top banner

Алексей Бырдин: «Когда у пользователей нет бесплатной альтернативы, они готовы платить»

Автор: Мария Позина

14 декабря 2015

Гендиректор Ассоциации «Интернет-видео» о борьбе с приратством и перспективах легального контента

Одним из самых обсуждаемых событий в Рунете на этой неделе стало постановление Мосгорсуда о пожизненной блокировке одного из самых посещаемых нелегальных отечественных ресурсов – RuTracker. Эта новость вполне ожидаемо подняла волну недовольства среди рядовых пользователей. Интереснее оказалась прохладная и даже несколько скептическая реакция представителей медиаотрасли – многие из них в комментариях СМИ высказывали свои сомнения в эффективности блокировки в борьбе с таким живучим и стойким противником. О том, насколько обоснованы эти сомнения, и о перспективах российского онлайн-рынка стать полностью легальным «БК» поговорил с экспертом, генеральным директором Ассоциации «Интернет-видео» Алексеем Бырдиным.

Недавно было вынесено решение о пожизненной блокировке ресурса RuTracker. А затем была подана апеляция, обжалующая это решение. Каковы шансы на отмену?

Я думаю, что шансы на это крайне призрачные по одной простой причине: в этом случае любой официальный представитель RuTracker (пусть это будет штатный сотрудник или лицо, выступающее по доверенности) сделает одну очень важную вещь – раскроет конечного представителя, физическое или юридическое лицо, которое, соответственно, является владельцем сайта. Ему и будут предъявлены уже финансовые претензии по всему объему нарушений интеллектуальной собственности, которые происходили на RuTracker. Учитывая, что ресурс за годы своего существования раздавал просто колоссальное количество копирайтного контента, сумма риска может оказаться со многим количеством нулей. Поэтому все эти попытки что-то там защищать – не более чем бравада, на мой взгляд, и пиар тех же самых адвокатов и компании «РосКомСвобода», которая якобы за это взялась. Они могут сколько угодно говорить о своих намерениях выиграть суд, но что они будут доказывать? Что на RuTracker нет пиратского контента? Кто в это поверит? Я не юрист, конечно, но оцениваю эти перспективы как крайне туманные и маловероятные. Я не вижу возможной линии защиты, которую могли бы выстроить адвокаты. 

Получается, порталу RuTracker не избежать блокировки. Однако в Интернете активно обсуждаются варианты ее последующего обхода. Насколько, по-вашему, блокировка в целом надежна и эффективна? 

Что такое блокировка сайта по решению суда? Это блокировка на уровне интернет-провайдеров. Они вносят домен или IP-адрес в некий стоп-лист и тем самым прекращают прямой доступ пользователей с российских IP-адресов на этот сайт. То есть запрос вашего компьютера направляется, но на пути к сайту стоит «заглушка», которая вас туда не пускает. Тем не менее все эти товарищи из RuTracker и идеологически близких им организаций довольно давно и, надо сказать, успешно занимаются продвижением способов обхода этой блокировки. Если не сильно углубляться в технические детали, то выглядит это следующим образом: пользователь притворяется нерезидентом России, получает некий канал связи с определенной точкой за пределами страны, где нет блокировки, а потом уже оттуда делает свой запрос к сервису. Грубо говоря, из Польши или Индонезии он этот доступ получить может, прикинувшись резидентом этих стран, с помощью определенных технических хитростей. Но посмотрим, что в таком случае происходит дальше. RuTracker, как и другие пиратские сайты, зарабатывает на рекламе. Она в нашем Интернете уже давно распространяется с учетом геотаргетинга – то есть бессмысленно какой-нибудь товар или марку, которые продаются только в одной стране, рекламировать на других территориях, потому что там их физически невозможно купить, и, следовательно, никакой конверсии с рекламы не будет. Поэтому когда пользователи RuTracker заходят на него из России, они потребляют рекламу, ориентированную на российских граждан. А когда все будут заходить на сайт с неконтролируемого разнообразия IP-адресов той же самой Польши, Полинезии или Занзибара, то показывать рекламу станет бессмысленно. Поэтому с точки зрения рекламных доходов как мотивации этого бизнеса позиции пиратов существенно пошатнутся. Это первый позитивный момент для правообладателей. Второй заключается в том, что эти сайты перестанут индексироваться поисковыми системами, в первую очередь российскими. И «Яндекс», и российский Google будут упираться в ту же самую страницу заглушки. Поэтому с точки зрения поисковой выдачи и соответствующего поискового трафика эти сайты тоже существенно пострадают. Наверное, RuTracker – в данном случае не самый лучший пример, потому что он весьма популярен и у него есть стабильная аудитория. Она заходит на сайт, не используя промежуточную поисковую систему. Однако огромный объем трафика оседает на сайтах именно через поиск, и потому менее популярные порталы, которые еще не стали неким брендом, исключить из поисковой выдачи таким образом возможно.

Звучит убедительно. Однако почему, на ваш взгляд, блокировка RuTracker вызвала столько критики и скептицизма? Причем ведь не только от пользователей, но и от представителей медиарынка. Например, представители онлайн-кинотеатров и интернет-провайдеров говорят о том, что блокировка ни к чему не приведет – пираты не исчезнут, а создадут «зеркала», вследствие чего легальный рынок ничего не выиграет, а только еще больше потеряет.

Конечно, блокировка не является стопроцентной гарантией того, что пользователь не сможет попасть на пиратский сайт. Но совершенно очевидно, что она наносит существенный удар по финансовой составляющей, рекламной монетизации и по потенциальной новой аудитории, которая уже не сможет попасть на RuTracker через поиск.

А есть ли смысл воздействовать на пользователей напрямую? Существует мнение, что многие из них просто не понимают или не хотят разбираться, каким ресурсом они пользуются – легальным или пиратским. Может, нужно воспитывать в них социальную сознательность, правовую грамотность?

Нет, я думаю, что по большей части они понимают, в чем разница между легальным и пиратским ресурсом – она видна невооруженным глазом. Все элементарно – легальных торрентов не существует. С другой стороны, пользователю и не обязательно вникать в эту разницу. В данном случае я склонен считать, что попытка морализаторства успехом не увенчается. Просто когда у пользователей нет бесплатной альтернативы, они готовы заплатить деньги. Я напомню, что во времена расцвета DVD-рынка, который несомненно был платным (причем люди платили и за пиратские, и за легальные диски живые деньги), его доход составлял 3 миллиарда долларов. В 2014 году весь рынок легальной интернет-дистрибуции контента принес примерно 125 миллиардов рублей, то есть порядка 2 миллиардов долларов по нынешнему курсу. Так что разговоры о том, что наши пользователи не готовы ни за что платить – это миф, который старательно распространяется пиратами и тиражируется СМИ.

То есть вы уверены, что, потеряв доступ к пиратскому ресурсу, люди начнут смотреть кино легально, за деньги?

Не совсем так. Пираты, к огромному сожалению, способны к самовоспроизводству. Грубо говоря, когда из поисковой выдачи исключается сайт номер один, на его место встает другой пиратский ресурс и так далее. Мы можем их блокировать, но пока у них есть способ самовоспроизводства посредством поисковых систем, люди будут иметь возможность скачивать нелегальный контент. Поэтому одна из ключевых инициатив нашей ассоциации – это создание в России законодательной базы, которая позволила бы правообладателям исключать ссылки или даже целые сайты в поисковой выдаче на основании запросов. В России, в отличие от США, эта история пока не работает. Мы будем стараться добиться того, чтобы это произошло.

Насколько активно сейчас поисковики готовы с вами сотрудничать, удалять пиратские ресурсы из выдачи?

Пока это общение происходит в достаточно неприятном формате. В том смысле, что поисковики говорят: «Вы нас обяжите – тогда мы будем делать то, что вы просите, а на добровольных началах мы этим заниматься не собираемся». Их тоже можно понять, потому что у них поисковые запросы «скачать бесплатно» или «смотреть онлайн бесплатно» составляют значительную долю выдачи, они там показывают большой объем контекстной рекламы. 

А рекламодатели, в свою очередь, готовы отказываться от пиратских денег, не размещаться на нелегальных ресурсах?

Да, мы общаемся с рекламодателями, и будем добиваться того, чтобы пиратские сайты исключались из партнерских сетей «Яндекса» и Google, чтобы перекрыть им доступ к рекламным доходам. По консервативной оценке, реклама в Рунете приносит им от 30-ти до 70 миллионов долларов ежегодно. Например, RuTracker зарабатывает порядка 2,5 миллионов долларов в год ни на чем, не имея никаких контрактов с владельцами того контента, который они раздают.

Насколько сами правообладатели активны в борьбе с пиратами?

Я бы сказал, что они не очень активны. Наверное, нам нужно будет их массово собрать и показать весь инструментарий. Более того, мы готовы распределить пиратские сайты, которые нужно заблокировать, между правообладателями. Почему история с RuTracker так показательна? Потому что на него сначала подали в суд представители Национальной ассоциации музыкальной индустрии, потом – издательства, при том, что сайту хватило бы, образно говоря, одной пули. А у нас есть ситуации, когда огромное количество правообладателей, не общаясь друг с другом, подает в суд на один и тот же сайт, хотя их ресурсы и время можно было бы распределить гораздо рациональнее и тем самым добиться бόльших эффектов. Чтобы такое не происходило, нам нужно чаще общаться, встречаться и координировать нашу совместную деятельность. Но самое главное – нужно отходить от практики обеспечительных мер, которые позволяют временно удалить контент с сайта, например, на первые две-три недели кинопроката. После этого претензии правообладателя к сайту снимаются, и пиратство продолжает процветать. Это все равно что черпать воду из моря ложкой. Целью российских правообладателей должна стать пожизненная блокировка пиратских сайтов. Тем более что проблема пиратства касается как бизнеса кинопроизводства, так и бизнеса кинопроката, а также любой дистрибуции телеканалов, VoD-сервисов и так далее. Нам просто нужно консолидировать общие усилия. Заинтересованных в этом процессе достаточно много, включая и музыкантов, и производителей игр, и производителей софта.

Как вы считаете, с пиратами или без, сможет ли онлайн-рынок когда-нибудь достигнуть показателей DVD-рынка в период его расцвета?

Хотелось бы верить, что да. Тем более что, как мы видим, у нас достаточно эффективно растет количество пользователей Smart TV. Люди в этом плане, к счастью, все-таки достаточно ленивы, чтобы использовать сложные пиратские, но бесплатные пути доступа к контенту, скачивать его с торрентов, а затем перекидывать на флешку и втыкать ее в телевизор. Когда пользователь может получить все это без лишних усилий и за разумную цену, он готов платить. 

А когда онлайн-рынок станет более прозрачным?

У вас в кинопрокате есть замечательная система ЕАИС, которая может посчитать сборы до рубля, и я прекрасно понимаю, что и для правообладателей, и для тех, кто занимается продюсированием кино, это очень важный фидбэк. Нам тоже надо к этому стремиться, но пока в силу ряда обстоятельств, прежде всего финансовых, компании не созрели, чтобы полностью показать свои цифры. Однако первый шаг к этому сделан – наша ассоциация объединяет крупнейшие легальные кинотеатры, и я буду пытаться убедить их раскрывать данные, может быть, пока не для всей публики, а хотя бы для пула правообладателей. Думаю, у нас должно получиться. 

Самое читаемое

Предварительная касса уикенда: лидером стала «Красная Шапочка»
Подробнее
Сергей Сельянов обратился к правительству с просьбой не привлекать кинематографистов к мобилизации
Подробнее
Российская киноакадемия не будет выдвигать фильм на «Оскар» в этом году
Подробнее
Председатель Российского оскаровского комитета покидает пост
Подробнее
«Каропрокат» займется кинодистрибуцией проектов «МТС Медиа»
Подробнее
Стала известна программа фестиваля «КАРО.Арт»
Подробнее
Рынок Potential Project Market не состоится в этом году
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал фантастический боевик «Эра выживания»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 29 сентября – 2 октября 2022 года
Подробнее
Международная касса: лидером оказался очередной перевыпуск «Аватара»
Подробнее
В Москве прошел спецпоказ фильма «Сердце пармы»
Подробнее
«Амедиатека» анонсировала новинки октября 2022 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 29 сентября – 2 октября
Подробнее
Касса России: «Красная Шапочка» ожидаемо занимает лидирующую позицию
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «1703»
Подробнее
Американская касса: чарт возглавил триллер Don’t Worry Darling
Подробнее
В Москве состоялся показ фильма «Мать моего сына»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Решение уйти» лидирует среди новинок
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавила «Красная Шапочка»
Подробнее
Касса четверга: «Эра выживания» стартовала с третьей строчки
Подробнее