top banner

Кино после 50-ти

Могут ли старшее поколение и кинопрокат быть интересными друг другу?

Материал бы впервые опубликован в электронном БК №27 от 14 июля 2017 года.

Привычно думать, что самая активная киноаудитория во всем мире – подростки и молодежь. Однако, судя по недавнему исследованию американской аналитической компании Movio, это не совсем так. Согласно его результатам, граждане США старше 50 лет посещают кинотеатры на 5% чаще, чем это делают миллениалы (люди, рожденные в нулевых). Заинтересовавшись данным фактом, БК решил поподробнее изучить наработки зарубежных аналитиков относительно поведения взрослых зрителей, а заодно сравнить его с поведением отечественной аудитории 50+.

На сегодняшний день публика старше 50 лет составляет 27% от всей киноаудитории США. В среднем она ходит в кино 6,8 раза в год, то есть на 2% процента чаще, чем это делает среднестатистический зритель. Что касается жанровых предпочтений, то в сферу первичных интересов возрастных посетителей кинотеатров ожидаемо попадают мелодрамы и комедии про их сверстников, что давно уже представляют отдельную нишу кинопроизводства в Голливуде. Регулярно выходящие фильмы про бодрых старичков, которые путешествуют, открывают стартапы или заводят бурные романы, как правило, прекрасно окупаются в прокате. Так, УЙТИ КРАСИВО при затратах на производство в $25 млн заработал на внутреннем рынке $45 млн, ПРЯНОСТИ И СТРАСТИ обошелся в $22 млн, а собрал $54 млн, сборы МОЛОДОСТИ ПО СТРАХОВКЕ превысили бюджет ($10 млн) в 4 раза.

Также предсказуемо взрослые зрители любят смотреть артхаусные и независимые драмы, посвященные серьезным проблемам. Гораздо неожиданней оказались выводы аналитиков о пристрастии этого контингента к боевикам и триллерам. Половина аудитории таких фильмов, как ЧЕЛОВЕК НОЯБРЯ, ВЕЛИКИЙ УРАВНИТЕЛЬ, ЗАЛОЖНИЦА 3, ДЖЕК РИЧЕР 2 и ПРОГУЛКА СРЕДИ МОГИЛ, составили зрители старше 50 лет. Аналогично тому, как звезды этих проектов Пирс Броснан, Лиам Нисон, Том Круз, Дэнзел Вашингтон, перейдя в разряд зрелых мужей, не перестали играть крутых парней, так и их преданные старые фанаты продолжают наслаждаться киноподвигами своих кумиров, неся кровные доллары в кассы кинотеатров.

Надо сказать, что преданность любимым актерам и героям со стороны публики старше 50 лет способна показывать солидные результаты. Так, фильму Клинта Иствуда ЧУДО НА ГУДЗОНЕ с Томом Хэнксом она принесла 57% от общего вала в $124 млн, а ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ в лице своих давних фанатов получили все те же возрастные 27% от общей аудитории. Кстати, как выяснилось, кинотеатры зря сбрасывают со счетов аудиторию 50+, когда речь идет о римейках или перезапусках старых франшиз. В США фактор ностальгии привел значительную долю публики около- и пенсионного возраста не только на очередные ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ, но и на МИР ЮРСКОГО ПЕРИОДА, и на новых ОХОТНИКОВ ЗА ПРИВИДЕНИЯМИ.

С другой стороны, с возрастом люди постепенно теряют интерес к мейнстримным блокбастерам и анимации. Если на среднестатистического зрителя моложе 50-ти приходится 56% визитов в кино на фильмы этих жанров, то в отношении публики после 50-ти эта цифра сокращается до 42%, а после 65-ти – до 34%. Интересными оказались и наблюдения, связанные с моделью поведения аудитории «кому за…». Как выяснилось, чем старше становится зритель, тем реже он ходит в кинотеатры в выходные дни, предпочитая переносить визиты на будни. Также меняются предпочтения и по времени посещений – в 70% случаев публика 50+ выбирает сеансы до 18 часов, оставляя праймовую толкотню молодым. 

В отличие от тинейджеров взрослые любители кино не торопятся увидеть новинку в день выхода – как правило, они доходят до кинозалов уже на второй или на третьей неделе проката. Получается, что в свои заслуги возрастная аудитория, помимо прочего, может также записать выросшую активность в кинотеатрах в «мертвые» дневные часы будних дней и увеличение прокатной жизни кинорелизов.

Стоит заметить, что живой интерес к роли сегмента аудитории 50+ для американской киноиндустрии напрямую связан с его планомерным ростом. На сегодня количество граждан США, перешагнувших полувековой рубеж, составляет более 100 млн, и к 2020 году их доля по отношению ко всему населению страны достигнет 35%. Учитывая, что данный контингент в целом обеспечен, имеет давнюю привычку ходить в кино, верен своим жанровым предпочтениям и любимым актерам, и при этом с каждым годом прирастает, то кто знает – может быть, Голливуд в скором времени начнет штамповать франшизы с супергероями преклонного возраста. Но и на сегодняшний день, согласно выводам данного исследования, зрители 50+ в Америке – это реальная сила, способная приносить релизам в кинопрокате солидную выручку и возвращать бюджеты студиям.

Если переложить ситуацию на нашу действительность, то киноаудитория 50+ в России пока что кажется чем-то скорее экзотическим – настолько редко ее можно увидеть в мультиплексах. И причина даже не только и не столько в том, что российские пенсионеры не могут похвастаться уровнем жизни, который имеют их сверстники в США и Европе. Просто крах системы отечественного кинопроката после распада СССР привел к тому, что у нашего взрослого поколения не сформировалась привычка проводить досуг в кинотеатре.

Так, согласно данным Росстата, в числе культурных развлечений, которые привлекают россиян 50+, кино находится на последнем месте. Если концерты, выставки, театры в 2016 году регулярно посещало в среднем 2,6% – 3,5% из них, то кинотеатры – и того меньше, всего 2,1%. Сомнительно, что все дело в стоимости билетов – театральные спектакли и концерты вряд ли обходятся дешевле. Скорее всего причины в отсутствии интереса.

Судя по результатам голосования на сайте Kinometro.ru и точечного опроса БК, доля аудитории 50+ в российских кинотеатрах составляет менее 10%, и за последнее время заметного роста не наблюдалось. «Аудитория 50+ в наш кинотеатр приходит достаточно редко – если брать в процентном соотношении, то из 100 человек таких зрителей можно насчитать лишь 6-7», – рассказывает Анжела Попцова, билетный кассир симферопольского кинотеатра «Мультиплекс». «Аудитория 50+ в кинотеатры нашей сети ходит, но в небольшом количестве, и прирастает не сильно», – дает свою оценку Наталья Лукашевич, начальник отдела репертуарного программирования сети «Гранд Синема». 

В качестве основной причины низкой посещаемости кинотеатров этой категорией зрителей большинство показчиков называет неактуальный для нее контент. «Поколение 45–50, до 60 лет приходит очень редко, – комментирует Наталья Яранцева, заместитель директора по рекламе чебоксарского кинотеатра «Мир Луксор». – Как правило, такой зритель любит независимое кино, умное, а я в своем кинотеатре эти фильмы поставить не могу или если ставлю, то на поздние сеансы, которые ему неудобны». 

К сожалению, возрастные зрители – действительно не самые легкие клиенты для наших показчиков. Они не включены в массовую голливудскую культуру, преобладающую в кинотеатрах. Не то что блокбастеры, но и комедии про их зарубежных сверстников, которые ходят на вечеринки или крутят романы на живописных побережьях, такую публику не сильно привлекают из-за разницы менталитетов. Наиболее действующей приманкой для аудитории постарше является российское кино, особенно проекты, в основе которых заложена ностальгия по советским временам. «Зрители 50+ приходят на фильмы типа ЛЕГЕНДЫ №17, ЭКИПАЖА, ВЫСОЦКОГО. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ», – говорит Григорий Бабаянц, генеральный управляющий магнитогорского кинотеатра Jazz Cinema, оговариваясь, что таких проектов выходит очень мало. «Надеюсь, что фильм ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ поднимет и приведет в кинотеатры возрастную аудиторию», – добавляет кинопоказчик.

Из последних отечественных проектов, которые, по наблюдениям показчиков, также привлекли наибольший интерес со стороны взрослых зрителей, – БОЛЬШОЙ, НЕЛЮБОВЬ, АННА КАРЕНИНА. ИСТОРИЯ ВРОНСКОГО, ВРЕМЯ ПЕРВЫХ. По аналогии с американцами наша возрастная публика тоже не спешит посмотреть кино в первый уикенд. «Зрители 50+ приходят, как правило, через две недели после старта картины – на третьей, четвертой, когда фильм уже снимается с проката», – комментирует букер кинотеатров в Иркутской области Юлия Искра. И в данном случае причина не только в неторопливом темпе жизни пожилых людей, но и в отсутствии своевременной информации. Узнавать про новое кино данная публика может только по телевидению, чаще всего не имея доступа к другим медиаресурсам, например, к Интернету. Понятно, что массированными рекламными кампаниями на центральных телеканалах могут похвастаться лишь потенциальные блокбастеры. Получается, что про многие интересные для себя картины эти зрители могут даже не узнать или узнать случайно, но с задержкой, когда кино уже успело сойти с экранов.

Ну и, как ни крути, ограниченные финансовые возможности у большинства представителей старшего поколения накладывают свой отпечаток на отношение к ним показчиков. Как правило, пенсионеры могут позволить себе только самые дешевые билеты, помогая заполнять утренние сеансы, но не принося особой выгоды кинотеатрам. 

Как видно, пока что в силу ряда причин российские зрители 50+ не представляют собой полноценный сегмент аудитории, способный повлиять на бокс-офис проектов. Но если учесть, что через 10–15 лет в эту категорию попадет уже следующее поколение, обладающее опытом киносмотрения, то не стоит пренебрегать наработками американских коллег. Изучив на их примере особенности публики, относящейся к старшей возрастной группе, возможно, нашему прокату удастся значительно продлить «жизнь» отечественному кинозрителю и раскрыть потенциал для существенного расширения аудитории.


11.08.2017 Автор: Мария Позина

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее