top banner

Как снимали «Салют-7»

Тренировки, невесомость и специальное оборудование

САЛЮТ-7 – фильм о самом сложном полете в истории космонавтики. Действие фильма основано на реальных событиях, произошедших в 1985 году. Его съемки также оказались одними из самых сложных в карьере его создателей. Картину снимали в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где в специальном павильоне выстроили точную копию ЦУПа (Центра управления полетами) и Центра подготовки космонавтов, макеты «Салюта-7» и «Союза Т-13» в натуральную величину, а также квартиры космонавтов – главных героев фильма.

Подготовительный период занял у группы восемь месяцев. Пять месяцев шли съемки картины. «Фильмы про космос снимать технически очень сложно, – рассказывает режиссер Клим Шипенко. – Хотя бы потому, что в условиях гравитации очень сложно имитировать невесомость. Да и в мире не так много фильмов про космос. Их немного именно по техническим причинам, ведь требуется огромное количество компьютерной графики – в космосе же пока снимать нельзя. Хорошо, что наш кинематограф технически дошел уже до такого уровня, когда мы тоже можем поучаствовать в этом жанре».

Для того чтобы почувствовать, что такое невесомость, съемочную группу посадили в самолет, моделирующий такое состояние. Все они пережили 26 секунд свободного падения. 10 раз подряд. Кстати, с помощью такого самолета в свое время снимали другой космический хит АПОЛЛОН-13 с Томом Хэнксом. Кроме того, перед началом съемок исполнители главных ролей Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко прошли специальный курс тренировок и подготовки к продолжительной работе в условиях экстремальной физической нагрузки и на себе испытали ощущение невесомости. 

«Съемки были трудные, – вспоминает Владимир Вдовиченков. – У нас же много сцен, которые происходят в невесомости, а как снимать ее? Без ложной скромности скажу, что вместе с оператором Сергеем Астаховым, режиссером Климом Шипенко и моим партнером Павлом Деревянко мы придумывали целую систему съемок». Специально для картины были созданы механизмы тросов и подвесов, с помощью которых актеры оказывались в «невесомости». И чтобы существовать на этих тросах в кадре непринужденно, потребовалось определенное количество тренировок. «Это было даже не столько наращивание каких-то мышц, сколько наработка балансировки, умения владеть своим телом», – говорит Вдовиченков.

«В одном кадре один из актеров вертикально мог спускаться на шеститочечном креплении вниз по станции, которая стоит, как башня, а второй артист в это время мог летать на кране, который управлялся с земли. То есть один движется сверху вертикально, другой с земли горизонтально, – рассказывает Клим Шипенко. – Естественно, все эти краны и тросы мы на постпродакшене убрали, и возникнет полное ощущение, что люди находятся в невесомости». 

Чтобы все выглядело максимально правдоподобно, сначала сложную сцену в «невесомости» проходили каскадеры. Они выверяли все движения, и только потом звали актеров, чтобы те повторили все сами. 

«У нас было много сложных сцен, – рассказывает Клим Шипенко. – Например, пролет Владимира Вдовиченкова по всей станции. Очень много было дублей, он раз 20 головой вниз летал. Нам казалось, ну, сейчас, наверное, все, а он держался. Или пожар на станции – в какой-то момент мы испугались, что она сейчас действительно загорится, а внутри был Павел Деревянко. Но все в итоге закончилось хорошо и, надеюсь, будет очень выразительно выглядеть на экранах». 

Под каждый кадр вся технология съемки «невесомости» модифицировалась. Иногда кран заносился сверху, поэтому часто актеры висели вниз головой. В таком положении им приходилось играть и проговаривать текст. «В общей сложности мы провисели вниз головой с Павлом часов по двадцать–двадцать пять каждый, – расссказывает Вдовиченков. – Висеть вниз головой не сложно. Сложно при этом делать вид, что не тяжело, что лицо не отекает, что ты себя прекрасно чувствуешь. Мы пытались сначала исправлять ситуацию с помощью грима, но поняли, что это не работает». 

Павел Деревянко также вспоминает съемки вниз головой как самые трудные в его карьере. «Конечно, было сложно, костюмы тяжелые», – рассказывает актер. Кстати, для съемок картины были использованы настоящие скафандры, прошедшие космические экспедиции.

На фильме работали сразу два оператора – Иван Бурлаков, отвечавший за «земную» часть, и Сергей Астахов, взявший на себя «космические  эпизоды». Астахов начиная с 1999 года параллельно с операторской деятельностью занимается производством и прокатом съемочного оборудования. Его компания «АСТ» – одна из ведущих в своей области в России. На ее производственной базе были созданы съемочные приспособления для таких сложнопостановочных проектов, как НОЧНОЙ ДОЗОР (2004), ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (2008–2011), МЕТРО (2012) и многих других. В фильме САЛЮТ-7 он разрабатывал системы, имитирующие в кадре невесомость. Кроме того, в фильме было задействовано много компьютерной графики. Супервайзером визуальных эффектов выступил Алексей Гусев (ALGOUS studio). Над спецэффектами в картине работали специалисты, которые ранее отвечали за графику блокбастера МЕТРО.

 

Еще больше интересного – в нашем официальном канале в Telegram


13.10.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Наше кино

Самое читаемое

Премия ТЭФИ объявила номинантов за 2024 год
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 21–27 апреля 2025 года
Подробнее
Премия кинооператоров «Белый квадрат» назвала лауреатов за 2024 год
Подробнее
Касса России: «Денискины рассказы» стартовали с третьей строчки
Подробнее
Режиссер «Аноры» начнет съемки нового фильма этой осенью
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках мая
Подробнее
Предпродажи уикенда: «В списках не значился» превзошел «Воздух»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Кракен» во второй раз возглавил прокат
Подробнее
В Следственном комитете появится совет по культуре
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 1–4 мая
Подробнее
В Premier и Rutube провели ряд назначений на руководящие должности
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Следственный комитет проверит информацию о нарушениях в отношении «Ленфильма»
Подробнее
Официальная касса России: сорванцы против монстров
Подробнее
Сергей Мирошниченко и Ангелина Ашман наберут документальный курс в школе кино «Индустрия»
Подробнее
Okko запустил продажу билетов в кинотеатры и на музыкальные события
Подробнее
Фестиваль «Новое движение» представил деловую программу
Подробнее
«Кончится лето» получит англоязычный ремейк
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 1-4 мая
Подробнее
В Москве состоялась премьера комедии «Без попутал»
Подробнее