top banner

На «Суздальфесте» прошла панельная дискуссия «Роль фестивалей в развитии российской анимации»

Господдержка и звездное небо

Директор Открытого российского фестиваля анимационного кино «Суздальфест» и руководитель студии «Мастер-фильм» Александр Герасимов в начале встречи признал, что у него давно было желание собрать подобную дискуссию: источником вдохновения для него стал схожий разговор, посвященный игровому кино, состоявшийся на одном из форумов ФПРК. По его мнению, фестивали давно стали частью индустрии, и задача встречи – найти точки взаимопроникновения, добиться понимания, кто кому и как может быть полезен.

Модератор разговора, исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова, в свою очередь, подчеркнула, что основной упор ей кажется важным сделать на взаимодействии фестивалей и региональных институций.

Открывший встречу директор государственного бюджетного учреждения культуры Владимирской области «Киноцентр» Дмитрий Родин рассказал о деятельности Владимирского киноцентра. Под эгидой учреждения проводится множество фестивалей – в том числе, помимо «Суздальфеста», фестиваль детского и семейного кино «Киноперемена» и фестиваль любительского короткометражного фильма «Киностарт», который в этом году полностью меняет свою концепцию и становится кинолабораторией. Родин отдельно отметил, что сейчас Владимирская область готовится начать работу кинокомиссии и программы рибейтов, в том числе и в сегменте анимации. Мастусова напомнила, что для этого в области должна быть зарегистрирована анимационная студия.

Руководитель департамента обучающих программ и регионального развития ПФКИ Ольга Кузьмина подчеркнула, что фестивали входят в тройку самых актуальных типов проектов для ПФКИ. В рамках своего выступления она также рассказала о поддержанных Фондом анимационных релизах, в том числе «Кындыкан» и «Русская Фекла». Что касается поддержки фестивалей, то среди получивших гранты Фонда – смотры «Анимур» и «Гнездо», а также несколько региональных анимационных кластеров.

Директор Международного мастер-класс-фестиваля детского мультипликационного кино «Жар-Птица» Евгений Селиванов поделился опытом масштабирования смотра: проект представлен на 42 площадках в 31 городе России. Задача фестиваля – развитие региональной анимации путем проведения мастер-классов, лекций, интенсивов. В прошлом году у «Жар-Птицы» было сразу двенадцать съемочных площадок. Мастусова отметила важность детских студий как первого этапа на творческом пути будущих художников.

Директор Международного фестиваля анимационного кино «Анимур» Александра Дубовская рассказала подробнее о его функционировании. В прошлом году на смотр были поданы 2300 заявок из 102 стран. Фестиваль посетили 7500 зрителей. Отдельно Дубовская остановилась на секции «Анимур. Дети», в рамках которой проходят детские студии и курсы повышения квалификации для педагогов.

Продюсер и один из основателей международного некоммерческого фестиваля авторской анимации «Бессонница» Антон Стружков рассказал, чем его смотр отличается от других фестивалей – приближенностью к природе (он проходит под открытым небом, участники живут в палатках), сильной международной программой, вовлеченностью местных жителей. При этом у фестиваля нет господдержки или большого спонсора, и он не является коммерческим.

Президент и идеолог Международного фестиваля детского, семейного кино и анимации «Медвежонок», генеральный продюсер Okko Гавриил Гордеев, в свою очередь, рассказал, что в этом году смотр получил статус международного. Задачей фестиваля, по словам Гордеева, было создание наследия для региона, с одной стороны, и предоставление возможности самим детям оценить создаваемый для них контент, с другой.

Международный социокультурный кинофестивальный медиапроект «Свидание с Россией», про который собравшимся рассказала его директор Екатерина Толдонова, работает не только в России, но и за ее пределами. Его цель – сохранение исторического, культурного и природного наследия народов России при помощи инструментов кино. Особый акцент Толдонова сделала на работе проекта с молодежью.

Директор Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» Лилия Немченко напомнила, что смотр в первые годы своего существования был анимационным. Со временем он превратился из локального события в масштабный международный фестиваль-практикум. В этом ему помог, в том числе, огромный культурный бэкграунд, накопленный Свердловской киностудией и уральской школой анимации в целом.

Продюсер и программный директор Международного кинофестиваля детского, юношеского и семейного кино «Хрустальный нерпёнок» Анна Пендраковская в своем выступлении обратила внимание на тот факт, что задачи, описанные Гордеевым применительно к «Медвежонку», стоят перед каждым детско-юношеским смотром в стране – в частности, и перед «Хрустальным нерпенком», и перед стартующем в этом году в Хакасии «Жарки».

Заместитель директора ГБУ РК «Крымский киномедиацентр» Елена Куценко напомнила, что анимация в Крыму стала активно развиваться с 2014 года, и первые мастерские прошли в рамках смотра «Человек, познающий мир».   

Завершил встречу сооснователь платформы для автоматизации фестивалей Михаил Кудрявцев, поведавший о том, как устроено онлайн-измерение и насколько оно важно для любого смотра. На платформе сейчас находится 3500 фильмов, 1500 пользователей, 800 студий.


21.03.2025 Автор: Максим Острый

Самое читаемое

«Синема Парк» отсудил у «Контент-Клуба» упущенную выгоду
Подробнее
«Контент-Клуб» выиграл суд у киносети «Синема Парк»
Подробнее
Касса четверга: новинка «Папины дочки. Мама вернулась» возглавила чарт
Подробнее
Названы самые популярные у пиратов фильмы в октябре 2025 года
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках ноября
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Папины дочки» уверенно возглавили прокат
Подробнее
На IV фестивале «Зимний» вводится новая программа
Подробнее
Фонд кино опубликовал список поддержанных мультфильмов
Подробнее
На условиях стопроцентной возвратности Фонд кино поддержит три фильма
Подробнее
KION рассказал о новинках ноября
Подробнее
Фонд кино поддержит 15 национальных фильмов для детской и семейной аудитории
Подробнее
Открыта регистрация на форум CSTB.PRO.MEDIA 2026
Подробнее
Стартовал форум «Российская креативная неделя. Альметьевск»
Подробнее
«Яндекс» отчитался о финансовых результатах по итогам третьего квартала 2025 года
Подробнее
Анастасия Чулкова назначена генеральным директором «Марс Медиа»
Подробнее
Аюр Базаров запустил новую прокатную компанию «Киномания»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Папины дочки. Мама вернулась» опережают «Алису в стране чудес»
Подробнее
Касса России: в прокате началась схватка «Горыныча» и «Алисы в стране чудес»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 30 октября – 2 ноября 2025 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 30 октября – 2 ноября
Подробнее