьи Гур.
На той же студии была создана галера. Это сложнейшее сооружение потребовало участия не только Шохан, но и супервайзера спецэффектов Энди Уильямса. Корабль был построен в виде трех секций: основная галера, секция поменьше, способная накреняться на 50 градусов, чтобы имитировать переворот судна, и третья секция, которая просто свисала с кранов, так что ее можно было погружать в резервуар с водой. Чтобы имитировать волнение океана, команда Уильямса выстроила массивный корабль на системе воздушных подушек. Таран галеры во время морского боя тоже потребовал от кинематографистов больших усилий. «Мы поставили внизу гидравлические системы, чтобы можно было почувствовать силу удара, – поясняет Уильямс. – Весла были на пневмоприводах, так что мы могли регулировать плавность движения каждого из них. Нам нужно было, чтобы гребцы напрягались достаточно для того, чтобы видны были их мускулы, но все же не до изнеможения».
Самой большой декораций в фильме стал Цирк Тиберия в парке развлечений Cinecittà World, который находится в 45 минутах езды от Рима. На его постройку ушло более трех месяцев. «Мы спроектировали целый цирк, но из практических соображений построили только его часть, – рассказывает Шохан. – В нашей интерпретации там были туннель и великолепная лестница, обрамленная фонтанами и жертвенниками, ведущая наверх, к Иерусалиму».
За превращение декорации в настоящий цирк отвечал супервайзер спецэффектов Джим Райджел. «Мы стремились снимать «вживую» максимальное количество вещей, так что была построена только одна шестая цирка, поскольку достаточно видеть, как лошади и колесницы заворачивают. Верхние ярусы были дорисованы при помощи компьютерной графики, и мы заполнили их примерно десятью тысячами цифровых людей».
10.09.2016 Автор: Артур Чачелов
Источник: Paramount