top banner

Фаик Казимов: «Сегодня в Азербайджане национальное кино собирает больше, чем голливудские блокбастеры»

Автор: Мария Позина

25 января 2016

Гендиректор компании «Синема Дистрибьюшн» о рынке кинопроката соседней страны

Что мы знаем о кинобизнесе в соседних с нами странах? Как дела наших у ближайших соседей? «БК» пообщался с представителем кинобизнеса Азербайджана, генеральным директором прокатной компании «Синема Дистрибьюшн» Фаиком Казимовым и расспросил его о том, как переживает экономический кризис местный кинорынок, в каком состоянии находятся национальный прокат и производство, а также о том, любят ли в Баку российские фильмы.

На последнем по времени 98-м Кинорыноке разговоры, как в рамках официальных мероприятий, так и в кулуарах, часто сводились к негативным тенденциям – экономический кризис ведет к падению сборов и снижению интереса зрителей. А какие настроения сейчас в Азербайджане? Как чувствует себя местный кинопрокат в последнее время?

Конечно, кризис и на нас повлиял. У нас произошла девальвация национальной валюты, маната. Само собой, это все сказывается на бокс-офисах и на заработках кинотеатров. Несмотря на то, что посещаемость в этом году увеличилась, наши доходы в итоге уменьшились.

Про рынок кинопроката Азербайджана у нас известно не очень много. Расскажите, пожалуйста, как он устроен – сколько у вас прокатных компаний, как представлены студии-мэйджоры и независимый рынок?

Со всеми мэйджорами мы работаем только через Россию или Украину. Азербайджан – не такая большая территория и не такой большой бокс-офис, чтобы западные контрагенты отдельно продавали на нее права, это бессмысленно. Фильмы студии «Двадцатый Век Фокс» у нас прокатывает Film Distribution, релизы Warner Bros. и Universal – украинская компания Interfilm. Наша «Синема Дистрибьюшн» с октября этого года является в Азербайджане эксклюзивным представителем ЦПШ. WDSSPR работает в стране напрямую из России. Плюс есть компания AF-Media, которая прокатывает турецкие фильмы. И еще есть дистрибьюторы, которые работают независимо, у них нет постоянных контрагентов.

Раз наши рынки так тесно связаны, то и график релизов по большей части совпадает? Зарубежные релизы стартуют в Азербайджане одновременно с Россией?

Да, мы стараемся выходить вместе с Россией. Тут еще все упирается в готовность контента, бывает, что приходится позже стартовать. Но это нежелательно, потому что все же хочется работать голливудскими картинами одновременно с США и со всем миром, это повышает интерес у зрителей. В свое время, когда я еще работал в другой компании, мы делали рекламу на телевидении и говорили, что выпускаем фильм даже раньше, чем США. «Фишка» такая была: из-за разницы во времени получалось, что мы стартовали практически на день впереди Америки. Это очень хорошо работало, добавляло ажиотажа. Но помимо этого, поздний старт чреват тем, что в Интернете может появиться пиратская копия, дублированная на русский язык, и это снизит посещаемость. У нас хуже дело с пиратами, чем в России, в Азербайджане нет общественных антипиратских организаций. Есть только Агентство по авторским правам Азербайджанской Республики. Мы, конечно, можем на пиратов в суд подать, есть законодательство, но пока увидишь, что они загрузили твой фильм на торрент, половина потенциальных зрителей его уже посмотрит. Приходится пресекать это собственными силами – просто пугаю их, и они сразу убирают ссылки.

Российские офисы мэйджорских компаний участвуют в продвижении картин на вашей территории?

Российские офисы нам выделяют бюджет для местной рекламы, а так мы все делаем собственными силами. Но вообще, в России немного полегче с продвижением фильмов, у вас больше ресурсов. Мы, конечно, тоже активно используем и телевидение, и Интернет, но у нас в республике эффективнее всего работает «сарафанное радио». Если в первый уикенд фильм людям понравился – все, он уже на второй собирает иногда даже больше, чем на старте. «Сарафан» срабатывает на сто процентов.

То есть киноходящая аудитория в Азербайджане достаточно активна?

Да, конечно, у нас люди научились ходить в кино. После распада СССР эта культура была потеряна, и сейчас, слава богу, она восстанавливается, в субботу-воскресенье все залы бывают забиты. А, например, с 1998-го по 2011 год я работал в кинотеатре «Азербайджан», и он был вообще единственным в стране в то время. Почти одиннадцать лет это был один единственный кинотеатр! Бизнесмены не понимали, как можно развить этот бизнес, никто не хотел рисковать. Потом построили первый большой торговый центр Park Bulvar и в нем открыли первый многозальник Park Cinema. Дальше постепенно стали появляться новые площадки – все поняли, что это прибыльно, и инвесторы начали активно вкладываться в отрасль. Сеть Park Cinema теперь насчитывает 4 киноплекса, у них даже имеется зал IMAX, есть государственный кинотеатр «Низами» (четыре зала), турецкая компания открыла семизальник в спальном районе Баку. Наш холдинг, который на данный момент владеет одним кинотеатром, 28 Cinema, в начале января [разговор происходил в конце 2015 года - прим. ред.] открывает пятизальник в городе Гянджа. Он станет первой региональной площадкой в Азербайджане. У нас же с момента развала СССР и до сих пор все кинотеатры были дислоцированы исключительно в столице. Несмотря на то, что Гянджа – второй по величине город в республике, развлечений там особых нет, поэтому я уверен, что люди будут с удовольствием ходить в кино. Мы объединим две наши площадки в одну сеть под брендом Cinema Plus, которую будем активно расширять. По нашим планам, до конца 2016 года у нас в общей сложности будет пять кинотеатров и ориентировочно около тридцати залов. Пока не знаем точно, в каких регионах они все будут расположены, сейчас смотрим, где целесообразнее строить. Во всех кинотеатрах будет самое современное цифровое оборудование, в том числе и для показа в формате 3D. Кстати, мы первые и пока единственные в республике, кто подключился к системе Rentrak.

Получается, рынок кинопоказа у вас сейчас наращивает обороты, развивается. А что послужило толчком к этому?

Дело в том, что у нас в последнее время стали активно снимать национальные фильмы, и они пользуются большой популярностью у молодежи. Мы проходим сейчас то, что было в России лет пять назад, когда пошел бум на русские комедии, такие, скажем, пошловатые. У вас подобные фильмы сейчас уже не воспринимаются, а у нас это все как раз работает. И сегодня в Азербайджане национальное кино собирает больше, чем голливудские блокбастеры. Есть, конечно, поделки, которые сняты как попало. Но, например, в прошлом году в прокат выходил комедийный фильм ХОХАН (в переводе на русский – «Домовой»). Он работал в кинотеатрах очень долго, почти четыре месяца, и собрал около одного миллиона манат (тогда один манат равнялся примерно одному доллару США). Это очень большие сборы для нашего рынка. Для сравнения: максимальный бокс-офис самого крутого голливудского блокбастера на нашей территории никогда не превышает 200 тысяч долларов. Сейчас у нас опять вышел азербайджанский фильм, в переводе на русский он называется ОГРАБЛЕНИЕ ПО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИ. Это тоже комедия с популярными актерами, хорошо снятая и бюджет у нее немаленький для Азербайджана. Пока она очень хорошо собирает, посмотрим на ее результаты. А еще ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ, но экранов у нас не хватает на все.

Не можем не спросить: пользуются ли спросом в Азербайджане российские фильмы?

По своему опыту, как дистрибьютор могу сказать, что, к сожалению, они не очень хорошо работают. Только фильмы-события, такие как СТАЛИНГРАД, ЛЕГЕНДА №17 собирают, а средние релизы – практически ничего. Новогодние комедии работали нормально – 8 НОВЫХ СВИДАНИЙ, ЕЛКИ. Надеюсь, что ЭКИПАЖ хорошо себя покажет. Я лично как любитель старого ЭКИПАЖА обязательно постараюсь новый фильм расписать максимально широко.

А иностранные, в том числе и российские картины выходят в прокат с азербайджанским дубляжом?

Нет, до этого мы еще не дошли. Хотя я думаю, это принесло бы голливудским фильмам больше денег, чем дубляж на русский. На фильмы на родном языке стали бы активнее ходить. Но это должны решать прокатчики, а им, видимо, такое кажется накладным. Нам мэйджоры иногда дают турецкие звуковые дорожки, потому что у нас этот язык многие знают. Но он все равно не местный, отличается по ментальности, и часто турецкий юмор наши зрители просто не понимают. Все равно родной язык – это родной язык. Если раньше, когда мы находились в составе СССР, у нас было больше русскоговорящих, то сейчас молодое поколение, которое ходит в кино, прекрасно говорит на английском, на азербайджанском, но на русском – не всегда. Была одно время такая тенденция, его перестали изучать. Сейчас, правда, все возвращается обратно – в большинстве семей стараются детей воспитывать так, чтобы они знали русский.

У вас рынок еще очень молодой, аудитория пока только формируется. Как вы выстраиваете свою репертуарную политику?

Конечно, как и везде, наша самая активная аудитория – от двадцати до сорока лет. А дальше уже все от фильма зависит. Например, на ЛЕГЕНДУ №17 к нам приходили зрители 45+. А на комиксы, конечно, идет молодежь. Вообще, меня вопрос репертуара очень волнует, я хочу сломать обычную систему планирования, чтобы было разнообразие, чтобы у людей был выбор, что смотреть в кинотеатре. Конечно, блокбастеры – это святое, их нельзя не ставить, но можно по-другому конфигурировать репертуарную сетку. А то в какой кинотеатр ни придешь – везде одно и то же. Люди хотят смотреть и другое кино, надо просто работать над этим. Не так, что один раз поставил, зрители не пришли, снял фильм и все – значит, не работает. Надо продвигать в СМИ, чтобы люди знали, что есть такое жанровое кино и где его можно посмотреть. Существуют разные варианты, как привлечь того зрителя, который хочет посмотреть другое кино, будем пробовать. Это не принесет особых денег, но если в каждом кинотеатре сделать один зал и показывать там жанровые фильмы, то человек будет знать, что здесь всегда можно посмотреть что-то интересное именно для него. Мы хотим занять свою нишу в этом плане. Лучше, конечно, вообще строить отдельно стоящие кинотеатры, как в Европе, где давно уже ушли от этих торговых центров. Так было в свое время и в Советском Союзе. Тогда все знали, что есть разные кинотеатры и что в каждом из них можно увидеть разные фильмы. Но сейчас все упирается в деньги, все хотят только быстро зарабатывать.

В российской киноиндустрии все тоже хотят быстро зарабатывать и нередко обращаются за помощью к государству. Как у вас обстоит дело с господдержкой? Помогает ли вам государство при строительстве кинотеатров, при производстве и прокате национальных фильмов?

Что касается производства, то министерство культуры дает деньги, но только на артхаусное кино, которое потом представляет нашу страну на международных фестивалях. Коммерческие фильмы продюсеры снимают на свои деньги или какие-то частные инвестиции. Но в целом государство в моральном плане нас очень поддерживает во всех начинаниях. Нет такого, что кто-то на нас давит. Всегда все вопросы решаем очень конструктивно. Мы с нашим минкультом дружим, приглашаем их на фестивали, премьеры, спецпоказы. Финансово же поддерживать они нас просто не могут, сейчас же кризис. Наоборот, они стараются направить бизнесменов так, чтобы те им помогали. Всем сейчас очень тяжело, но мы выбрали этот путь и должны по нему идти, других альтернатив нет. Как говорится, назвался груздем – полезай в кузов (смеется). Тем более что у нас собралась очень хорошая команда, ребята молодые, перспективные, быстро все схватывают, так что, я думаю, все будет хорошо.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Кинотеатры о «Месяце без пираток»: «Площадки использовали выходные для проведения субботника»
Подробнее
Вокруг света: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее
Названы самые убыточные голливудские проекты 2023 года
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
«Летучий корабль» получит продолжение
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в марте и первом квартале 2024 года
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
«Чума» Дмитрия Давыдова получила приз FIPRESCI на немецком кинофестивале goEast
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» лидирует третью неделю подряд
Подробнее
В Москве прошла премьера картины «Любви не бывает?»
Подробнее
Paramount Global сменил руководство
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Всемирный потоп» занял вторую строчку чарта
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 29 апреля – 5 мая 2024 года
Подробнее
Фестиваль «Короче» открыл прием работ на участие в конкурсных программах
Подробнее
В Красноярском крае стартовал прием заявок на питчинг кинопроектов
Подробнее
Трейлеры российских проектов оказались в числе номинантов на Golden Trailer Awards
Подробнее