Танцы со звездами: невидимые спецэффекты в известных мюзиклах
Комбинированные съемки и компьютерная графика
На российских экранах гремит мюзикл ЛА-ЛА ЛЕНД – главный триумфатор кинопремии «Золотой глобус» и один из основных фаворитов в борьбе за «Оскар». Помисо сюжета, яркий, мелодичный и грустный фильм обязательно впечатлит зрителя несколькими танцевальными и музыкальными номерами. И здесь стоит отметить, что почти все такие номера снимались вживую, без использования явной компьютерной графики. Исключение составили сцены с полетом среди звезд.
Режиссер картины Дэмиен Шазелл решил отдать дань классическим мюзиклам во всем, положившись на лучших голливудских хореографов, изнуряющие репетиции и раскадровку. Визуальные эффекты были невидимыми, за исключением упомянутой космической сцены, а современные технологии помогли разыграть и снять все кадры в бескомпромиссном ключе. Например, длинный открывающий эпизод был полностью превизуализирован, а затем снят с тремя перестановками камеры. Но зрителю этого будет не заметно: три склейки надежно спрятаны благодаря композитингу, а поэтому действие кажется непрерывным. Мы решили вспомнить еще несколько «разносольных»мюзиклов, которые в свое время также удивляли зрителя необычным видеорядом.
ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА (1934)
Первый эпизод фильма впечатлял зрителей и профессионалов беспрерывным семиминутным проездом камеры, которая следовала за героем Кости-пастуха. Легкий и ритмичный, он придал общий настрой музыкальной комедии. Подобный визуальный трюк в мировом кино до советских кинематографистов еще никто не проделывал. Продолжительный план был склеен из четырех проездов, снятых в разных местах, при этом некоторые кадры снимались на пересеченной местности. Стыки между проездами кинокамер были спрятаны за темными предметами, в нужный момент выезжавшими на первый план. Они полностью перекрывали кадр, завершая его, а следующий проезд камера начинала с такого же темного предмета. К слову также поступал Альфред Хичкок, работая над картиной ВЕРЕВКА в 40-е годы/ Интересным способом был решен и способ проведения съемки: кинокамера перемещалась по деревянным рельсам, а самодельный маятниковый штатив обеспечивал ее постоянное горизонтальное положение.
МЭРИ ПОППИНС (1963)
Знаменитый фильм киностудии Disney, который не понравился автору произведения, но так полюбился зрителю всех возрастов, может похвастаться танцевальным номером с нарисованными пингвинами. Сцена снималась с применением технологии желтого, а не синего или зеленого экрана. За методикой стоял выдающийся инженер и изобретатель Петро Влахос, ранее уже внесший значительный вклад в создании комбинированных кадров при помощи технологии bluescreen и greenscreen. Желтый экран или yellowscreen, или sodium vapor process представлял собой усовершенствованную разновидность цветной блуждающей маски. Экран, на фоне которого снимали актеров, в действительности был белого цвета. Желтым он становился благодаря освещению нескольким натриевым газоразрядным лампам. Диапазон длины световой волны подобных ламп составлял 589,3 нм. Трехпленочная Technicolor бипак камера была оснащена призмой, которая расщепляла желтый цвет и автоматически экспонировала блуждающую маску объекта на черно-белую пленку. Оставшийся свет (красный, зеленый и синий спектры – прим. авт) экспонировался на другую пленку без примеси желтого. Усовершенствованный фотохимический процесс обеспечивал более качественный композитинг на оптическом принтере. Фоновые изображения получались без ореола по контуру маски. Но у методики был один существенный недостаток – цена. Оборудование стоило огромных денег и было недоступно никому кроме его заказчика – Disney. В конечном итоге кинематографисты перешли к более распространенной сейчас технологии зеленых и синих экранов.
МУЛЕН РУЖ (2001)
Первая музыкальная картина за 10 лет со времен анимационного фильма КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ, который был удостоен номинации на «Оскар» в категории лучший фильм года. Лента практически полностью снималась в павильоне. Основным драйвером ее сюжета были танцевальные номера и великолепные костюмы, коих пошили более 300. Романтическим натурам также запомнились стилизованные виды ночного Парижа. Эти фоновые пейзажи рисовались в нескольких студиях визуальных эффектов. Источником вдохновения для них послужили работы французских и английских художников. Ноги герою Джону Легуизамо укорачивали также при помощи цифрового композитинга, но схожую задачу успешно решали еще в 1994 году для фильма ФОРРЕСТ ГАМП. МУЛЕН РУЖ стал большим событием в мире кино и вернул Голливуду тренд на музыкальные фильмы.
15.01.2017 Автор: Константин Мееров