Есть ли потолок стартовых кассовых сборов фильмов в российском прокате?
Изучаем анатомию уже состоявшихся рекордов
Материал впервые был опубликован в электронном номере «Бюллетеня кинопрокатчика» №13, 2016.
Российский кинопрокат сотрясает один стартовый рекорд за другим. В апреле 2015-го максимум обновил ФОРСАЖ 7, в июле – МИНЬОНЫ, в декабре подоспели ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ. В феврале новую планку как по кассовым сборам, так и по посещаемости установил ДЭДПУЛ. При этом до 2015-го стартовый рекорд четвертой части ПИРАТОВ КАРИБСКОГО МОРЯ держался целых четыре года. Что случилось? Достиг ли российский кинопрокат своего стартового максимума или текущие рекорды тоже подлежат обновлению? Где предел возможностей нашего рынка за четыре дня первого уикенда?
Сразу же стоит оговориться: речь идет о пределе возможностей рынка на текущий момент, по известным сейчас данным. До ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН емкость рынка нам представлялась одной, а уж какие возможности открыл ДЭДПУЛ – даже не будем в очередной раз повторяться. Чтобы ответить на свой вопрос, мы проанализировали стартовые сборы пяти самых кассовых фильмов последнего года (ФОРСАЖ 7, МСТИТЕЛИ: ЭРА АЛЬТРОНА, МИНЬОНЫ, ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ: ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ и ДЭДПУЛ) в отдельных городах России. Конечно, вторая часть МСТИТЕЛЕЙ рекордов не устанавливала, но, забегая вперед, отметим, что у нее в некоторых городах были зафиксированы рекордные сборы. В целом же касса этой пятерки картин, напомним, варьируются от 741 млн до 882 млн рублей на территории России и от 818 млн до 964 млн рублей в России + СНГ.
Среди 168 городов с населением от 100 тысяч зрителей, где выходил хотя бы один из вышеперечисленных фильмов, ДЭДПУЛ установил рекорд стартовых сборов в 65-ти из них! ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ после выхода ДЭДПУЛА сохранили первенство в 12 городах, МИНЬОНЫ – в 58-ми, ФОРСАЖ 7 – в 21-м, и даже МСТИТЕЛИ 2 до сих пор держат стартовый рекорд в 12 городах. По посещаемости ситуация, разумеется, несколько другая: здесь уже лидируют МИНЬОНЫ, у которых рекорд по этому показателю сохранился в 85 городах с населением от 100 тысяч жителей. Кинокомикс Fox обновил рекорд в 69 городах, у ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН осталось только 2 города с наибольшей посещаемостью, у ЭРЫ АЛЬТРОНА – 4, а у ФОРСАЖА – 8.

Ситуация получилась крайне любопытная. Все это наводит на размышления о том, каким мог бы быть стартовый бокс-офис, если из каждого города выбрать максимальные сборы за уикенд, которые этот город когда-либо собирал. Получится такая идеальная цифра, к которой надо будет стремиться всем и каждому. ДЭДПУЛ собрал за первый уикенд 882,2 млн рублей в России, но если бы фильм обновил или хотя бы повторил рекорд там, где этого сделать не удалось, то сумма его сборов возросла бы до 986,2 млн рублей. Аналогичные расчеты также дают рост посещаемости с нынешних 3,201 млн зрителей у ДЭДПУЛА до возможных 3,523 млн. В общем, есть еще куда расти будущему рекордсмену. И это без учета цены билета – если взять максимум по зрителям и умножить, скажем, на среднюю цену билета ЗВЕЗДНЫХ ВОЙН, то сумма вообще уйдет далеко за 1 млрд рублей.

Таким образом, даже ДЭДПУЛ собрал в первый уикенд всего лишь 89,5% и привлек 90,9% зрителей от возможного максимума рынка (опять же повторимся: известного максимума на данный момент). Правда, непосредственно в миллионниках картина прошла чуть ли не на пределе, собрав здесь от максимума 92,5% по сборам и 98,8% по зрителям. Релиз Fox не смог обновить рекорды по посещаемости только в Омске, Красноярске и Перми. В каждом из них лидерство осталось за МИНЬОНАМИ. А вот по сборам из-за более дорогих билетов впереди шесть городов – Казань и Пермь отдали предпочтение ФОРСАЖУ 7, Омск – тем же МИНЬОНАМ, а в Екатеринбурге, Москве и Санкт-Петербурге рекорд остался за ЗВЕЗДНЫМИ ВОЙНАМИ, что также связано с отличной работой космической саги в кинозалах IMAX, которых в двух столицах очевидно больше. Если в городах поменьше (от 500 тысяч до 1 млн жителей) ситуация в целом осталась примерно такой же, то уже там, где проживает до 500 тысяч человек, МИНЬОНЫ – полноправные хозяева.

Приведенные расчеты показывают, что вкусы у жителей разных регионов нашей страны разные, что, в общем-то, и хорошо, да и неизбежно, учитывая ее масштабы. Но в то же время можно сделать вывод, что даже на таких крупных релизах, как МИНЬОНЫ или ДЭДПУЛ, централизованной масштабной рекламы дистрибьютора зачастую недостаточно, чтобы выжать из фильма действительно максимум его возможностей. Иногда положение дел даже в близлежащих городах или же в одной категории городов с одинаковым количеством жителей существенно отличается, из-за чего становится очевидно, что где-то помощь в продвижении в рамках своих возможностей оказывали сами кинотеатры, а где-то они этого не делали.
12.05.2016 Автор: Андрей Белый