top banner

На «Российской креативной неделе» состоялась дискуссия о будущем отечественного кинорынка

Эксперты обсудили, что в ближайшие годы может быть интересно зрителю в кинотеатрах и на платформах

В рамках «кинодня» на форуме «Российская креативная неделя» состоялась дискуссия «Киноиндустрия-2027: прогнозы и реалии. Как победить в битве за внимание зрителя?». Ее модераторами выступили генеральный директор Wanta Group Мария Щербаль, а также главный редактор программы «Такое кино» и автор БК Вероника Скурихина.

Первой слово взяла Мария Щербаль, чтобы представить статистические данные о киносмотрении. Основная аудитория кинотеатров сейчас – это женщины (68%), на долю мужчин приходится всего 32%. Причем речь идет о подростках и молодежи, потому что люди в возрасте 35+ почти перестали ходить в кино. По данным Wanta Group, 77% всей аудитории кинотеатров имеют действующую подписку на онлайн-кинотеатр. Самым востребованным жанром среди зрителей все еще остается комедия.

Исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов отметил, что индустрия всегда адаптируется к запросам аудитории – правда, кинотеатрам на это нужно около трех лет, а на платформах это происходит быстрее из-за скорости производства. Он убежден, что аудитория будет меняться: например, сейчас есть запрос на семейный контент, однако постепенно люди от этого устанут, индустрия отреагирует и появятся другие жанры.  

Генеральный продюсер онлайн-кинотеатра Okko Гавриил Гордеев считает, что кинематографисты сейчас ответственны за формирование культурного кода следующего поколения. По его словам, нужно биться не только за внимание зрителя, но и за его здоровье. Важно говорить о том, какую эмоцию он испытывает после просмотра, какое послевкусие у него сохраняется.

Если говорить о синергии кинотеатров и платформ, то она вовсю развивается. Директор по контенту онлайн-кинотеатра Wink Александр Косарим заметил, что сокращение цифрового окна не привело к стагнации кинотеатров – поход в кино все еще остается самым доступным методом проведения досуга. Ему кажется, что с этим может быть связано и частичное «омоложение» аудитории. То же самое касается и синергии стримингов и ТВ – оказалось, что показ онлайн-проектов в телеэфире дает им второй всплеск популярности.

Гордеев добавил, что сейчас зритель стал задумываться, на что идти в кино, и относится к нему как к аттракциону. В свою очередь, малобюджетные и среднебюджетные проекты словно потеряли доверие зрителя. Соснов согласился с его высказыванием и заметил, что нужно делать не только большие блокбастеры. По его словам, возвращение среднебюджетной продукции в кинотеатры должно занять еще несколько лет. Он также отметил, что когда мы говорим об усредненном понятии «зритель», то чаще всего речь идет о больших городах, но нельзя все равнять по ним. Также необходимо бороться с пиратским контентом, потому что копии стоят дешево, а никакие механизмы регуляции с ним не работают.

Режиссер Жора Крыжовников считает, что зритель смотрит только то, что ему интересно. И никакие исследования не смогут точно отразить его предпочтения, потому что он выбирает уже предлагаемый ему контент. Постановщик уверен, что задача кинематографистов заключается в том, чтобы показать ему что-то новое. Он также уверен, что если индустрия хочет повышения уровня качества и производства, то необходимо образовывать людей.

Соснов добавил, что сейчас в России нет проблем с финансированием и инфраструктурой кино и сериалов, а кадровый дефицит порожден бешеной скоростью развития киноиндустрии. Будущее отрасли – это создание образовательных программ, которые должны быть направлены на формирование новых кадров.

И Крыжовников, и Соснов сошлись во мнении, что статистика верна – в большинстве случаев лишь один из десяти студентов может закрепиться в индустрии. Исполнительный директор Фонда кино также отметил, что нельзя забывать о том, что сама отрасль в стране пока еще очень маленькая. Гордеев согласился с этим высказыванием, добавив, что социальный творческий лифт в индустрии существует, однако процент результативности в творческих конкурсах в большинстве случаев невысок.

Говоря о разнообразии контента на платформах, эксперты отметили, что онлайн-кинотеатры своим ассортиментом похожи на супермаркеты, а зрителя интересуют именно истории. Так, например, креативный директор онлайн-кинотеатра KION Илья Бурец отметил, что на их платформе авторы главенствуют – у KION нет рецептов универсальной истории, которая может сработать, поэтому сервис готов финансировать творческий поиск.

Александр Косарим, в свою очередь, добавил, что можно смотреть на тренды и делать выводы о том, какой сейчас у зрителя есть запрос, однако нужно понимать, что через какое-то время он изменится. В пример директор по контенту Wink привел сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» и сказал, что платформа сперва была не уверена, что молодежи будет интересно смотреть про 90-е. Крыжовников, в свою очередь, добавил, что маркетинг сервиса утверждал, что обозначенный жанр проекта «криминальная драма» слишком узкий, и нет никаких шансов продать его зрителю.

В финале дискуссии спикеры коснулись работы с документальными проектами. Илья Бурец объявил, что KION ведет переговоры с Wink насчет потенциального совместного производства неигровых фильмов и сериалов в будущем. Косарим добавил, что жанр документалистики более экономически располагает к экспериментам, и ему хотелось бы создавать неигровые проекты, которые смогут привлекать людей на платформы.

Гавриил Гордеев подчеркнул, что документалистика все равно конкурирует на платформах с большими игровыми релизами, поэтому нужно создавать вокруг них события. В качестве примера он привел проект «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте», который Okko выпустил во время релиза игрового сериала «Кинопоиска» – здесь сошелся и тайминг, и запрос зрителя. Подытоживая, генеральный продюсер Okko заявил, что на всех кинематографистах лежит ответственность диалога с аудиторией, а лично ему хотелось бы, чтобы спустя 6–10 лет молодое поколение говорило о том, что выросло на проектах сервиса.


05.07.2024 Автор: Илья Кувшинов

Самое читаемое

Продолжение следует: сильные и слабые стороны актуальных российских франшиз
Подробнее
Объявлены претенденты на премию «Эмми-2024»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Водитель-олигарх» превзошел комедии «Вася не в себе» и «Неприличные гости»
Подробнее
В Нижнем Новгороде завершил работу VIII фестиваль нового российского кино «Горький fest»
Подробнее
Айболит и Ворожея: старые и новые бренды на презентации сказок в рамках «Горький fest»
Подробнее
«Головоломка 2» стала самым кассовым мультфильмом за всю историю в Казахстане и странах Средней Азии
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Водитель-олигарх» возглавил прокат
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Водитель-олигарх»
Подробнее
Организаторы Олимпиады планируют легальные трансляции на Россию онлайн
Подробнее
Фильмом закрытия «Горький fest» стало короткометражное фэнтези Даши Чаруши «Русалочка»
Подробнее
Актерская лаборатория фестиваля «Одна шестая» продлила прием заявок до 22 июля
Подробнее
Фестиваль «Одна шестая» назвал фильм открытия
Подробнее
Александр Дунаевский занял пост гендиректора «Кинопоиска»
Подробнее
Фестиваль «Окно в Европу» назвал фильм открытия
Подробнее
Касса четверга: лучшей новинкой стала комедия «Водитель-олигарх»
Подробнее
Алексей Гореславский возглавил общественный совет при Минцифры России
Подробнее
Warner Bros. Discovery рассматривает возможность разделения бизнеса ради повышения стоимости акций
Подробнее
Братья Руссо могут снять новых «Мстителей»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 июля 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 июля
Подробнее