Где и как снимали фильм «Конек-горбунок»

Локации, спецэффекты, особая работа с актерами

КОНЕК-ГОРБУНОК – это не только яркое семейное кино, но и очень сложный с технической точки зрения проект. «Представляете − живой, не мультипликационный, живой Конек-Горбунок! Живая Жар-птица и Чудо-Юдо рыба-кит! Прекрасные актеры! Восхитительные костюмы и декорации! И всякие чудеса! Это сказка», − делится впечатлениями продюсер картины Сергей Сельянов.

Съемки ленты проходили в самом большом в России съемочном павильоне под Санкт-Петербургом (его площадь более 7000 кв.м.). Здесь были построены отдельные декорации и условные объекты зеленого или синего цветов, которые впоследствии достраивались и воссоздавались с помощью компьютерной графики. Ее на себя взяла студия специальных эффектов CGF, а ее руководитель Александр Горохов стал одним из продюсеров картины. CGF была основана в 2004 году и сейчас является одной из крупнейших российских компаний, производящих визуальные эффекты и анимацию для кино- и телеконтента. Среди самых известных работ CGF – фильмы ДНЕВНОЙ ДОЗОР, МОНГОЛ, ОСОБО ОПАСЕН, ОН – ДРАКОН, ЭКИПАЖ, ВРЕМЯ ПЕРВЫХ и ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ.

«Когда мы начали сыграла роль моя экспертиза в визуальных вопросах − было понятно, что без мощной визуализации рассказать эту историю нельзя, − отмечает Александр Горохов. − Поначалу разработка шла легко, а когда начали прорабатывать детально, то поняли, что в этом чемодане не одно дно − это как сказочная история про сундук, внутри которого − заяц, внутри зайца − утка, в утке − яйцо и так далее». Сейчас, когда фильм готов, в нем больше 95% компьютерной графики – то есть кадров без CG почти нет.

Горохов рассказал, что для создания визуальных эффектов его компания почти не пользуется готовым софтом. Большинство инструментариев − это собственные разработки. «У нас на площадке была использована наша разработка «Вьюга», она позволяет «достраивать» пространство − увидеть, что в нем примерно будет, чтобы правильно выстраивать кадр, − рассказывает продюсер. − Ее можно было использовать не во всех случаях, но было много эпизодов, снятых при помощи «Вьюги», и мы примерно понимали, где и что будет происходить, что будет на фоне и как правильно взять ракурс по фону».

«Когда ты снимаешь не «кино людей», а «кино технологий», то они диктуют тебе чуть ли не каждый шаг, − говорит режиссер и со-автор сценария фильма Олег Погодин. − Хочешь двинуть, например, камеру влево или вправо, а нельзя – не совпадешь с утвержденным технологическим решением, с превизом. В другой раз напрашивается более раскованное действие артистов в кадре, а мне их, наоборот, приходится зажимать в силу того, что с ними «работает» анимационный персонаж. Структурируешь так, что они не могут лишнего шага ступить. Потому что компьютерно-анимационная фигура в кадре требует от живых партнёров точно определенных взаимодействий. В общем, в производственном смысле это был фильм очень непростой».

Вместо на нарисованных на компьютерах персонажей на площадке снимали кукол, мячики или осветительные приборы. «Мы полагались просто на фантазию и графические разработки, которые впоследствии появятся и все вымышленные пустоты превратятся в персонажей, − рассказывает оператор-постановщик Владимир Башта. − Осветительный шар, который носится по павильону, превратится в Жар-птицу с крыльями, зеленое бревнышко − в Конька и так далее − вот таинство, которым овладели мастера компьютерной графики». 

«На съемках у нас был габаритный Конек, был Паша (Деревянко), были сняты технические плэйты − кадры, куда мы должны были его инспирировать, − вспоминает Александр Горохов. − Случайный поворот камеры на 2-3 см очень сильно менял кадр».

Исполнитель главной роли Антон Шагин вспоминает, что взаимодействие с куклой вместо живого актера стала для него одним из самых интересных опытов в жизни. «Я про Конька. На площадке за него был такой зеленый Конек, игрушечный, и вот тут, конечно, какие-то новые чувства из актерского багажа достаешь, − смеется Шагин. − Или, когда взаимодействуешь с воображаемым Китом, или с Жар-птицей. Тут, конечно, без юмора сложно подступиться. Но если со стороны взглянуть на процесс, то все это работает, как часы. И, конечно, − чем непредсказуемее, тем интереснее. Что нас ожидает на выходе, конечно, никто не знает. Думаю, в итоге, каждый из нас очень удивится, в хорошем смысле этого слова».

Павел Деревянко был единственным человеком в проекте, чье имя прозвучало сразу, как только продюсеры задались вопросом − кто был мог сыграть Конька. Другого актера и не искали. «Всю эмоцию мы брали с него − как он реагирует, какие паузы держит, как проносит текст, хмурится, улыбается... – говорит Александр Горохов. − Мы пытались сделать его фотореалистичным персонажем, как будто существует такой в природе зверь, и он пришел к нам на площадку, у него осмысленный взгляд, поставленная речь и с ним можно договариваться. Конечно, материал прошел определенную обработку аниматорами, но в Коньке можно узнать Пашу, его характерные мимические жесты».

Технология работы с Павлом Деревянко была непростой: сначала артиста отвозили в специально оборудованное место, обклеивали его лицо датчиками и в затемненной комнате фотографировали со всех сторон: со всеми ухмылками, улыбками, гримасами. Это было необходимо для того, чтобы «снять» с лица актера все возможные эмоции. «Это было долго и утомительно, − вспоминает Деревянко. − Но на самих съемках мне уже не надо было работать лицом, там на меня надели облегающий костюм с кучей датчиков и мне нужно было совершать определенные движения. Поскольку Конек маленький − он должен быть намного ниже Ивана − мне все время приходилось ходить на корточках и в раскоряку, это было тяжело». 

«От съемок я в шоке − в хорошем смысле, − делится впечатлениями актер Ян Цапник, игравший Спальника. − Мы привыкли, что современные картины снимаются на хромакее, костюмы из подбора. А здесь каждый костюм шили специально для этой картины. И какие! Нужно отдать должное художнику по костюмам Надежде Васильевой − они не просто нас дополняют, они имеют какое-то решающее значение. Картинка будет сочная. А павильоны! В одном − поле, в другом − дворцы, где натерты полы в колонных залах. Это невероятно здорово! Такое отношение и такой подход к проекту бывает редко, раз в жизни. Когда мы попали в павильон, то первые минут 15 были как дети, которые впервые попали в кондитерскую лавку». 

«Когда я на съемки приехал, сразу стало ясно, что это проект голливудского размаха, что это крупнобюджетный фильм, подобный СОКРОВИЩАМ НАЦИИ, в котором я снимался, − рассказывает Олег Тактаров, играющий в фильме Воеводу. − Проект с масштабными декорациями и скрупулезно созданными костюмами... Очень профессионально все отработали на этом проекте. Меня часто спрашивают, просят сравнить с работой в Голливуде. Раньше были отличия и очень заметные, то сейчас нет той разницы в работе людей, только в бюджетах. И вот, на этом проекте было все выстроено в «голливудском формате», начиная от работы ассистентов заканчивая работой режиссера на площадке».

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзене и Instagram


19.02.2021 Автор: Артур Чачелов

Источник: Sony Pictures, СТВ, CGF

Самое читаемое

Антон Малышев − о своем отношении к режиссеру и его новому проекту

Глава фонда «Кинопрайм» рассказал о ситуации с финансированием фильма Андрея Звягинцева

Подробнее
Пользователей ждут свежие сериалы, фильмы и оригинальные проекты

«КиноПоиск HD» рассказал о новинках марта

Подробнее
БК завершает публикацию независимых рейтингов профессионалов киноиндустрии по итогам минувшего года

Рейтинг БК: 10 главных актеров России 2020 года

Подробнее
Но российский релиз уступил совсем немного

Предварительная касса уикенда: «Том и Джерри» обходят «Конька-горбунка»

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru