top banner

Дмитрий Казуто: «Двадцатый форум станет самым масштабным за всю историю!»

Автор: Александр Нечаев

20 августа 2018

Директор «Кино Экспо» – о предстоящих осенних выставке и форуме

С 18-го по 21 сентября в Санкт-Петербурге состоятся XX Международный форум и выставка «Кино Экспо». В этом году деловая программа обещает стать очень насыщенной – за счет еще большего привлечения игроков рынка, связанных не только с кинотеатральным прокатом, но и с онлайн-платформами, а также с производством телеконтента. О том, чего ждать от этого мероприятия, а также о других его планах БК поговорил с директором «Кино Экспо» Дмитрием Казуто.

В 2018 году «Кино Экспо» пройдет в юбилейный двадцатый раз. Каким образом вы планируете отметить эту дату?

Да, в этом году «Кино Экспо» исполняется двадцать лет, и в настоящий момент аккредитация на юбилейный форум и выставку уже открыта! Мы и наши партнеры подготовили отличную программу для участников. Все мэйджоры, как и все ведущие российские компании, уже подтвердили свои презентации. Деловая программа будет как никогда насыщенной, а выставка станет крупнейшей за последние годы. Обещаем, что во все дни проведения форума и выставки участники смогут перевести дух не раньше вечера. В то же время все вечера уже забронированы для совершенно уникальных мероприятий. Также мы готовим розыгрыши для наших гостей, победителям будут вручены ценные призы от «Кино Экспо» и наших партнеров (в том числе суперприз!), за которые действительно стоит побороться. Мы уверены, что сентябрь 2018 года надолго останется в памяти участников форума и выставки! Очень рад сообщить, что 20-летние юбилеи совместно с «Кино Экспо» также отпразднуют такие крупнейшие киносети, как «Киномакс» и «Премьер Зал». Особо хочу отметить новую концепцию блока деловой программы для управляющих кинобарами, это направление значительно расширится. Теперь это будет не только традиционная конференция Coca-Cola, но и большая конференция 17 сентября, обширная программа семинаров и презентаций 18 сентября и ряд мероприятий 19 сентября. Все эти мероприятия мы анонсируем в ближайшее время.

Как, по вашим ощущениям, за двадцать лет изменился рынок, «Кино Экспо» и отношения рынка и «Кино Экспо»?

Так получилось, что история становления и развития «Кино Экспо» шла параллельно с возрождением кинопроката в России. В определенной степени наши форум и выставка являются катализаторами многих положительных процессов в киноиндустрии. За это время наша страна стала лидером по посещаемости кинотеатров во всей Европе, несмотря на все экономические и геополитические проблемы. Но самое главное достижение – грандиозный прогресс в создании самых разнообразных услуг для кинозрителей и в повышении качества этих услуг. Именно это приводит зрителей в кинотеатры. Один из пионеров индустрии кинопоказа, Маркус Лёв, основатель сети кинотеатров Loews Theatres, сказал: we sell tickets to theatres, not movies – то есть билеты продаются в кинотеатры, а не на фильмы. Об этом надо всегда помнить и высоко поддерживать планку качества всех услуг кинотеатра, постоянно внедрять инновации, предлагать зрителям что-то новое и интересное. Наши форум и выставка в первую очередь об этом! Первая выставка состоялась двадцать лет назад в фойе питерского кинотеатра «Ленинград», одного из немногих многозальников еще советской эпохи. Когда мы объявили о том, что организуем такую выставку, многие крутили пальцем у виска – до кинотеатров ли сейчас? Напомню, это был конец 1998 года, несколько месяцев после кризиса. Но скепсис быстро сменился энтузиазмом. Оказалось, что мы на пороге больших перемен. Наступил период стремительного роста кинотеатральной индустрии, и к 2013 году выставка «Кино Экспо» стала третьей в мире по ключевым параметрам, таким как площадь выставки, количество экспонентов и посетителей. За это время нам удалось обойти по всем основным критериям, включая общее количество участников и масштаб выставочной экспозиции, два других крупнейших международных форума кинопрокатной индустрии – ShowEast в Майами и CineAsia в Гонконге. Если бы не последовавший в 2014 году очередной кризис (к сожалению, обернувшийся многолетней стагнацией), мы, возможно, обогнали бы и CineEurope. Тем не менее наш форум в течение последних нескольких лет занимает твердое третье место в мировой иерархии, а по некоторым показателям даже делит с CineEurope второе место. Во многом это происходит благодаря тому, что наш форум не является локальным, то есть исключительно российским – как, например, аналогичные конвенты в Германии и Франции. Он охватывает также все постсоветское пространство, включая Казахстан, Беларусь, Украину, Закавказье, страны Балтии и Центральной Азии.

Общим местом стало сравнение «Кино Экспо» как раз с CineEurope. Как вы оцениваете итоги барселонского киноконвента? Было ли что-нибудь в содержательной или организационной части, что вы хотели бы перенять? В целом какие у вас ожидания от грядущего «Кино Экспо»? Претерпит ли его концепция какие-то изменения по сравнению с предыдущим годом?

Абсолютно верно, «Кино Экспо» уже почти двадцать лет следует в одном фарватере с CinemaCon (ранее – ShoWest) и CineEurope (ранее – Cinema Expo). Что касается CineEurope, то об этом форуме можно говорить только самое хорошее. За два десятилетия у меня сложились дружеские отношения с Робертом Саншайном, владельцем и бессменным руководителем CineEurope, ShowEast и CineAsia, а также с сотрудниками и представителями киносетей – членов UNIC, Европейского союза ассоциаций кинотеатров, который принимает активное участие в организации CineEurope. Поэтому обо всех его новостях я узнаю из первых уст. У нас постоянно происходит обмен опытом и идеями. Мы стараемся перенимать у CineEurope практически все, что можно перенести на нашу почву. В то же время и зарубежные форумы кое-что перенимают у нас. Например, концепцию Университета «Кино Экспо» – серии семинаров в конференц-зале на выставке. Аналогичное мероприятие в Барселоне называется CineEurope Focus Sessions, а в Гонконге – CineAsia University. Очень хотелось бы перенять у CineEurope полный зал на утренних презентациях и семинарах, которые начинаются в 10:00, а иногда и раньше! Но, видимо, в наших условиях это пока нереально. Что касается формата «Кино Экспо», то уже в прошлом году у нас произошли достаточно серьезные изменения. Помимо собственно форума и выставки «Кино Экспо», в прошлом году мы организовали Санкт-Петербургский международный контент-форум как событие, которое объединяет кинотеатральный прокат, телевидение и цифровые медиа. Это новое направление получит дальнейшее развитие в этом году.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о деловой программе «Кино Экспо» этого года.

Деловая программа в прошлом году была ориентирована не только на кинотеатры, но и на другие сегменты нашей аудитории. В последние годы структура аудитории «Кино Экспо», ядро которой составляют представители кинотеатров и других областей кинопроката, пополнилась представителями практически всех онлайн-кинотеатров, а также многих федеральных и региональных телеканалов, мультисервисных операторов связи. Все эти сегменты аудитории объединяет контент, который презентуется на «Кино Экспо». Но в части деловой программы интересы начинают расходиться. Конечно же, есть вопросы, общие для всей контент-индустрии, от кинотеатров и продюсеров до операторов связи. И в нашей деловой программе по-прежнему будут мероприятия, ориентированные на всю нашу аудиторию в целом. Но есть темы, которые интересны, например, только кинотеатрам. А какие-то – только представителям телеканалов. Поэтому, как и в прошлом году, деловая программа будут разделена на два больших тематических потока: «Кинотеатры» и «Кино. ТВ. Digital». Таким образом, специализированные мероприятия, интересные отдельным категориям наших делегатов, будут, как и в прошлом году, проходить параллельно. Также мы рассчитываем, что в этом году в рамках форума впервые состоятся презентации контента не только для кинотеатров, но и для других платформ, и, в частности, для ТВ, что также отвечает запросу соответствующей категории нашей аудитории. Уже в прошлом году в СПбМКФ и «Кино Экспо» приняли участие свыше 150 представителей эфирного, кабельного и спутникового ТВ. В этом году мы рассчитываем на дальнейшее увеличение количества представителей данного сегмента. Необходимо отметить то, что, как и в прошлом году, «Кино Экспо» и СПбМКФ состоятся при официальной поддержке министерства связи и массовых коммуникаций. И этот факт также говорит в том числе и о дальнейшей конвергенции всей контент-индустрии в рамках единой цифровой среды.

Изменятся ли как-то порядок цен на аккредитации и условия проживания по сравнению с прошлым годом?

К сожалению, экономические реалии таковы, что все услуги постоянно дорожают, в том числе и проживание. Так, стоимость номеров в базовых гостиницах увеличилась примерно на 500–700 рублей. Каждый год мы также вынуждены немного поднимать цены на аккредитации, так как программа мероприятий с каждым годом становится все более насыщенной, а стоимость услуг площадки (как и всех других поставщиков) растет. В этом году, по примеру CineEurope, на нашей выставке в обеденное время делегатам будут предложены вкусные сэндвичи. Мы знаем, что из-за плотного графика встреч и мероприятий люди часто не успевают даже перекусить. Теперь мы предоставим им такую возможность без отрыва от выставки. Это входит в стоимость аккредитации, но мы не можем зафиксировать данную услугу в заявочных документах из-за особенностей нашего бухгалтерского учета, который требует ее указывать как доход физического лица.

В прошлом году вы рассказывали о планах представить на следующем «Кино Экспо» несколько технических новинок – например, продвинутые лазерные проекторы, обеспечивающие яркую 3D-технологию. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

К сожалению, в прошлом году не сложилось, так как производители на тот момент так и не определились, какой путь развития лазерной технологии надо считать магистральным. В этом году у нас уже согласована демонстрация на «Кино Экспо» нового лазерного RGB-проектора компании Christie, которая состоится в рамках Университета «Кино Экспо».

У любого крупного киноконвента обычно есть несколько магистральных идей, вокруг которых формируется деловая повестка, организуются круглые столы и тому подобное. В разные годы на «Кино Экспо», например, обсуждали вопросы пиратства, длины кинотеатрального окна, проблемы несетевых кинотеатров. Какие темы претендуют на то, чтобы стать основными в этом году?

Все указанные проблемы остаются актуальными, как и проблема привлечения новых категорий зрителей в кинотеатры. Как мне кажется, одной из основных тем станет привлекательность посещения кинотеатра как вида досуга, в меньшей зависимости от текущего репертуара. То есть чтобы кинотеатры стали для зрителей центрами проведения досуга и социализации, местом для просмотра не только фильмов, но и различного иного контента. Может быть, это будут спортивные трансляции или киберспорт, пилоты и премьеры сериалов или фильмы по запросу.

В этом году Российский Кинорынок изменил свои весенние даты, что сказалось и на летнем слете. Может ли это повлиять на «Кино Экспо»? Если да, то как? Вы никогда не думали о возможном изменении графика питерского рынка?

Так как наши даты остаются прежними, на «Кино Экспо» эта ситуация никак не может повлиять. Если говорить о презентациях, то наш форум по-прежнему ориентирован на релизы октября-ноября (в последнее время ставших одним из самых кассовых периодов в году), на декабрь и период новогодних каникул, а также на первое знакомство с большими весенними релизами. Что касается Российского Кинорынка, то нам как организаторам понятно, что даты мероприятий продиктованы сроками, которые предоставляют площадки. У нас с коллегами, как известно, очень нетривиальные требования к ним – нужен и большой удобный кинозал, и конференц-залы, и выставочные площади, и близость гостиниц, и так далее. К сожалению, в нашей стране очень мало площадок, которые удовлетворяют всем этим требованиям.

В этом году сборы мэйджоров от студийного контента снижаются, и они уменьшают свои рекламные бюджеты и прочие имиджевые расходы. Сказалось ли это как-то на грядущем «Кино Экспо» и не повлияет ли в целом на масштаб мероприятия?

Большие ставки делаются на осенние релизы, многие из которых собираются повторить кассовый успех своих предшественников, которые были презентованы на «Кино Экспо» в прошлом году. Мэйджоры готовят совершенно грандиозные презентации, некоторые из них не будут иметь аналогов по зрелищности. Российские прокатчики также планируют несколько очень интересных мероприятий. Поэтому масштаб «Кино Экспо» станет еще более значительным.

Переезд на новую площадку два года назад стал для вас радостным событием, однако вызвал у участников много вопросов по инфраструктуре. Уже в прошлом году многие из этих вопросов были решены. Можно ли сказать, что на сегодняшний день участники форума довольны площадкой «Кино Экспо»?

Плюсов у «Экспофорума» гораздо больше, чем минусов. В первую очередь это, конечно же, огромный экран 24 на 10 метров, один из самых больших в стране, отличный его обзор действительно с каждого места, удобные кресла, компактность конгресс-центра (и кинозал, и выставка, и конференц-залы находятся рядом, что выгодно отличает «Экспофорум» от барселонского комплекса и тем более – от «Цезаря» в Лас-Вегасе), шаговая доступность отелей мирового уровня, а также наличие гостиниц, расположенных в 10–15 минутах езды, близость к аэропорту (буквально 5 минут на автомобиле). Инфраструктура питания также теперь наладилась – есть рестораны и кафе в гостиницах Hilton и Нampton, ресторан на седьмом этаже в конгресс-центре, кафе в Большом пассаже (рядом с регистрацией), кафе в бизнес-центре, рядом с Hampton, кафе на самой выставке. Минус фактически только один – некоторая удаленность от центра. Но это на самом деле в большой степени является проблемой восприятия. Утром доехать из центра города можно за 30–35 минут, так как все едут в основном в обратную сторону. До ближайшей станции метро от «Экспофорума» – не более 10 минут. Если сравнивать с «Ленэкспо», то транспортная доступность относительно центра стала даже лучше, так как расстояние до метро примерно такое же, а вот добраться с Васильевского острова, например, на Невский проспект на автомобиле гораздо сложнее из-за очень тяжелой дорожной обстановки. Нет теперь и проблемы разведенных мостов. Надо сказать, что примерно те же 30–35 минут занимает поездка на такси до центра города от барселонского комплекса CCIB, в котором проходит CineEurope. Если кто-то предпочитает жить в центре или хочет съездить туда вечером, по окончании программы, никаких проблем и большой потери времени для таких участников не будет.

Есть ли у вас какие-то особые пожелания к будущим участникам юбилейного форума?

Главное пожелание – чтобы все приехали, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию! И обязательно привозили технических специалистов и управляющих кинобарами – в этом году наши партнеры продемонстрируют много новых возможностей для повышения доходности кинотеатров. Программа для управляющих кинобарами так и называется: «Новые источники доходов для кинотеатров». Если говорить о форуме в целом, то он станет самым масштабным за всю свою историю!

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram  

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
«Летучий корабль» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
В Москве прошла светская премьера фильма «Шпион на всю голову»
Подробнее
«Яндекс» отчитался о финансовых результатах по итогам первого квартала 2024 года
Подробнее
Okko рассказал о новинках мая
Подробнее
Генерального директора Paramount Global могут отстранить ради слияния со Skydance
Подробнее
Суд приговорил к семи годам колонии экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 2–5 мая 2024 года
Подробнее
Международная касса: сборы «Кунг-фу панды 4» в мировом прокате превысили $500 млн
Подробнее
Американская касса: лидером уикенда стали «Претенденты» Луки Гуаданьино
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
Новинки мая в онлайн-кинотеатре Amediateka
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 2–5 мая
Подробнее