top banner

Антон Калинкин: «Веб-сериал – это продукт, который живет по новым законам, практически формируя подходы к контенту будущего»

20 ноября 2017

Учредитель сервиса The Digital Reporter – о настоящем и будущем индустрии веб-сериалов

О веб-сериалах говорят все больше. Движение одиночных энтузиастов, создававших небольшие малобюджетные проекты, уже переросло в настоящую индустрию. В этом году о создании собственного сериального контента объявили крупнейшие международные медиагиганты Facebook и Apple. Не отстают от зарубежных коллег и российские соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники». Появление в России специализированного ресурса, посвященного подобному контенту, было лишь делом времени. Таковым стал сервис Digital Reporter. БК поговорил с его уредителем Антоном Калинкиным о настоящем и будущем индустрии веб-сериалов.

Начнем  с главного вопроса: что такое веб-сериал? 

Какого-то официального определения этого формата, пожалуй, не существует. По сути, под него попадают все сериалы, созданные в первую очередь для показа в интернете. То есть формально веб-сериалами можно назвать всю продукцию Netflix и Amazon. Это такие столпы индустрии в широком понимании. Однако сегодня все чаще именно веб-сериалами называют созданные для интернета многосерийные проекты, продолжительность одного эпизода которых составляет от 1–2 до 15–20 минут. Это могут быть как горизонтальные истории, так и вертикальные сюжеты, объединенные общей темой. Кроме того, веб-сериалы зачастую – особенно в Австралии и Канаде, где эта индустрия находится на высоком уровне развития, – нередко перебираются на телевидение. Начавшиеся в интернете проекты там адаптируют под телеформат с большей продолжительностью эпизодов и, соответственно, с большими производственными бюджетами. Веб-сериал – это продукт, который требует более эмоционального влияния на аудиторию, который требует определенного темпоритма как событий, так и технологически монтажного подхода. В общем, это продукт, который живет по абсолютно новым законам, практически формируя подходы к контенту будущего. Уже на сегодняшний день абсолютно ясно, что основным трендом является формулировка: «Идеология важнее технологии». То есть содержательность данного продукта, попадание в жанр и ритм, в котором готова жить новая аудитория, гораздо важнее в данном формате, чем аттракционы, связанные с бюджетами.

Как в России обстоят дела в индустрии веб-сериалов? 

Мы находимся на начальном этапе создания и формирования этого сегмента. Наверное, многие знают про сериал Арсения Гончукова «Район тьмы», недавно в интернете состоялась премьера игрового веб-сериала «Это я» и документального YoungRussia. Есть также попытки поработать в данном жанре у региональных кинематографистов. Однако какого-то целенаправленного движения по созданию веб-сериалов у нас в стране пока нет. Возможно, потому, что и сам формат пока мало изучен и оттого менее популярен у нас, чем игровое и документальное кино, телевизионные сериалы, короткометражки. Думаю, мы все прекрасно помним, что еще несколько лет назад и короткий метр снимали с неохотой, делали это студенты в лучшем случае, сейчас же это вполне самостоятельный сегмент российского кино, в котором работают и молодые, и уже известные кинематографисты. Я очень надеюсь, что и формат веб-сериалов в России приживется. Важно помнить, что это глобально пока еще довольно новый формат. Как я уже сказал, именно индустрия веб-сериалов существует пока только в Канаде и Австралии. Там даже большие медиахолдинги создают специальные приложения для просмотра веб-сериалов. Интерес к этой индустрии есть в Европе. Но какого-то фаворита в отрасли, на кого равняться, как на Голливуд в игровом кино, в веб-сериалах нет. Поэтому и у России есть шанс на данном начальном этапе влиться в это новое, набирающее обороты движение и, возможно, даже занять в нем лидирующую позицию. Мне бы этого очень хотелось. 

Для того чтобы расширить знания о международном веб-сериальном движении, мы и решили запустить в России издание Digital reporter, где рассказываем о лучших веб-сериалах со всего мира, а также о том, как вообще работает эта индустрия. Мы сотрудничаем с европейскими изданиями, используем много их информации, хоть и с большим количеством наших собственных оригинальных материалов. Мы собрали профессиональную редакцию, а также работаем с журналистами и блогерами, специализирующимися на данных медиа. Подписчики и потребители нашего издания – русскоговорящая аудитория по всему миру, те, кто смотрит веб-сериалы, и те, кто еще только собирается познакомиться с этим новым направлением развития кино и digital-платформ. Помимо редакционных материалов наш Digital reporter будет включать в себя еще и онлайн-базу производителей и заказчиков веб-сериалов – площадку для реализации проектов, поиска инвесторов и творческих команд, способных создавать качественный продукт. Пополняемая самими пользователями, эта база станет источником наиболее точной и проверенной информации и будет содержать контакты режиссеров, сценаристов, операторов, актеров, продюсеров, а также тех, кто готов вкладывать деньги в разработку проектов и ищет творческих и бизнес-партнеров.

Насколько высокий интерес, как вы считаете, будет у вашей площадки? И почему вообще сегодня веб-сериалы становятся популярны?

Я надеюсь, что у нас получится создать качественный и высокопрофессиональный ресурс, который объединит интересы креатива и бизнеса и в целом повысит популярность веб-сериалов в России. Думаю, все прекрасно видят, что именно интернет – это самая перспективная площадка для дистрибуции контента, следовательно, и самая эффективная платформа и для развития интернет-продакшна. Гиганты типа Facebook и Apple, как вы знаете, начали финансировать производство собственных шоу и веб-сериалов для их дальнейшего показа на своих же платформах. Индустрия веб-сериалов именно этим и хороша. Она играет на развитие сразу двух важных – особенно для отечественных кино и медиа – ресурсов. С одной стороны, формат веб-сериала подходит для только начинающих свою профессиональную деятельность режиссеров, сценаристов, актеров, продюсеров. Здесь больше свободы, творчества и меньше производственные бюджеты. С другой стороны, веб-сериалы – это отличное вложение для больших продакшн-компаний, которые затем смогут заниматься развитием собственных дистрибуционных платформ и, соответственно, продавать на них свой же контент. Кроме того, это прекрасная история для телекоммуникационных брендов, да и для многих коммерческих компаний, которые могут использовать веб-сериалы для повышения собственного имиджа, промокампаний и прямой рекламы. Это креатив, движение в ногу со временем. В интернете огромное количество потенциальных зрителей. Гораздо больше, чем аудитория кинотеатров и телеканалов. И, мне кажется, странно было бы и большим компаниям, и стартапам, и молодым кинематографистам не воспользоваться огромными возможностями глобальной сети. 

Тем не менее история с монетизацией интернет-контента и потенциального роста зрительского интереса все-таки многих смущает. 

Конечно, механизмы монетизации в интернете еще только предстоит осваивать. Но мы же видим успешный опыт тех же блогеров, многие из которых за несколько лет смогли стать миллионерами. Да, веб-сериалы в этом плане более сложный продукт. Мы только в начале пути. Естественно, индустрия со своими правилами монетизации не выстроится, пока не будет реализована хотя бы первая критическая масса примеров. А для этого необходимы первые инвестиции. Собственно говоря, задача нашего ресурса и онлайн-базы – как раз поиск таких инвестиций и выстраивание прямых отношений между компаниями и людьми, которые готовы платить за новый, свежий, стильный и обладающий большим потенциалом контент, и творческими кадрами, которые готовы этот контент производить. Это новая для нашей страны и киноиндустрии, работающей в основном за счет бюджетных средств, форма отношений, но мне кажется, она довольно перспективна. Мы со своей стороны готовы рассказывать о мировом опыте, искать вместе с потенциальными участниками российского веб-сериального рынка долгоиграющие механизмы финансирования контента, помогать выстраивать отношения по реализации этого контента и доведении его до зрителей. 

С учетом того, что в вашей онлайн-базе будут размещаться и идеи проектов, готовы ли вы защищать права авторов, потому что многие молодые кинематографисты, как известно, очень часто переживают по этому поводу?

Действительно, защита авторских прав – один из самых серьезных вопросов не только для веб-сериалов, но и для любой творческой индустрии в целом. Мы нацелены на сотрудничество с различными структурами, занимающимися охраной авторских прав, и разработку понятной системы, которая позволит защитить и идеи авторов, и уже готовый контент от плагиата и пиратства. Это вопрос прежде всего защиты идеи, так как технологически с защитой контента за последние годы научились работать практически все, антипиратское законодательство, существующее на данный момент, вполне справляется с удалением нелегального контента. Что же касается защиты идеи, то да, здесь все немного сложнее. Но мы в скором времени готовы предложить авторам работающий механизм охраны их авторских прав на нашем ресурсе. Как я уже говорил, мы бы хотели стать профессиональным и безопасным, юридически выверенным ресурсом, объединяющим все заинтересованные стороны и защищающим интересы всех игроков рынка. 

Что еще входит в ваши планы по развитию индустрии веб-сериалов в России? 

В конце мая мы будем  проводить Первый Международный веб-фестиваль в России. На нем мы покажем лучшие работы со всего мира, для этого мы находимся в контакте со всеми ведущими фестивалями, следим за мировыми трендами, пишем о них на нашем сайте. Важнейшей частью фестиваля станет digital-рынок, который будет работать по принципу кинорынка и участие в котором будет интересно всем производителям и онлайн-площадкам. Это ярмарка контента, которой не хватает на сегодняшний день. Как открыть канал в интернете, знает каждый, а чем его заполнять – это для многих большой вопрос, на который мы и хотим ответить в процессе работы нашего фестиваля и рынка. 

Самое читаемое

Предварительная касса уикенда: «Горыныч» и «Папины дочки» вновь на вершине чарта
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Иллюзия обмана 3» не оставила шансов конкурентам
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 3–9 ноября 2025 года
Подробнее
«Comic Con Игромир 2025» представил первую часть кинопрограммы
Подробнее
Стали известны победители фестиваля экранизаций «Читка 4.0»
Подробнее
На «Comic Con Игромир» состоится показ фильма «Ассасин: Смертельная битва»
Подробнее
Новый фильм Дмитрия Давыдова примет участие в конкурсе кинофестиваля в Индии
Подробнее
Стартовал международный этап Студенческого фестиваля ВГИК
Подробнее
Драма «Аутсорс» получила приз на фестивале в Швеции
Подробнее
«Франкенштейн» Гильермо дель Торо показал пятый лучший старт этого года на Netflix
Подробнее
«МТС Медиа» подвел итоги за третий квартал и девять месяцев 2025 года
Подробнее
Нижняя палата парламента Казахстана одобрила запрет пропаганды ЛГБТ
Подробнее
Минцифры предложило онлайн-кинотеатрам сбор подробных данных пользователей
Подробнее
ИРИ открыл конкурс на создание ИИ-контента
Подробнее
«Догги» Славы Росса примет участие в программе фестиваля в США
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 13-16 ноября
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Иллюзия обмана 3» показала лучший результат после ухода мейджоров
Подробнее
Касса четверга: «Иллюзия обмана 3» возглавила прокат с большим отрывом
Подробнее
В Москве прошла презентация «Кинопоиска»
Подробнее
Касса России: «Горыныч» вырвался в лидеры
Подробнее