
Privet, Comic-Con!
Как cпециализированные ивенты для фанатов использовать на пользу российскому прокату
Раз в году американский Сан-Диего, что в американском штате Калифорния, на четыре дня превращается в город гиков, любителей кино, сериалов и комиксов. Улицы заполоняет реклама блокбастеров, в местных кафе то и дело встречаются люди в костюмах супергероев и персонажей знаменитых франшиз. Так проходит конвент поклонников комикс-культуры и научной фантастики Comic-Con. В нашей стране одноименный форум с приставкой Russia впервые состоялся в прошлом году и собрал более 157 тысяч посетителей. Впечатляющая цифра, не так ли? Похоже, пора поразмышлять о пользе и перспективах подобных мероприятий на нашем рынке.
Но сначала кратко вспомним достижения оригинального Comic-Con'a в этом году. С 9-го по 12 июля на конвенте в США были проведены презентации крупнейших киностудий – правда, некоторые голливудские гиганты за неимением подходящего материала минувший Comic-Con пропустили. В числе отсутствующих оказались Marvel, Paramount, Sony и Universal. А мы еще на наших мэйджоров, порой игнорирующих Кинорынки, пеняем! Тем не менее перечень всех показанных роликов приведет в восторг любого поклонника кинокомиксов – впервые в мире были продемонстрированы трейлеры антигеройского ДЭДПУЛА, суперзлодейского ОТРЯДА САМОУБИЙЦ, видео супергеройских коллабораций БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА, ЛЮДИ ИКС: АПОКАЛИПСИС и многое другое. Кроме презентаций материалов по ожидаемым фильмам, звездные участники Comic-Con делились свежими новостями. Например, о том, что в 2020 году DC Comics выпустит фильм КОРПУС ЗЕЛЕНЫХ ФОНАРЕЙ, режиссуру сольного фильма о Бэтмене Warner Bros. поручат исполнителю роли супергероя Бену Аффлеку, Гильермо дель Торо начнет снимать ТИХООКЕАНСКИЙ РУБЕЖ 2 уже в ноябре этого года, музыку для нового фильма Квентина Тарантино ОМЕРЗИТЕЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА напишет легендарный Эннио Морриконе, а Хью Джекман вновь подтвердил, что третий фильм о Росомахе станет для него последним. И все эти известия, вызвали массу эмоций, причем не только у участников конвента, но и у обычной публике во всем мире.
Хотя изначально, конвент в Сан-Диего – это, в первую очередь общение создателей картин с целевой аудиторией и наоборот. По реакции самой преданной публики уже можно делать некоторые выводы. Правда, порой это общение становится сложно контролировать – на Comic-Con, который по сути является фанатским мероприятием, просьбы не «пиратить» эксклюзивные материалы, обычно игнорируются, поэтому «экранки» роликов вышеупомянутого ДЭДПУЛА, а также ОТРЯДА САМОУБИЙЦ тут же оказались выложенными в Сеть. Официальная премьера последнего видео состоялась через несколько дней под натиском обстоятельств – компания Warner Bros. выразила сожаление, сообщив, что не может позволить, чтобы плохое качество записи сформировало неверное представление о проекте. За день ролик ОТРЯДА САМОУБИЙЦ на официальном аккаунте Warner Bros. на YouTube посмотрели 22,5 млн раз. Для сравнения: видео другого проекта этой студии, БЭТМЕН ПРОТИВ СУПЕРМЕНА, было просмотрено 29 млн раз за три дня. В течение четырех дней проведения фестиваля в актуальные запросы русскоязычного Google попали именно эти два проекта, причем ОТРЯД даже дважды – на следующие дни после презентации в Сан-Диего и выхода ролика в Интернет. Это говорит как о масштабе новостей, поступающих с панелей Comic-Con, так и о заинтересованности в них российского зрителя.
Если в Штатах первый калифорнийский слет любителей комиксов и их кино- и телеэкранизаций состоялся еще в 1970 году (на тот момент был выпущен сериал по комиксу Marvel «Капитан Америка», сериал DC Comics «Супермен и люди-кроты», короткометражка «День сбережений Супермена», оплаченная Министерством финансов США, и фильм БЭТМЕН, собравший в Америке $3 млн при бюджете в $1,3 млн), то в нашей стране массово следить за кинокомиксами начали относительно недавно. В Москве первый подобный фестиваль прошел в самом конце 90-х – это был «Старкон», задуманный как площадка для сбора фанатов ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН. С приходом на российские экраны фильмов о супергероях расширились и интересы гиков. В 2012 года «Старкон» переехал в Санкт-Петербург и на данный момент представляет собой крупный международный фестиваль для поклонников фантастики в поп-культуре. Он презентует не только старые фильмы, но и новинки – российские дистрибьюторы не оставляют данный форум без внимания. В этом году в конвенте, который прошел с 31 июля по 2 августа, приняли участие WDSSPR, «Каро Премьер», «Двадцатый Век Фокс СНГ» и «25-й Этаж». Организаторы «Старкона» отмечают, что сотрудничают с дистрибьюторами плотно и напрямую. А начиная с прошлого лета делают это еще и очень активно. «Двадцатый Век Фокс СНГ» провел премьерный показ ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЧЕТВЕРКИ за две недели до старта. «Студия пошла нам навстречу, прислушавшись к тому, что мы верим в картину и в то, что данная площадка и данное мероприятие дополнительно помогут нам повысить градус ожидания проекта», – поясняет директор по маркетингу компании Николай Борунков. Кроме того, показ поможет понять, как к перезагрузке супергеройской истории отнесется самая преданная, а значит, и самая ранимая часть аудитории.
Если же говорить о прямом российском аналоге американского Comic-Con, то он появился у нас только в прошлом году, однако его организаторы отмечают большой интерес к формату со стороны прокатчиков. «Конечно, участие кинокомпаний вообще и дистрибьюторов в частности очень важно для фестиваля, ведь значительную часть поп-культуры, а значит, и Comic-Con Russia, занимает кинематограф, – говорит представитель Comic-Con Анастасия Муравьева, признаваясь, что не всегда получается найти общий язык с компаниями: – Мы трезво подходим к своей работе – договориться со всеми не удается даже великому Comic-Con в Сан-Диего. Например, в этом году в нем не участвовал такой гранд, как Sony Pictures». Цель российского конвента его создателям видится в объединении всех поклонников мира развлечений и, конечно, участников рынка в рамках большого ежегодного праздничного фестиваля. У американского Comic-Con на это ушло более сорока лет – организаторы российского аналога надеются, что у них получится немного быстрее.
В прошлом году свои презентации в рамках Comic-Con Russia провели WDSSPR, «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Централ Партнершип» и «Наше кино». В этом году новым участником конвента, запланированного на первый уикенд октября, станет «Каро Премьер» – компания покажет отрывки ПЭНА: ПУТЕШЕСТВИЕ В НЕТЛАНДИЮ, В СЕРДЦЕ МОРЯ и БЭТМЕНА ПРОТИВ СУПЕРМЕНА. Вновь удивит и «Двадцатый Век Фокс СНГ», в пакете которого достаточно кинокомиксов. WDSSPR сделает акцент на ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ, завершающей части ГОЛОДНЫХ ИГР и, разумеется, вселенной Marvel. Кроме того, прокатчик обещает привезти важных и именитых гостей, но подробностей пока не раскрывает.
Собственно, присутствие звезд первой величины способно разбавить фанатский состав участников мероприятия «обычными» зрителями. Например, конвент в Сан-Диего посетили в этом году Хью Джекман, Бен Аффлек, Джеймс Макэвой и Генри Кавилл, исполняющие главные роли сразу в нескольких проектах – студии пользуются их «супергеройской» популярностью для привлечения потенциальных зрителей. Развитию российского Comic-Con участие голливудских звезд, безусловно, также не помешало бы. Анна Филиппова, ныне специальный корреспондент ГТРК Чувашия, а ранее – заместитель директора по рекламе в чебоксарском кинотеатре «Мир Луксор», посетила московский конвент в прошлом году и поделилась с «БК» своими впечатлениями: «Для меня Comic-Con – это в первую очередь панели с людьми, которые принимают непосредственное участие в создании кино. У нас на Кинорынках такое бывает не очень часто – максимум два человека, но не целый состав. Думаю, в ближайшее время мы к этому не придем, но хотелось бы стремиться». Для только набирающего обороты Comic-Con Russia говорить о приезде знаменитых актеров и режиссеров, конечно, пока рано. «Мы, по известным обстоятельствам, не можем сейчас привезти звезд, устроить какие-то глобальные ивенты, марш Бэтменов на бэтмобилях – это все требует существенных затрат не только на проведение, но и на оформление, доставку, таможенные процедуры и в принципе удаленный доступ всех материалов и декораций», – объясняет Алексей Рязанцев, генеральный директор «Каро Премьер».
Для прокатчиков российский Comic-Con, по словам Николая Борункова, является площадкой с возможностью раннего анонсирования для целевой аудитории и привлечения более широких масс через создание информационных поводов среди тех же гиков. Кстати, о гиках как о носителях информации в мир «обычных» кинозрителей говорит и Алексей Рязанцев: «Зрители являются активными проводниками своих впечатлений, настроений и используются нами как положительное «сарафанное радио».
Очевидно, что посетители конвента – это кинотеатральная публика с практически уже купленными билетами на сеанс в премьерный день. Поэтому форум, по словам директора по маркетингу компании WDSSPR Елены Бродской, – это нечто большее, нежели просто презентации проектов: «Бренды Disney, Marvel, франшиза ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ так сильны, популярны и коммерчески успешны именно потому, что люди проживают с ними не два часа в кинозале, а значимые части своей жизни, важные моменты, сильные эмоции». Судя по всему, реальность российского рынка на сегодняшний день действительно такова – отечественная аудитория, искренне увлеченная знаменитыми комикс-вселенными, за последние годы существенно выросла.
Помимо того, что Comic-Con является площадкой для представления публике долгожданного «блюда», он также позволяет приправить его пока еще малоизвестными проектами, рассчитанными на ту же целевую аудиторию. Первое упоминание о каком-либо новичке в атмосфере, крайне приятной зрителю, явно должно если не создать положительное отношение к нему, то хотя бы заинтересовать. По мнению Николая Борункова, Comic-Con можно использовать как один из дополнительных маркетинговых инструментов, который позволяет работать с широким спектром аудитории. Эта аудитория может даже не появляться на конвенте – достаточно иметь в своем окружении друга-гика, чтобы узнать о новостях с форума. Тем не менее создать информационный шум, сравнимый с лавиной сообщений из Сан-Диего, в России пока практически невозможно. «В прошлом году мы представляли эксклюзивный контент, в этом году нам также будет чем удивить гостей фестиваля, – говорит Елена Бродская. – Другой вопрос, что новости из Сан-Диего оказывают влияние на весь мир, а российский Comic-Con важен только внутри России».
Как мы уже отмечали, подобные конвенты заточены прежде всего под общение с аудиторией и успешно с этой задачей справляются. Но могут ли они быть чем-либо полезны показчикам? Стать площадкой для знакомства букеров с контентом у отечественных кинофорумов вряд ли получится. «Comic-Con – это нечто более высокого уровня, нежели могут позволить себе руководители региональных кинотеатров, – отмечает Павел Максимов, директор волгоградского киноцентра «Пирамида». – В реалиях нынешнего времени посетить больше мероприятий, чем есть на данный момент, просто не представляется возможным для большинства людей, потому что и на основные Кинорынки значительное число коллег не приезжает по финансовым причинам. Но, конечно, выставки полезны – для продвижения, общения, выстраивания диалога со зрителем». О пользе проведения Comic-Con с точки зрения маркетинга говорит и Юлия Шевченко, заместитель генерального директора по репертуарному планированию ГК «Люксор»: «Россия – конечно же, в любом случае благоприятная площадка для продвижения фильмов. Ведь мы показываем отличные результаты по сборам на мировом рынке. К тому же это весьма хороший пиар, а «сарафан» расскажет о новых продуктах, если они понравятся аудитории, очень быстро».
В качестве вывода можно отметить, что конвенты, объединяющие гиков и фанатов комиксов и фантастики, воспринимаются профессиональной средой как площадки для формирования «сарафана» и знакомства лояльной аудитории с будущими проектами, а также для привлечения ранее не заинтересованных зрителей с помощью информационного поля. Но в первую очередь это прямая дорога к своей целевой аудитории, без вмешательства СМИ или даже соцсетей, это настоящая реакция, которую не всегда можно просчитать на бумаге, и живое общение без посредников, важность которого уже осознает отечественный рынок.
06.08.2015 Автор: Ангелина Манахова