top banner

Андрей Зайцев: «Для меня спальный район – это абсолютно понятное существо»

Автор: Максим Туула

8 июня 2015

Режиссер фильма «14+» о своем проекте в конкурсе «Кинотавра»

14+ режиссера Андрея Зайцева (известного документалиста и автора культовых БЕЗДЕЛЬНИКОВ, вдохновленных песнями Цоя) существует вне шаблонов, которые принято приписывать российскому артхаусу. Впрочем, этот фильм и артхаусом назвать сложно, даром что он был отобран в программу Берлинале – это кино, пусть и стопроцентно авторское, ориентировано прежде всего на зрителя. История взросления и трогательной первой любви происходит «на районе» с его вездесущими гопниками, монструозными многоэтажками, школьными дискотеками и драками, семками, «баночками», коврами и обоями в цветочек. Но эта среда выглядит обыденной и вполне дружелюбной, какой она и является для миллионов россиян, выросших среди этих дворов и скамеек и по-прежнему считающих спальные районы своим домом. В фильме нет социального надрыва и дидактизма или, наоборот, телевизионной искусственности, не имеющей с реальностью ничего общего – герои принимают эту жизнь как данность. И по большому счету в голове крутится один вопрос: почему голос городских окраин до сих пор так мало слышен в современном русском кино?

Первый раз вы показали 14+ аудитории в Берлине. Какая была реакция?

До того мы не показывали картину нигде, кроме монтажной, и никому, кроме друзей-режиссеров. В Берлине первый показ прошел в зале на 700 человек. Они как начали смеяться с первых кадров, так и хохотали весь фильм, а потом к детям выстроилась очередь за автографами минут на сорок. То, что кино оказалось зрительским и абсолютно понятным даже немцам, для меня большой успех. Мы так и хотели снять: чтобы сюжет, эмоции были понятны и без слов. Это история про первую любовь, а спальные районы есть в каждом большом европейском городе, так что ситуация узнаваемая.

А вы считаете 14+ комедией? И в связи с тем, что фильм попал в программу Generation, ориентированную на детей и подростков, вы определили бы его как детское кино?

Мы, честно говоря, сами запутались. Сначала мы определили жанр как юношескую или подростковую мелодраму. Это ни в коем случае не детское кино, потому что обычно оно ассоциируется с сюсюканием, а у нас не про то. Мы вообще не ожидали, что попадем в Generation. Конечно, мы снимали фильм о подростках и прежде всего для подростков, но не думали, что угодим в эту нишу, все-таки это взрослое кино. Однако оказалось, что мы четко попали в эту аудиторию. И выяснилось, что в фильме очень сильный комедийный элемент – мне это тоже очень нравится. Например, один из моих любимых режиссеров – Данелия – умеет соединять грустное и веселое: выходит не чистая комедия, как у Гайдая, а смешно, но при этом и серьезно – как в МИМИНО, ОСЕННЕМ МАРАФОНЕ. Как выяснилось по реакции зрителей, у нас тоже получилась похожая смесь.

14+ выглядит как ода любви к спальному району. Вы выросли в таком районе?

Да, в фильме многое про меня – мои воспоминания, ощущения. Я вырос в Бабушкинском районе Москвы, мы там и снимали. Гораздо проще снимать в местах, которые ты очень хорошо знаешь – закоулки, подъезды, детали. Это своеобразное прощание с детством – я запечатлевал то, что уже не вернуть. Если хочешь делать кино и быть искренним, то лучше говорить о том, что очень хорошо знаешь, чувствуешь и понимаешь. БЕЗДЕЛЬНИКОВ мы снимали тоже в спальных районах, в тех квартирах на первом этаже, где сами выпивали и куда залезали через окна. Для меня подобный район – это абсолютно понятное существо. В 14-15 лет ты даже особо из него не выезжаешь, живешь, как в подводной лодке, проводишь дни в подъездах, на детских площадках… У тебя только два мира – дом, где родители, и улица, где ты тусишь.

Этот мир улицы с гопниками на каждом углу кажется жестоким, но дети в фильме воспринимают это как нечто обыденное и не такое уж страшное.

Ну вот Германика сняла об этом ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ. У меня тоже такое было – дискотеки, драки и так далее. Я все хорошо помню, но мне хочется снимать не про это, а про измененное состояние влюбленности. Часть фильма мы снимали в Медведково, где на каждом шагу валялось по использованному шприцу. Понятно, что там происходит много чего кошмарного. Так было всегда и, наверное, так и будет, но я не вспоминаю свое детство с ужасом. Там же, на улице, случается первая влюбленность. Начинают играть гормоны, и вся твоя жизнь – это только состояние этой влюбленности. Вот ты влюбился в девочку из параллельного класса, даже не знаешь ее имени, но только о ней и думаешь: пришел в школу, ее нет – все, весь день испорчен. Или вдруг она на тебя посмотрела, улыбнулась и сразу отвернулась – и ты ходишь, как пьяный, а потом всю ночь прокручиваешь этот момент в голове. Во время съемок для нас была принципиальной солнечная погода – нужно было передать ощущение подростковой влюбленности. Все преображается – серый, однообразный спальный район становится красочным, солнце светит сквозь листву и отражается в окнах, девушки ходят в ярких коротких юбках… А лето было самое пасмурное за многие годы, и мы долго гонялись за этим несчастным солнцем.

Фильм не просто о любви – он еще и о взрослении, и об отношениях с родителями. Там, например, есть очень смешной и трогательный персонаж – мама.

Взаимоотношения с родителями – одна из основных тем фильма. Я сам вырос без отца, и эта ситуация мне хорошо знакома. Как я говорил, дом – это один из двух миров, которые ты знаешь. Ты попеременно окунаешься в проблемы то дома, то улицы. Мне действительно хотелось рассказать об этих взаимоотношениях – замечательной, трогательной молодой мамы, у которой не складывается личная жизнь, и стремительно взрослеющего ребенка. Она не успевает адаптироваться к этим изменениям, потому возникают и драматические, и комические ситуации.

А сильно ли изменилась жизнь в спальных районах за эти годы? Например, социальные сети, которые фигурируют в фильме, наложили какой-то отпечаток?

Ничего принципиально не поменялось – те же самые люди, те же самые типажи. Разве что на улицах сплошные иномарки, а в квартирах – плазменные телевизоры. Ну да, все дети общаются через «ВКонтакте», а у нас тогда не было даже мобильных. Но по большому счету это ничего не меняет: те же тусы на районе, те же скамейки, то же пиво, те же семки. Хотя «ВКонтакте» для них – это очень важно: фото, тусовки, музыка, статусы типа «влюблен» или «в активном поиске». Если у тебя нет аккаунта, ты выпадаешь из тусовки, потому что весь класс общается именно там, всю информацию получают оттуда. Они даже SMS не посылают, а пользуются приложением «ВКонтакте» на телефоне. Но это единственная вещь, которая поменялась, суть осталась все та же.

«ВКонтакте» сыграл важную роль и в организации съемок.

Да, мы потратили очень много сил на поиск детей на главные роли через «ВКонтакте». Это открытая система, в отличие от «Фейсбука», – все в доступе, если ты не блокируешь свою страницу, и есть практически каждый школьник. Мы забивали номер школы, возраст от 14-ти до 16 лет, смотрели фотографии и приглашали на кастинг тех, кто казался нам интересными, яркими личностями. Главного героя нашел я – увидел его рэперские ролики. Есть еще такое странное явление: если кому-то нравится парень или девчонка, они начинают воровать его фотографии и вывешивать вместо своих. В какую школу ни зайду – натыкаюсь на фотографии Глеба Калюжного. Еще до съемок у него было порядка восьмидесяти фейковых аккаунтов, и только потом я понял, в чем дело. «ВКонтакте» мы нашли и несколько других героев, так что это оказалось суперской вещью – не нужно было ездить по школам, фотографировать испуганных детей, и при этом фотографии ничего не говорили бы о самих детях. По аккаунту «ВКонтакте» было сразу понятно, что у них за характер, есть ли какие-то актерские, в хорошем смысле хулиганские задатки.

Но это все равно огромная работа.

Вообще-то да. Каждый вечер я просматривал по десять-двадцать школ и отправлял страницы детей ребятам, которые подбирали актеров. Но я скажу, что для тех ярких личностей, которых мы нашли, не было запасных вариантов: если бы Глеб или Ульяна отказались, мы не смогли бы снять кино. Все остальные претенденты были хорошие, но средние, а на среднем уровне нельзя вытянуть картину, нужна очень яркая индивидуальность, которая способна держать весь фильм. И, как ни странно, интересных парней было гораздо больше, чем девчонок – из них никто даже близко не мог сравниться с Ульяной.

А что произошло с Челентано, музыку которого вы хотели использовать?

Когда мы отобрали детей на главные роли и начали репетировать, то выяснилось, что никакого Челентано они не знают, и я понял, что страшно сужаю историю: она не про них, а про то, каким я помню свое детство. Мы решили, что Челентано был бы стратегической ошибкой, и оставили только одну его песню в самом начале. Без нее я не представлял кино, она задает настрой, мы даже отъезд от дома в начале снимали под эту музыку. Я попросил детей сбрасывать мне треки, которые им нравятся, и нашел много интересного, а фильм от этого стал гораздо объемнее, богаче. Эклектика совершенно точно передает их мир, когда у них на странице «ВКонтакте» по полторы тысячи самых неожиданных песен – от Надежды Бабкиной до жесткого рэпа. Это такой возраст, когда живешь, не вытаскивая наушники. Дети даже на съемочную площадку приходили, слушая музыку в своих телефонах и айподах, или забирали у меня ноутбук и включали свою музыку. Это часть их жизни.

Сцену с ковром, наверное, полюбят многие.

Это реальная история: у моих знакомых мама выпила с подружкой, и они обнаружили на ковре сглаз. У меня точно такой же ковер висел дома – это что-то родное. Мы воссоздавали облики квартир, в которых живут сегодня дети и в какой я жил двадцать лет назад, и опять же использовали фотографии из «ВКонтакте»: я сбрасывал их художнику-постановщику и говорил, что хочу такой стол, такие обои, обязательно – ковер. Ничего не меняется в спальных районах, и ковры по-прежнему висят.

Самое читаемое

Новинки декабря в онлайн-кинотеатре «Амедиатека»
Подробнее
Минкультуры предлагает ввести полное госфинансирование анимации
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink рассказал о новинках декабря
Подробнее
Netflix рухнул во время премьеры финального сезона «Очень странных дел»
Подробнее
Стали известны победители кинопремии «Бриллиантовая бабочка»
Подробнее
Премия «Большая цифра» открыла новую категорию для визуальных новаторов
Подробнее
Warner Bros. просит покупателей сделать более выгодные предложения
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Иллюзия обмана 3» снова первая
Подробнее
Касса четверга: лучшей новинкой стал триллер «Умри, моя любовь»
Подробнее
«Comic Con Игромир 2025» представил вторую часть кинопрограммы
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами кинопроизводства
Подробнее
Кинофестиваль «Зимний» представил конкурсную программу
Подробнее
Все иностранные фильмы будут демонстрироваться в Армении с субтитрами
Подробнее
В России разработан стандарт для производителей детского и подросткового контента
Подробнее
«Зимний» убрал драму «Социализация» из программы фестиваля
Подробнее
Paramount выпустит новый «Час пик»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Умри, моя любовь» расположилась выше всех новинок
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 27-30 ноября
Подробнее
В Москве прошла премьера мелодрамы «Два мира, одно желание»
Подробнее
Касса России: «Авиатор» смог вырвать серебро
Подробнее