
Супертрюки и Том Круз: миссия выполнима!
Режиссер Кристофер Маккуорри о создании «Племени изгоев»
Перед съемками всех этих сумасшедших сцен с самолетом, мотоциклами и авто я все время спрашивал у Тома: «Ты точно сможешь это сделать?» А он мне в ответ: «Да ты шутишь, конечно!» В таких моментах всегда так много случайностей. Какой-нибудь мусор или птица. Но я гнал от себя все плохие мысли. На самом деле, Том не безрассудный смельчак. Он очень умный человек, точно просчитывающий, что должен делать в каждый момент. К тому же с нами работали лучшие профи по части безопасности.
Когда в прошлой части Том карабкался по небоскребу в Абу-Даби, вероятность того, что он разобьет себе голову была гораздо выше, чем тот стандартный риск, на который готов идти Голливуд. Но Том всегда ищет вызов, который ему необходимо преодолеть. Для него это способ привлечения зрителей, которые нигде, как в его фильмах, ничего подобного больше не увидят. Сейчас аудитория гораздо больше понимает, как снимаются фильмы. Она прекрасно знает, где используется зеленый экран, а где натурные съемки. В этом отношении я сравниваю Тома с Бастером Китоном, Чарли Чаплином или Томом Гарольдом Ллойдом, которые были и великим режиссерами, и великими актерами, создающими физические трюки. Но трюки, это только одна из составляющих нашего фильма.
Главное - это история, сюжет. Основная концепция франшизы - Итан Хант вынужден делать то, чего не хочет. Он не искатель приключений, он не супергерой. Это то, что делает концепцию проекта уникальной. Вспомните первую часть. Сцена с поездом и взрывающимся вертолетом. Посмотрите на выражение лица Тома. На нем подлинный ужас. Это не стальной взгляд самоуверенного героя. Он не хочет быть там в данный момент. Он не боится показать свой страх.
Для любого режиссера, сценариста или продюсера Том - это уникальное орудие в арсенале. Он готов сделать все, что можно сделать физически. На транспортнике А-400 мы долго искали место, где бы герой мог держаться. Когда вы снимаете МИССИЮ НЕВЫПОЛНИМА перед вами не стоит вопрос нужно делать тот или иной трюк или его можно пропустить. Задача - как его сделать. Вы получаете огромное количество предложений. Каждый знает, как это сделать лучше. Но Том знает, что нужно для аудитории. При этом он никогда не акцентирует внимание, что это именно его идея, его личная заслуга. В фильме есть сцена, где герои покидают оперу. По сценарию они просто выходили через двери и садились в машину. Но Том сказал, что этого недостаточно. Каждый может через дверь покинуть здание. Так родилась идея бегства через крышу.
Меня часто спрашивают, как мы пытались выделить свой проект на фоне франшиз о Джеймсе Бонде или Джейсоне Борне. Признаться, мы даже не задумывались об этом. Аудитория хочет отправиться в кино и весело провести там свободное время. Наша задача просто предоставить им такую возможность. Если же вы начинаете ориентироваться на какие-то аналоги, неважно, подражая им или наоборот стараясь избежать подражаний, то можете оказаться в тупике. Мы просто развивали историю и персонажи, которые нравятся людям.
Вы спрашиваете, не получился ли главный злодей несколько бондовским? Выглядит ли он несколько театрально и экзотически, страдающе манией величия, в отличие от антогонистов предыдущих частей? Мы стремились создать реального конкурента Итану Ханту. Мы хотели провести в каком-то смысле шахматный матч между двумя персонажами. Сперва это было физическое противостояние, но потом оно перерастает в интеллектуальную конфронтацию. От игры мышц вражда перешла в игру ума. При этом, даже любая экшн сцена должна была развивать историю, а не просто служить самой себе. Я уверен, что секрет эффектного злодей - в актере. Я видел Шона Харриса в ГАРРИ БРАУНЕ. Он был просто фантастическим, абсолютно убедительным. При этом он отнюдь не искал себе место в знаменитой и долгоиграющей франшизе. Даже наоборот. Поэтому я искренне благодарен за его выбор и доверие. Особенно с учетом того, что он очень религиозный человек, а отдельные постулаты картины противоречат его убеждениям.
Возможно, правы те, кто считает, что он сделал это из-за ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ. После того фильма я чувствовал, что это не венец моей сценарной карьеры, а только ее начало. Но это серьезное обременение, настоящий вызов. На сей раз мы начали с очень хорошего сценария Дрю Пирса. Но, к сожалению, Дрю вскоре пришлось перейти на другой проект. А как только вы начинаете вносить небольшие изменения в чью то работу, это запускает цепную реакцию, которая заставляет вас создавать все практически с нуля. Мой график был следующим: с понедельника по пятницу - съемки, в субботу - организационные вопросы, в воскресенье - доработка сценария. И так снова и снова. В какой то момент мы были вынуждены приостановить процесс, чтобы окончательно сформулировать финал фильма, а потом снять его. Хотя в прессе появлялась информация, что студию не удовлетворила финальная сцена и они потребовали ее переделать, как в случае с ВОЙНОЙ МИРОВ Z.
Я работал на ряде проектов, где вы смотрите на отснятый материал и говорите себе, это не будет работать. Но истина состоит в том, что мы с Томом не были удовлетворены имевшимися сценарными вариантами финала, они демонстрировали качественное развлечение, но не раскрывали персонаж и историю. Надо отдать студии должное, она оказала нам невероятную поддержку при работе над завершающим эпизодом. В конечном счете, все эти сплетни абсолютно ничего не значат. Когда я работал над картиной ОПЕРАЦИЯ «ВАЛЬКИРИЯ», а это был мой первый большой проект в эру современного Интернета и социальных медиа, я спросил у Тома, как он реагирует на те потоки лжи, которые выливались тогда по поводу всей этой военной тематики. Он ответил: «Никак». Все это белый шум. А вы просто должны продолжать делать свою работу.
Когда мы снимали важный эпизод для «ВАЛЬКИРИИ», мы получили доступ к Bendler Block, где происходили описываемые события. Мы почтили минутой молчания память погибших заговорщиков, и это было по-настоящему торжественно и красиво. Момент очень деликатный. Том настаивал, чтобы на съемочной площадке не было никакой еды, никаких жевательных резинок. Мы словно находились на священной земле. Но нашелся человек, который решил, что будет весело, если сообщить как будто в этот торжественный момент кого-то замучил метеоризм. В результате все начали смеяться, а Том якобы в ярости принялся искать виновника происшествия. Как можно бороться с такой ложью? Мы проигнорировали ее и просто закончили свою работу.
Похожая ситуация с ДЖЕКОМ РИЧЕРОМ. Люди говорят, что сиквел не был запущен в производство, потому что картина не окупилась. Да она только в кинотеатрах собрала более чем в три раза больше, чем стоила. Хорошие деньги принесли и цифровые носители. Но существуют определенные маркеры, в чем то искусственные барьеры. Один из них состоит в том, что подобному фильму нужно собирать в Америке хотя бы $100 млн. А ДЖЕК РИЧЕР этого не сделал. В нынешних реалиях, когда рынок Северной Америки становится все менее доминирующей фигурой, этот барьер по сути уже ничего не значит. Но он существует.
Тома постоянно упрекают, что он играет одного и того же героя, фактически не рискуя своим имиджем. При этом, в качестве такого риска приводят МАГНОЛИЮ, которой восхищаются, поскольку там он сыграл совсем другой характер. Хотя если подумать, то у Тома там была не главная роль, он был частью ансамбля, бюджет проекта был весьма умеренным, а продавался фильм, как новая работа Пола Томаса Андерсона. Где здесь риск? ОПЕРАЦИЯ «ВАЛЬКИРИЯ» - это риск, ОБЛИВИОН, ГРАНЬ БУДУЩЕГО, ДЖЕК РИЧЕР, ПРОТОКОЛ ФАНТОМ, ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ - вот где настоящие риски. Когда он предлагает снимать ПРОТОКОЛ ФАНТОМ Брэду Берду - человеку из мира анимации или убеждает студию поставить во главе недешевого фильма меня - сценариста, он серьезно рискует. Он использует свое личное влияние, чтобы поощрить и расширить карьеры других людей. Под свою ответственность, под свою репутацию.
Я уверен, что его по-прежнему сильно недооценивают. Его философия очень проста. Он хочет создавать энтертейнмент, и он хочет, чтобы все, кто инвестирует в него, увидели отдачу от вложенных средств. В конечном счете, он не очень беспокоится о своей карьере. Он беспокоится о том, что произойдет с его творческими партнерами, и он их очень защищает. Именно поэтому он в кино уже столько лет. Он играет в долгосрочную игру.
02.08.2015 Автор: Семен Брожитов
Источник: Deadline.com