top banner

В Москве проходит конференция «Медиабизнес», организованная изданием «Ведомости»

В рамках мероприятия эксперты обсудили ситуацию на российском кинорынке

Модераторами сессии выступили журналист Мария Истомина и журналист и продюсер Жан Просянов. Участниками панели стали генеральный директор объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васясин, генеральный директор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, продюсер, сооснователь кинокомпании «Водород» Михаил Врубель, генеральный продюсер Yellow, Black and White Денис Жалинский, продюсер, директор Кинокомпании СТВ Сергей Сельянов и генеральный директор «Коммерческого фонда развития кино и анимации» Антон Сиренко.

Первым слово взял Вадим Верещагин. Он отметил, что впечатление от положения дел на рынке – двоякое. С одной стороны, аудитория активно смотрит российское кино, и у нас уже естьв этом году шесть миллиардников (и все они отечественные). С другой – имеется падение в зрителях, и связано оно в том числе с ростом цены билета (на фоне сокращения покупательной способности населения).

Сергей Сельянов согласился с Верещагиным в том, что аналитику надо вести по числу зрителей. Кинотеатры, считает продюсер, чрезмерно подняли цену билета на прошлый новый год, зритель не готов платить такие деньги. Что касается качества российского кино, то с уходом мейджоров это никак не связано. Во-первых, Голливуд никуда полностью не ушел, он остался в репертуаре, пусть и неофициально. Во-вторых, индустрия, конечно, в любом случае старается расти и стремится попасть в зрительские ожидания, в том числе при помощи «заточенных» маркетинговых инструментов.

Алексей Васясин выступил с небольшой презентацией. Согласно ей, количество кинотеатров в России в целом растет, но число именно коммерческих площадок падает. Средняя цена билета, по данным Васясина, в 2019 году составляла 252 рубля, в 2025-м – 426 рублей, то есть рост составил 69%. Однако рост стоимости продуктовой картины за аналогичный отрезок времени достиг 81%. Также Васясин отметил увеличение длительности работы фильмов в прокате, что связано, по мнению эксперта, с менее агрессивной рекламной кампанией на старте релиза. Долю пиратки в прокате 2025 года Алексей Васясин оценивает в 15,5%, и эта цифра растет. Эксперт считает, что причина такой динамики не в безысходности, а в попустительстве.  

Денис Жалинский, отвечая на вопрос Марии Истоминой о неравномерном графике релизов, подчеркнул – нужно открывать новые даты, на новый год (и даже на гендерные и иные крупные праздники) все не помещаются. При этом продюсер напомнил, что голливудские блокбастеры всегда хорошо работали летом. «Риск мы чувствуем, но чувствуем и ответственность перед кинотеатрами. И верим, что летний прокат будет длинным», – добавил Жалинский.

Вадим Верещагин, рассуждая о маркетинге российских проектов, напомнил, что отрасли потребовалось время, чтобы перестроиться на новый инструментарий. Кроме того, сейчас мы уже видим очень креативные кампании у новых проектов, количество которых тоже активно растет.

Михаил Врубель обратил внимание на жанровое разнообразие российских фильмов – точнее, на некоторое его отсутствие. В будущем это станет проблемой, поскольку более возрастному зрителю смотреть нечего. Да и сейчас для некоторых сегментов аудитории предложения в кинотеатрах просто нет.

Сергей Сельянов описал две категории фильмов, в которых Голливуд не является конкурентом – это «кино с национальным юмором» и «кино про нас» (в последнюю категорию попадают и сказки). При этом есть жанры, которые аудитория смотреть пока не хочет. В этом смысле совету Фонда кино имеет смысл чуть иначе подходить к оценке проектов, претендующих на государственную поддержку – чтобы как раз помочь продюсерам и хеджировать риски, связанные с лентами в этих жанрах.

Антон Сиренко, оценивая ситуацию на рынке, подчеркнул, что возглавляемый им коммерческий фонд подходит к инвестициям достаточно консервативно. Это связано с огромной инфляцией производства и с жанровым дисбалансом: «Да, зрители хорошо смотрят сказки, но мы ничего другого им, в том числе с точки зрения бюджетов, не предлагаем». Также Сиренко напомнил о зрительском сегменте, который раньше активно смотрел исключительно зарубежное кино и который с уходом мейджоров просто вычеркнул походы в кинотеатры как вид досуга из своей жизни – а стоит учитывать платежеспособность этого сегмента.

В заключительной части дискуссии спикеры обсудили удорожание кинопроизводства. По их оценке, рост стоимости проектов составляет в среднем 100% за последние три года. Вадим Верещагин добавил, что по некоторым параметрам рост был даже выше. Сергей Сельянов указал, что сейчас в России снять зрительский проект дешевле чем за 150-200 млн фактически невозможно.


24.10.2025 Автор: Максим Острый

Самое читаемое

В Москве прошла презентация нового сезона телеканала ТНТ
Подробнее
Предварительная касса уикенда: лучшей из новинок стал мультфильм «Финник 2»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 13–19 октября 2025 года
Подробнее
Дмитрий Давиденко покидает пост руководителя департамента кинематографии
Подробнее
«Август» заработал миллиард рублей в российском прокате
Подробнее
Мультфильм «Маракуда» назван лучшим анимационным проектом на фестивале детского кино в Китае
Подробнее
Стоимость телерекламы в следующем году обещает вырасти на треть
Подробнее
Куратором кинорынка фестиваля «Зимний» станет Андрей Апостолов
Подробнее
V фестиваль контента стриминговых платформ ORIGINAL+ объявил даты проведения
Подробнее
Фонд кино подвел итоги первого Дальневосточного грантового конкурса
Подробнее
«Российская креативная неделя. Альметьевск» объявила участников деловой панели, посвященной кино
Подробнее
Контроль за соответствием контента платформ традиционным ценностям хотят усилить
Подробнее
Объявлен состав экспертного совета кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
Подробнее
Сериал «Фишер»‎ завоевал награду на итальянском фестивале
Подробнее
Холдинг Warner Bros. Discovery начал изучение стратегических альтернатив по разделению компании
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Алиса в стране чудес» и «Горыныч» борются за лидерство
Подробнее
Касса четверга: «Алиса в стране чудес» и «Горыныч» возглавили прокат
Подробнее
Касса России: «Август» остался первым
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 23–26 октября
Подробнее
Взрослая жизнь: востребованность в российском прокате фильмов 16+ и 18+
Подробнее