top banner

«Танго и кэш»

Почему вопросы очищения прав на музыку в кино стали реальной проблемой отрасли

Материал впервые был опубликован в печатном «Бюллетене кинопрокатчика» №12 2015 года.

Кинопоказчики  все чаще интересуются у компаний-дистрибьюторов и продюсеров росийских картин, очищены ли права на композиции, которые используются в их фильмах. Казалось бы, как они могут быть не очищены? Но волнения кинотеатров, время от времени атакуемых представителями РАО, не случайны. «БК» разбирался, могут ли мюзиклы, как песенное кино, быть неудобны отрасли и с какими проблемами приходится сталкиваться продюсерам проектов, в которых запланировано использование большого числа музыкальных хитов и каверов на них. 

Разговор об авторском вознаграждении за музыку, использованную в российских фильмах, неизбежно предстоит начать издалека – с принятия в 1993 году пункта 3 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ: «При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения». В случае с кинопоказом это вознаграждение составляет от одного до полутора процентов от сборов фильма, и эта привилегия прописана в кодексе только для композиторов, хотя по закону авторами кинопроизведения являются также сценарист и режиссер.

Право на вознаграждение у композитора в России есть всегда, независимо от того, как он распорядился исключительными правами на музыку – передал их студии, отдал другому лицу или оставил за собой. Вехой во взаимоотношениях кинотеатров и РАО стал 2008 год, когда эта общественная организация получила госаккредитацию на коллективное управление авторскими и смежными правами, в том числе и правами композиторов. У нее появилась возможность представлять интересы вообще всех правообладателей, как отечественных, так и иностранных, и, следовательно, собирать отчисления со всех киносеансов. С 2009 года РАО стало обращаться в суды и выигрывать их один за другим. Так, например, в 2010-м в Свердловской области суд признал виновным кинотеатр «Кинофокс» в Каменск-Уральске, который показывал фильмы АВАТАР, ШЕРЛОК ХОЛМС и ЧЕРНАЯ МОЛНИЯ без уплаты вознаграждения авторам музыки.

Кинотеатры по всей стране начали заключать договоры с РАО. По словам директора сети «Премьер-зал» Владимира Петелина, факт госаккредитации играет не последнюю роль в судебных разбирательствах по авторским правам. «Однако требования РАО можно признать неправомерными, – утверждает Петелин. – Например, когда вопрос взыскания авторского вознаграждения касается голливудского кино. Принципы авторства у нас и в Америке разные, там авторство принадлежит студии, а композитор – это работник, которого наняли, чтобы проработать часть продукта».

Так, в июне этого года кинотеатр «Комсомолец» в Волгодонске при юридической поддержке «Киноальянса» впервые в судебной практике добился в ростовском арбитражном апелляционном суде признания отсутствия у американских композиторов фильмов ФОРСАЖ 6 и ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА права на авторские вознаграждения в виде процента от выручки кинотеатров. Судьи решили, что наличие или отсутствие статуса автора в отношении произведений, созданных за рубежом, должно определяться на основании применимых норм иностранного права. Из-за процессуальных тонкостей дело было отправлено на новое рассмотрение, но РАО впервые решило отозвать свой иск к кинотеатру.

Теперь кинопоказчики в теории знают, как уйти от претензий авторского общества по поводу отчислений за фильмы, произведенные в США, но парадоксальным образом такая практика может поставить в невыгодное положение российские картины. Чтобы этого не произошло, по мнению Владимира Петелина, отечественные продюсеры могли бы принять непосредственное участие в противостоянии кинотеатров и РАО: «Идеально, если продюсер, заключая с композитором договор, изначально укажет в нем размер отчислений, который будет максимально занижен до тысячных процента. В этом случае РАО будет невыгодно связываться с кинотеатром – а это практически гарантия неприкосновенности». Но подобных историй российская киноотрасль почти не знает – или о них никто не распространяется.

Как бы то ни было, в случае, когда авторы фильма хотят использовать уже готовые популярные композиции, они должны заключить соглашение с правообладателями – подписать лицензионный договор о передаче неисключительных прав на музыкальное произведение, который позволяет использовать фильм с включенной музыкой без каких-либо ограничений и предоставлять его третьим лицам для всех видов дистрибуции. Для последующей отчетности картина передается третьим сторонам с музыкальной справкой, где отмечены все композиции. Без нее, как определено действующим законодательством, не получить и прокатного удостоверения на картину. В договоре с правообладателем прописываются все детали – территории распространения, сроки и формы использования, хронометраж включений, использование в трейлере и промоматериалах и так далее. Задача кинопродюсера – добиться полной очистки прав, то есть предоставления разрешения на использование музыкальной композиции со стороны всех ее правообладателей, которых, согласно закону, может быть один или несколько: это авторы музыки и текста, а также обладатели смежных прав на исполнение и фонограмму. Идеально, если все права на композицию находятся в одних руках – например, у российских продюсерских центров или музыкальных издательств. Но чаще у популярного музыкального произведения несколько правообладателей, с каждым из которых надо договариваться индивидуально, и здесь есть свои тонкости.

Советские музыкальные композиции создавались без подписания каких-либо авторских соглашений. Сегодня их правообладатели, наследники авторов, порой находятся в неурегулированных или конфликтных отношениях друг с другом, а иногда их просто невозможно найти. Есть гигантская фонотека популярных мелодий, которые лежат мертвым грузом – о правах на них договориться или слишком сложно и дорого, или невозможно вовсе. В их числе, например, произведения Исаака Дунаевского и Андрея Волконского.

Кавер-версии популярных хитов есть во всех трех музыкальных новогодних премьерах (САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕНЬСТРАНА ЧУДЕС и ГОЛОСА БОЛЬШОЙ СТРАНЫ). В их случаях лицензионные договоры подписывались только с авторами музыки и текста, так как исполнение было новым. В САМОМ ЛУЧШЕМ ДНЕ все песни – композиции Григория Лепса, Михаила Боярского, Муслима Магомаева, групп «Серебро», «Фабрика», «ВИА Гра», а также из советских мультфильмов – поют сами актеры. В саундтреке есть и одна иностранная композиция – I Will Survive Глории Гейнор, которую в фильме исполняет Юлия Александрова. Правообладателем хита является американский Universal Music. Глава отдела постпродакшн Bazelevs Ксения Киселева, занимавшаяся очисткой прав для промоцелей, отмечает: «Мой опыт работы с международными правообладателями говорит о том, что это зачастую не бывает быстро, согласование проходит от двух недель до нескольких месяцев».

«В комедии СТРАНА ЧУДЕС звучит более десяти популярных композиций, в основном советского и раннего постсоветского периода: «Трава у дома» в исполнении группы «Земляне», «Лучший город Земли» в исполнении Муслима Магомаева, две песни в исполнении Аллы Пугачевой и так далее, – рассказывает музыкальный продюсер фильма Михаил Ковалев. – Но самой запутанной оказалась ситуация с правами на музыку из программы «Поле чудес», которая тоже используется в нашей картине. Казалось бы, современная, всем известная мелодия, но установить всех причастных к ее созданию композиторов оказалось непросто. Мне понадобилось совершить несколько десятков звонков, в итоге я нашел всех четырех человек, которые вносили свой вклад в музыкальное оформление программы на протяжении десяти лет. Один из них честно сказал, что не имеет отношения к интересующим нас фрагментам, остальные согласились передать права на минимальных условиях. Но не всегда правообладатели ведут себя подобным образом – есть те, к кому приходится искать особый подход, кто-то сразу называет непомерно высокую цену и не обсуждает никакие уступки. Вообще, никакой формулы ценообразования на этом рынке не существует».

Авторский онлайн-реестр всех отечественных композиций есть в РАО, но, по словам специалистов, информация там часто может быть неполной или недостоверной, а если обращаться в общество с запросом, то ответа придется ждать несколько недель. Для кинопроизводства такие условия невозможны, и продюсеры стараются задействовать различные ресурсы. Например, создатели ГОЛОСОВ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ, студия Enjoy Movies, для решения всех вопросов с авторскими правами обратилась к подрядчику – юридическому агентству «Ай Пи Про». «С кем-то из правообладателей мы встречались в других городах, с кем-то подписывали договоры в кафе, в метро, ловили на гастролях, – рассказывает о проделанной работе заместитель генерального директора компании Надежда Лихачева. – Все это было сделано нами за два месяца, в фильме задействовано почти два десятка песен, у которых около сорока правообладателей. Дольше всех переговоры велись с Юрием Антоновым по поводу его песни «Не забывай»: он достаточно сложный человек, связаться с ним непросто. И он оказался единственным, кто подписал договор лишь после того, как убедился в том, что кавер-версия сделана качественно. А вот Влади из «Касты» с радостью сам передал режиссеру Таиру Мамедову права на композицию «Сочиняй мечты» безвозмездно». «В нашем фильме много разной музыки (от песен Юрия Антонова и Земфиры до «Мумий Тролля» и группы «Кино»), собранной в новые треки с новой аранжировкой, – рассказывает продюсер ГОЛОСОВ БОЛЬШОЙ СТРАНЫ Гевонд Андреасян. – В одном из номеров, например, звучит куплет одной песни, а припев уже совершенно другой. На все треки были составлены и подписаны документы, передающие нам права на их использование в фильме».

В целом очищение музыкальных прав – настоящая головная боль для кинопроизводителей. Каждый договор с правообладателем может стоить несколько сотен тысяч рублей, а на одном проекте таких договоров может быть не один десяток. Опытные юристы утверждают, что вопрос легитимизации музыки может выливаться в 20–30% бюджета фильма. Время на очистку прав спрогнозировать очень сложно. От использования многих композиций продюсерам приходится отказываться именно из-за проблем с авторством, о которых порой становится известно уже в момент производства. Студии проделывают гигантскую работу, чтобы договориться с правообладателями, выплатить им устраивающий их гонорар и передать кинотеатрам фильм с полностью очищенными правами. А после выхода картины в прокат авторы музыки (и только они) снова получают отчисления – через РАО.

При этом кинотеатры обязаны платить в любом случае, независимо от того, сколько в картине использовано хитов и относится ли она вообще к жанру мюзикла – строка в законодательстве (вписанная якобы с единственной целью – защитить права композиторов) усилиями авторского общества ставит в безвыходное положение весь кинопоказ. Это у производителей кино есть возможность выбирать – возиться лично с очисткой прав, собирая саундтрек из хитов, создавать хит самостоятельно или покупать готовое раз и навсегда. У показчиков же выбор невелик: или платить за музыку сразу, или судиться и все равно потом платить, ведь тяжбы с РАО еще ни разу не завершились победой кинотеатров.

Для кинопроизводителей создание музыкальных фильмов – это все же проектная работа, а не поставленная на поток, в то время как кинотеатры вынуждены взаимодействовать с РАО постоянно. И это требует не только финансовых затрат, идущих непосредственно на отчисления, но и кадровых, и временных ресурсов, необходимых для обработки существенного объема бумажной отчетности. Оправдать все усилия показчиков и продюсеров, взявшихся за музыкальное кино, может только одно – бокс-офис, который позволил бы говорить о том, что нашим зрителям, преданным поклонникам шоу «Голос» и любителям караоке, приглянулся наконец и жанр мюзикла на большом экране. Посмотрим, произойдет ли это чудо в ближайший Новый год.


10.12.2015 Автор: Павел Гайков, Анастасия Термиджанова

Самое читаемое

В Минкультуры прошла очная защита детско-юношеских национальных фильмов
Подробнее
Новинки июля в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
В Истре открывается форум «Новый вектор»
Подробнее
Подростки 14–17 лет оказались главными потребителями отечественного кино среди молодежи
Подробнее
В Минкультуры прошел питчинг полнометражных дебютных фильмов
Подробнее
Юра Борисов получил приглашение стать членом Американской киноакадемии
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Во Вьетнаме стартовала Неделя российского кино
Подробнее
В России «бинджвотчат» турецкие сериалы и детективы
Подробнее
Игровой «Лило и Стич» получит продолжение
Подробнее
Фестиваль «Лампа» представил программу
Подробнее
В Минкультуры прошел питчинг игровых недебютных фильмов
Подробнее
Госдума приняла в первом чтении закон о прокатных удостоверениях для стримингов
Подробнее
Предварительная касса четверга: в лидерах вновь «На деревню дедушке» и «Материалистка»
Подробнее
Креативный директор RWV Film Аюр Базаров покидает компанию
Подробнее
Касса четверга: «На деревню дедушке» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Шпионская свадьба» и «Ритуал» идут почти вровень
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 26–29 июня
Подробнее
Касса России: комедия «На деревню дедушке» вновь возглавила прокат
Подробнее
В Москве состоялась премьера комедийного сериала «Театральная зона»
Подробнее