top banner

Женская доля

Как изменилась структура кинотеатральной аудитории за год

После принятия законопроекта об электронных повестках число мужчин в России в очередной раз может сократиться. Кто-то покинет страну, кто-то отправится в зону боевых действий, как это произошло осенью после объявления частичной мобилизации. Мы попытались выяснить, как глобальные изменения прошлого года повлияли на кинозрителей и как в настоящее время изменилась структура аудитории.

Количество уехавших из России в прошлом году, по разным оценкам, достигло миллиона человек. Только по официальным данным Росстата за 2022-й число работников моложе 35 лет сократилось на 1,3 млн. Важно учитывать, что сюда входят военнослужащие и мобилизованные. При этом количество работающих женщин младше 35 лет уменьшилось сильнее – на 8,5% против 3,5% мужчин. Вызванное внезапными внешними обстоятельствами сокращение числа мужчин накладывается на общий тренд преобладания женского населения. На тысячу мужчин к началу 2022 года приходилась 1151 женщина (46% против 54%). Такое распределение сохраняется последние двадцать лет. При этом мужчин до 35 лет чуть больше, а дальше пропорция меняется.

Трекинг «Кинозритель», совместный проект Фонда кино и агентства маркетинговых исследований Wanta Group, подтверждает глобальные тренды: доля женской аудитории в кинотеатрах растет, а мужской – сокращается. Соотношение менялось постепенно в течение последних лет, но в прошлом году ускорилось. На это повлияли изменившаяся в стране и в мире ситуация, а также уход с рынка голливудского контента, поскольку именно мужчины были его основными зрителями. Российское кино в целом и семейное в частности, доминирующие в настоящее время в прокате, активнее смотрят женщины. По итогам первого квартала 2023 года их доля в посещаемости кинотеатров достигла 66%, мужчин – 34%. Годом ранее зрители женского пола составляли 60%, мужского – 40%. В первом квартале 2019 года доля женщин была ниже и равнялась 57% аудитории против 43% мужчин.

С января по март 2023 года кинотеатры посетило 52,1 млн человек, что близко к уровню 2021-го за аналогичный период (47,1 млн зрителей). Средняя цена билета в кино составила 306,6 рублей. Российские картины в кинотеатрах посмотрело 39,4 млн человек (75,6% от совокупного числа зрителей), зарубежные фильмы привлекли 12,7 млн зрителей.

Публика кинотеатров в целом стала более молодой. По итогам первого квартала средний возраст зрителя сократился до 24,7 лет. В 2022 году за тот же период он составлял 26 лет, в 2019-м – 29 лет. Доля подростков в киноходящей аудитории выросла и достигла 30%, в прошлом году она равнялась 18%, в 2019-м – 26%. По всей видимости, на структуру публики значительно повлияли рекордные сборы ЧЕБУРАШКИ и более активное использование «Пушкинской карты». Сегмент молодых людей от 18-ти до 24 лет в аудитории кинотеатров практически не изменился – 35% против 36% в прошлом году. В 2019-м люди такого возраста приносили только 25% сборов. Значительно сократилась доля взрослых людей 25–34 лет – с прошлогодних 25% до 16% в нынешнем. В 2019 году таких зрителей было 31,5%, и они составляли самую многочисленную часть аудитории. Уменьшился сегмент 35–44-летних – с 13,7% до 12,7%. В 2019 году их было 18%. Доля людей старше 45 лет выросла с 5,4% до 6,2%. В 2019 году таких зрителей было 10%.

Женская аудитория преобладает среди зрителей анимации, семейных релизов и мелодрам. Лидерами по доле рассматриваемой аудитории среди двадцати самых кассовых релизов первого квартала 2023 года стали мультфильмы КОТЫ ЭРМИТАЖА (82%), СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: РАЗМОРОЗКА (79%), ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ МОРИС (77%), семейные комедии ПАПЫ ПРОТИВ МАМ (77%) и ЧЕБУРАШКА (73%), драма НЕПОСЛУШНАЯ (77%), а также комедийные мелодрамы МОЕ ПРЕКРАСНОЕ НЕСЧАСТЬЕ (75%) и ПОЕХАВШАЯ (73%). То есть женщины в основном приводят в кино детей и смотрят мелодрамы. Также женщин привлекли исторические драмы НЮРНБЕРГ (67%) и ПРАВЕДНИК (67%), приключенческая драма НА СОЛНЦЕ, ВДОЛЬ РЯДОВ КУКУРУЗЫ (69%) и комедия СВОБОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (67%).

Самыми популярными релизами среди мужчин стали экшн-фильмы. Мужчины доминировали в составе аудитории только одного проекта – ДЖОН УИК 4, обеспечив ему 66% посещаемости. При этом в стартовый уикенд ДЖОНА УИКА доля публики мужского пола впервые за год возросла до 44%, что является наибольшим значением с уикенда 10–13 февраля 2022 года, когда аналогичная доля составила 46%. У боевиков ОПЕРАЦИЯ «ФОРТУНА»: ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ и КРУШЕНИЕ аудитория разделилась поровну между мужчинами и женщинами. Исторический приключенческий экшн ТРИ МУШКЕТЕРА: Д'АРТАНЬЯН привлек 43% мужчин в первый уикенд и 38% в целом.

Среди самых кассовых релизов первого квартала нынешнего года подростки предпочитали смотреть комедии ПАПЫ ПРОТИВ МАМ (62%), БЫТЬ (49%), ПОЕХАВШАЯ (39%), СВОБОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (38%), мультфильмы СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: РАЗМОРОЗКА (42%) и КОТЫ ЭРМИТАЖА (39%), драму НА СОЛНЦЕ, ВДОЛЬ РЯДОВ КУКУРУЗЫ (36%), триллер БЕШЕНСТВО (35%). Также дети 12–17 лет активно приходили в новогодние каникулы на картины МИРА (50%), ИВАН ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК 5 (46%), ЕЛКИ 9 (47%). Фэнтези БЮРО МАГИЧЕСКИХ УСЛУГ привлекло 45% подростков в первый уикенд. Интересно, что 12–17-летние активно смотрят фильмы с возрастным рейтингом 18+. Так, доля подростков среди зрителей БЕШЕНСТВА составила 35%, МОЕГО ПРЕКРАСНОГО НЕСЧАСТЬЯ – 24%, ДЖОНА УИКА 4 – 19%, ОПЕРАЦИИ «ФОРТУНА»: ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ – 17%, НЕПОСЛУШНОЙ – 12%.

Для молодых людей 18–24 лет наиболее привлекательными оказались эротическая драма НЕПОСЛУШНАЯ (72%), мелодрама МОЕ ПРЕКРАСНОЕ НЕСЧАСТЬЕ (54%), триллер БЕШЕНСТВО (51%), комедии СВОБОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (48%), БЕСПРИНЦИПНЫЕ В ДЕРЕВНЕ (42%), БЫТЬ (37%), ПОЕХАВШАЯ (37%), драма НА СОЛНЦЕ, ВДОЛЬ РЯДОВ КУКУРУЗЫ (39%), экшны ДЖОН УИК 4 (38%) и ОПЕРАЦИЯ «ФОРТУНА» (37%).

Более взрослые зрители 25–34 лет в основном приходили на зарубежные экшны ДЖОН УИК 4 (32%), ОПЕРАЦИЯ «ФОРТУНА»: ИСКУССТВО ПОБЕЖДАТЬ (30%), КРУШЕНИЕ (22%). Фильм ТРИ МУШКЕТЕРА: Д’АРТАНЬЯН привлек на старте 26% публики этого возрастного сегмента, по 20% получили в премьерный уикенд МОЕ ПРЕКРАСНОЕ НЕСЧАСТЬЕ и БЮРО МАГИЧЕСКИХ УСЛУГ.

Зрители 35–44 лет выбирали мультфильмы ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ МОРИС (27%) и СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: РАЗМОРОЗКА (25%), наиболее активно они посещали фильмы ЧУК И ГЕК (37% в Новый год), ЧЕБУРАШКА (26% на новогодних каникулах), ТРИ МУШКЕТЕРА: Д’АРТАНЬЯН (24% на старте). Публика старше 45 лет выбирала картины ПРАВЕДНИК (19%), ТРИ МУШКЕТЕРА (13%), НЮРНБЕРГ (11%) и ЧЕБУРАШКА (10%). Интересно, что военные картины ПРАВЕДНИК и НЮРНБЕРГ привлекли не только взрослых, что было ожидаемо, но и молодых зрителей. Доля подростков на ПРАВЕДНИКЕ оказалась самой высокой, обеспечив 30% сборов, на НЮРНБЕРГЕ она составила 30%.

В двадцатке самых кассовых релизов первого квартала 2022 года женщины доминировали среди зрителей мелодрамы ПЕРВЫЙ ВСТРЕЧНЫЙ (85%), комедий МОЯ УЖАСНАЯ СЕСТРА (85%), ХОЧУ ЗАМУЖ (77%), НЕПОСЛУШНИК (67%) и ЛУЛУ И БРИГГС (66%), мультфильмов КРОЛЕЦЫП И ХОМЯК ТЬМЫ (79%), ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ (75%), ФИННИК (74%).

Мужчины преобладали среди аудитории экшн-фильмов ПАДЕНИЕ ЛУНЫ (56%), НАЕМНИК (55%) и KING'S MAN: НАЧАЛО (52%). Также сильный пол активно приходил на перевыпуск БРАТА (49%), АНЧАРТЕД: НА КАРТАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ (47%), КРИК (45%) и МИСТЕР НОКАУТ (43%).

Доля женской аудитории в целом преобладает во всех возрастных сегментах за редким исключением. Так, зрители БЕШЕНСТВА в сегменте 18–24 лет разделились поровну между женщинами и мужчинами. Также на АНЧАРТЕД в том же возрастном сегменте публика распределилась поровну (17% на 17%), как и зрители 24–34 лет. У KING'S MAN: НАЧАЛО мужчины доминировали среди аудитории 25–34 лет. У ПАДЕНИЯ ЛУНЫ мужчины преобладали в сегментах 18–24 и 25–34 лет.

Если рассматривать отдельные жанры, то, по данным «Кинозрителя», женщины активнее смотрят хорроры. ОТКРЫТОЕ МОРЕ: МОНСТР ГЛУБИНЫ привлек 68% женщин, ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ДОМ ПРИЗРАКОВ – 62%, ДИТЯ ТЬМЫ: ПЕРВАЯ ЖЕРТВА – 60%, ДЖИПЕРС КРИПЕРС: ВОЗРОЖДЕННЫЙ – 59%. Интересно, что у фильмов ужасов с возрастным рейтингом 16+ доля подростков преобладает над молодыми людьми 18–24 лет. На проектах категории 18+ больше 18–24-летних зрителей, но и подростки присутствуют на сеансах.

В индустрии привыкли говорить о том, что аудитория кинотеатров стареет, но практика показала обратное. ЧЕБУРАШКА привлек в кинотеатры новых зрителей – в первую очередь подростков. Теперь необходимо удержать достигнутый результат. Благо в будущем в прокате появятся новые масштабные сказки – ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ, ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ, ФИНИСТ. ПЕРВЫЙ БОГАТЫРЬ, ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА, БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ, ОГНИВО. В то же время проблемой видится нехватка контента для зрителей 25–34 лет. Именно этот сегмент показывал самую высокую посещаемость на голливудских блокбастерах КОРОЛЬ ЛЕВ (37%), МСТИТЕЛИ: ФИНАЛ (37%), ВЕНОМ (34%), МАЛЕФИСЕНТА: ВЛАДЫЧИЦА ТЬМЫ (27%), ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ 2 (28%) и активно приходил на фильмы ЧЕЛОВЕК-ПАУК: НЕТ ПУТИ ДОМОЙ (29%), ВЕНОМ 2 (27%), ДЖОКЕР (37%). Также очевидно не хватает кино для мужчин либо не хватает самих мужчин.

«Кинозритель» исследует аудиторию, уже пришедшую в кинотеатры, объективно. Букеры же самих площадок описывают те зачастую аномальные личные впечатления, которые скрываются в массивах статистики. «Мы не наблюдаем сильного уменьшения общего количества зрителей, но произошло изменение возрастных групп со сдвигом к старшей аудитории, – говорит букер сети кинотеатров «Люмен фильм» Мария Шашкова. – Мы видим сильный приток людей, которые раньше в кино почти не ходили. Они старше 40 и даже 45 лет. Фильмы сейчас позиционируют так, что этой категории зрителей стало интересно посещать кинотеатры. При этом они по-прежнему приходят в кино не на первом уикенде фильма, а только на второй-третьей неделе проката. На старте мы такую публику наблюдаем очень редко. Нужно время, чтобы реклама сработала именно на эту аудиторию. Сократилось количество зрителей среди подростков и молодежи, они в кино ходить почти перестали. Это публика фильмов Marvel и подобных проектов. Сейчас российское кино ничего данной аудитории предложить не может. А возраст около 20 лет мы упускаем, потому что у этих зрителей есть стереотип, что смотреть российские фильмы не стоит. Также мы продолжаем терять детей в возрасте около 13 лет, потому что для них сейчас нет подходящих мультфильмов. МАША И МЕДВЕДЬ – все-таки очень детская анимация, как и многие другие проекты».

«У нас стало меньше молодежи, если не говорить об организованных группах и тех, кто ходит по «Пушкинской карте». А молодых людей, которые приходили бы сами по себе, стало очень мало, – рассказывает букер кинотеатров «Смена» и «Дружба» в Кирове Александр Сухарев. – Наверное, это логично и связано с текущей ситуацией, ведь для молодежи фильмов не очень много. А вот аудитории среднего возраста стало больше, потому что для нее теперь выходит больше контента. Организованных посещений достаточно, но их у нас было много и раньше. Очень плохо то, что в кино почти перестала ходить молодежь. Не только с точки зрения прибыли, но и с позиции воспитания. Семейной аудитории у нас всегда было много, и сказать, что сейчас ее стало больше или меньше, нельзя. По этому сегменту публики процент сохранился. Что касается старшей аудитории, то сейчас она приходит в кино уже даже на первом уикенде, чего раньше не было. Возможно, в этом плане работает реклама, возможно, еще что-то. Например, про ВЫЗОВ стали спрашивать задолго до старта, причем даже интересовались, почему он выходит не 13 апреля, а 20-го».

«Можно с уверенностью сказать, что среди зрителей резко сократилось количество мужчин призывного возраста, – отмечает директор компании по созданию и управлению кинотеатрами «Новое измерение» Евгений Буслейко. – Приоритет сдвинулся: теперь преобладает детско-семейная аудитория, и мы стараемся делать на ней акцент при планировании расписания. На детях не экономят, их водят в кино на все, что есть. Про остальную аудиторию сказать ничего нельзя, потому что другие люди к нам почти не ходят. ЧЕБУРАШКА немного расшевелил публику, приведя в кинотеатры в том числе и старшее поколение. В кино пришли люди, которые, как мне кажется, в последний раз ходили на ЧАПАЕВА. То есть это были очень разные зрители. Сейчас же сильного интереса со стороны такой аудитории не наблюдается. Что касается молодых людей, аудитории зарубежных блокбастеров – они забыли дорогу в кинотеатры и смотрят кино дома. Эксклюзивность потеряна, так что они почти полностью перешли на стриминги».

Фото: Flickr.com


24.05.2023 Автор: Рая Башинская, Дмитрий Некрасов, Ольга Куликова

Самое читаемое

Okko стал соинвестором новых сезонов Comedy Club и других шоу ТНТ
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Дракула» вырвался в лидеры
Подробнее
Кинофестиваль молодежных фильмов «Высоко» представил программу
Подробнее
Фестиваль «Маяк» представил жюри
Подробнее
Фонд кино проведет защиту фильмов для семейной аудитории и анимации
Подробнее
Контент Start будет доступен в казахстанском онлайн-кинотеатре Unico
Подробнее
Объявлены лауреаты премии «Эмми 2025»
Подробнее
Касса четверга: «Дракула» возглавил чарт
Подробнее
Фонд кино провел защиту фильмов для семейной аудитории
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 сентября 2025 года
Подробнее
Фонд кино провел защиту авторских национальных анимационных фильмов
Подробнее
Кинофестиваль в Торонто назвал победителей
Подробнее
Стартовал четвертый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
Подробнее
Ромком «Походу любовь» признан лучшим художественным фильмом на американском Full Bloom Festival
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Дракула» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российская премьера нового фильма Ричарда Линклейтера пройдет на фестивале «Маяк»
Подробнее
Семь цветков для рэкетира: итоги рынка кинопроката в Казахстане за первое полугодие 2025 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 11-14 сентября
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 18–21 сентября
Подробнее
Фестиваль «Новый сезон 2025»: церемония открытия
Подробнее