Дмитрий Казуто: «Индустрия не стоит на месте, и вместе с ней развивается и «Кино Экспо»

Подробнее о настоящем и будущем форума

Семнадцатый «Кино Экспо» состоится немного позднее обычного – с 27 сентября по 1 октября в Санкт-Петербурге. И у этого слета место встречи останется прежним – официальной площадкой «Кино Экспо 2015» объявлен выставочный комплекс «Ленэкспо». «БК» побеседовал с директором форума Дмитрием Казуто о том, почему у «Кино Экспо» пока не складывается с переездом и что нового ждет участников сентябрьской встречи.

 

В прошлом году вы говорили о том, что в следующий раз «Кино Экспо» пройдет уже на новой площадке – в международном конгрессно-выставочном комплексе «Экспофорум», который должен был быть официально открыт в октябре 2014-го. Однако главной площадкой предстоящего сентябрьского слета по-прежнему остается «Ленэкспо». С чем это связано? Насколько нам известно, некоторые мероприятия все же, возможно, пройдут в конгресс-центре – какие и почему?

К сожалению, кризисные явления в экономике стали причиной (или поводом) для строителей, а именно – для компании «ЛенспецСМУ», срыва всех мыслимых сроков завершения отделочных работ в конгресс-центре нового выставочного комплекса. Уже в апреле там был запланирован целый ряд мероприятий, для проведения которых пришлось возводить конференц-залы в выставочном павильоне! А нам для наших целей нужен именно конгресс-центр, так как в нем находится зал-амфитеатр, ради которого мы и планировали переезжать на новую площадку. Ведь его добавили в проект специально для «Кино Экспо», по нашей просьбе, и проектировала его компания «Невафильм». Поясню, что новый выставочный комплекс как таковой работает уже с октября прошлого года, и отзывы о нем исключительно положительные. Недоделан лишь конгресс-центр, но нам без него никак не обойтись. Вместе с тем нам обещают, что он будет полностью сдан в сентябре. Но после стольких задержек мы не можем идти на такой риск, и поэтому приняли решение: «Ленэкспо» в любом случае останется базовой площадкой в этом году. Если новый конгресс-центр все же будет сдан, то, возможно, мы проведем там день презентаций, который, как всегда, предшествует выставке, и, может быть, какие-то отдельные выездные мероприятия. Пользуясь случаем, хочу развеять все опасения относительно транспортной доступности и якобы удаленности нового выставочного комплекса от центра города. Во-первых, он находится в пяти минутах езды от аэропорта (на автомобиле), и это не преувеличение – это действительно пять минут. Что, конечно, удобно для прибывающих из других регионов и для зарубежных гостей. Во-вторых, удаленность от центра нельзя даже сравнивать, например, с московским «Крокус Экспо». До ближайшей станции метро десять минут на автомобиле, до центра города – не более получаса, это можно проверить по «Яндекс.Карте» (смеется). Причем в сторону центра, как правило, проблем с трафиком нет. Надеюсь, что у нас будет возможность ознакомить наших делегатов с новой площадкой уже в сентябре.

До «Кино Экспо» еще пять месяцев, поэтому о программе, конечно же, говорить пока рано. Но все же – изменится ли как-то формат мероприятий форума? Стоит ли ожидать каких-либо особенно интересных нововведений?

Индустрия не стоит на месте, и вместе с ней развивается и «Кино Экспо». Поэтому да, нововведения будут! И некоторые уже можно анонсировать. Мы запускаем масштабный проект, не имеющий аналогов в России и СНГ. И даже в мире, пожалуй, будет сложно найти что-то полностью идентичное ему. В рамках форума и выставки «Кино Экспо» впервые состоится «Контент Экспо». Это новый формат, который предполагает представление всех видов аудиовизуального контента (пока кроме новостей и спортивных программ) для кинотеатров, телевидения и современных цифровых медиа, а также всего, что с ним связано – производство, постпродашкн, реализация различных прав, дистрибуция, маркетинг, доставка и лицензирование. Таким образом, в нашей стране появится уникальное новое мероприятие, в рамках которого каждый, кто работает в сфере создания и демонстрации контента, получит возможность прикоснуться к будущему индустрии развлечений. В последние годы спектр делегатов форума значительно расширился, и помимо кинотеатрального проката он также охватывает производство и все каналы распространения аудиовизуального контента. К нам приезжает все больше участников из сферы кино- и телепроизводства, телевидения, новых цифровых медиа, таких как онлайновые видеосервисы. Помимо специальных разделов выставочной экспозиции для всех этих категорий делегатов будут отдельные мероприятия в деловой программе. Поэтому, с одной стороны, мы не откажемся от линейности программы, но с другой стороны – линейность будет соблюдаться только в рамках определенных направлений. То есть мероприятия, например, для кинотеатров не будут проходить параллельно. Но одновременно с ними вполне может идти что-то для телеканалов. Также мы прорабатываем возможность расширения деловой программы для кинопоказчиков за счет таких тем, как взаимодействие кинотеатров и операторов коммерческой недвижимости, F&B, развлекательные технологии для фойе, digital signage и так далее. Будет развиваться и Университет «Кино Экспо». То, что мы находимся на правильном пути, подтверждает тот факт, что в прошлом году на выставке CineAsia начали проводить точно такой же проект (технические семинары и презентации в конференц-зале на выставочной площади) и с таким же названием – CineAsia University. Подобная программа теперь есть и в Барселоне. Поэтому мы вновь приглашаем на форум и выставку как владельцев и руководителей кинотеатров, так и технических специалистов, управляющих и сотрудников кинобаров. В то же время представители кино- и телекомпаний, телеканалов и новых цифровых медиа, дистрибьюторы контента и правообладатели, представители технических компаний в области кино- и телепроизводства в рамках нашего нового проекта «Контент Экспо» получат универсальную площадку как для презентации контента и для реализации прав, так и для представления различных технологий. И в этом одно из отличий концепции «Контент Экспо» от обычной модели кино- и телевизионного Кинорынка. И ведь кстати, даже эта классическая модель в России и СНГ тоже в полной мере не реализована ни на одном из мероприятий – ведь у нас нет событий, подобных AFM, FILMART, MIPCOM и других. Соответственно, «Контент Экспо» займет и эту нишу, но при этом у нас будет представлен и технологический аспект, что сделает наше мероприятие уникальным. Его реализация в рамках «Кино Экспо» позволит нам помочь продюсерским компаниям найти дистрибьюторов для своих проектов, а также представить свои новые фильмы самой широкой аудитории. Для этого будет организовано отдельное мероприятие.

Есть ли у вас уже какие-то идеи и планы по мероприятиям международного формата и привлечению иностранных участников?

Мы продолжим наше успешное стратегическое партнерство с Фондом кино и будем стремиться к тому, чтобы «Кино Экспо», который уже сейчас входит в тройку самых масштабных форумов кинобизнеса, также стал и площадкой для представления российской продукции всему мировому киносообществу. В этой связи в настоящее время мы прорабатываем проект проведения в рамках «Кино Экспо» Российско-китайского кинофорума. Будут и другие нововведения и события, но их пока немного рано анонсировать.

Ставите ли вы перед собой задачу вновь собрать всех мэйджоров для проведения своих презентаций, как это было в прошлом году?

Как я уже отмечал в других интервью, участие тех или иных кинокомпаний в наших мероприятиях зависит исключительно от наличия у них интересных материалов для демонстрации кинотеатрам. Конец сентября – очень удобное время для представления материалов по релизам, выходящим в октябре – январе, а ведь это самая горячая пора для кинопроката. Поэтому, как правило, в «Кино Экспо» участвуют все мэйджоры, и пока нет никаких оснований предполагать, что этот год станет исключением.

Вот уже больше года как вы оставили пост исполнительного директора «Киноальянса». Продолжаете ли вы сотрудничество с этой организацией? И если да, то в чем оно заключается?

Я продолжаю помогать президенту, председателю правления и исполнительной дирекции «Киноальянса», как делал это и раньше (в том числе и до того, как был назначен на свою должность), в частности, по вопросам международной деятельности. Буквально на днях я принимал участие во встрече Эдуарда Пичугина с Крисом Марсичем, президентом MPA по международной деятельности. Обсуждалось множество вопросов взаимодействия «Киноальянса» и MPA, возможно, через несколько недель можно будет объявить о некоторых совместных инициативах.

Если не лукавить и не заигрывать с читателями, то надо признать, что «Киноальянс» как организация, в общем-то, крайне беспомощен сейчас. Почему? Что, на ваш взгляд, мешает его развитию?

Отвечая на ваш вопрос, я должен сначала отметить, что спикерами «Киноальянса» являются президент и председатель правления, поэтому я могу выражать лишь мою личную точку зрения, а не позицию организации. Я считаю, что за последние годы «Киноальянс» добился очень многого! Его деятельность сэкономила кинотеатрам сотни миллионов рублей за счет отмены таможенной пошлины на проекторы, отмены решения о лишении кинотеатров льготы по НДС, эффективной пиар-кампании, направленной на объяснение неэффективности квотирования и многих других мер. Взять хотя бы вопрос квотирования, я напомню его историю. С тех пор как у «Киноальянса» в конце июня 2012 года появился еще только самый первый законопроект о квотировании, была проведена колоссальная работа по разъяснению позиции кинотеатров. Именно эта организация консолидировала совместную позицию всей киноиндустрии по данному вопросу, организовывала различные мероприятия, как, например, круглый стол в Госдуме в 2013-м. Эта работа не останавливалась ни на один день и в итоге дала результат: о том, что квотирования не будет, мы услышали от самого министра культуры. Благодаря тому, что президент «Киноальянса» сейчас реализует государственную задачу по возрождению киностудии «Ленфильм», у него есть возможность постоянно общаться с чиновниками самого высокого уровня и доносить до них позицию кинотеатров. Это сыграло главную роль в решении вопроса о квотировании, хотя в нынешней политической ситуации задача усложнилась еще больше. Отдельная работа проводилась и по законопроекту о запрете рекламы в кинотеатрах, ситуации с ВОЛКОМ С УОЛЛ-СТРИТ. Поэтому о беспомощности «Киноальянса» говорить несколько необоснованно. Если бы не его работа, кинотеатры платили бы за проекторы как минимум на 10 процентов больше, уплачивали бы НДС с выручки от продажи билетов и были бы вынуждены смириться с квотированием. Что сейчас мешает развитию «Киноальянса»? То же самое, что и раньше – пассивная позиция самих кинотеатров. Я не представляю, что еще нужно сделать, чтобы те кинотеатры, которые не вступают в «Киноальянс», наконец-то приняли такое решение. Ведь чем большее количество из них будет платить взносы, тем шире возможности появятся у организации. Я думаю, что проблема может быть в том, что информацию о «Киноальянсе» получают руководители кинотеатров, которые часто не обладают полномочиями принять решение о вступлении, а собственники слишком далеки от этих вопросов и вообще не имеют своего мнения. Других объяснений у меня нет. Ведь когда ранее проводились опросы, почему тот или иной кинотеатр не вступает в «Киноальянс», мы редко слышали ответы по существу. Чаще всего отвечали, что, например, не видят от него пользы. Что говорило только о том, что люди даже не вникали в суть вопроса. Может быть, «БК» вновь вернется к этой теме и проведет опрос кинотеатров? Действительно интересно разобраться, почему они не хотят сами себе помочь…

Какие в этом году планы на барселонский форум CineEurope? Какие ключевые темы предполагается обсудить с европейскими коллегами?

Европейские коллеги сейчас больше всего озабочены буквально маниакальным желанием Еврокомиссии «либерализовать» аудиовизуальный рынок в ЕС до такой степени, чтобы полностью разрушить принцип очередности релиза и уничтожить кинотеатральное окно. Якобы это будет способствовать культурному разнообразию и большей популярности европейского кино. К счастью, Еврокомиссия нам не указ, но всегда полезно быть в курсе того, что происходит.

Известно ли уже, насколько многочисленна будет российская делегация на предстоящем конвенте в Барселоне и кто войдет в ее состав? На ваш взгляд, отразится ли кризис на возможности участия представителей отечественной киноиндустрии в CineEurope? Состоятся ли в этом году презентации российских компаний в рамках основной программы форума?

Я думаю, что участие представителей российской киноиндустрии в CineEurope будет последним, на чем скажется кризис (смеется). Как всегда, в Барселону поедут представители и кинотеатров, и дистрибьюторов, и технических компаний. Что касается презентаций, то это опять же будет зависеть от наличия у прокатчиков интересного контента, который надо срочно показать. Мне пока ничего не известно о подобных планах.

Как сейчас строится ваше сотрудничество с Европейским союзом ассоциаций кинотеатров? Состоится ли в этом году в Барселоне традиционная встреча UNIC? Какие вопросы в ее рамках видятся вам наиболее актуальными? Примут ли в ней участие российские делегаты?

Строится как и прежде – на основе доброжелательного партнерства и эффективного информационного обмена. Да, делегация «Киноальянса» примет участие во встрече UNIC в Барселоне, но повестки дня еще нет – другая сторона пока готовится к мероприятию в рамках Каннского кинофестиваля.

Мы понимаем, что Российский Международный Кинорынок – в общем-то ваш конкурент, а о конкурентах редко говорят публично. При этом многие воспринимают «Кино Экспо» как еще один Кинорынок, но со своими нюансами. Стремитесь ли вы обозначить отличия? Что в целом вы думаете сегодня о формате Кинорынков?

Я не думаю, что Российский Международный Кинорынок – конкурент «Кино Экспо», и уверен, что и наши коллеги оттуда не считают свое мероприятие таковым. Если это и конкуренция, то дружеская. Мы сотрудничаем с Кинорынком еще с 2000 года, когда многие наши соратники по киноиндустрии еще в школе учились (смеется). Но мы понимали, что углубление нашего партнерства могло бы привести к монополизации, и это, наверное, никого не обрадовало бы. На мой взгляд, участники «Кино Экспо» и Российского Международного Кинорынка все же видят разницу. Наш форум в последние несколько лет сравнивают скорее с CinemaCon и c CineEurope, и вот для своих зарубежных партнеров мы уже стали, как вы говорите, «еще одним из этих конвентов», что для нас, конечно же, является большим достижением. По количеству участников и занимаемым площадям мы оставили позади и ShowEast, и CineAsia. Будем стремиться к новым свершениям и брать самое лучшее от других мировых событий киноиндустрии, таких как IBC, AFM, MIPCOM… Что же касается формата Кинорынков, то он выдержал испытание временем, и сейчас уже практически не слышно разговоров о том, что таких мероприятий слишком много, что их надо сокращать и так далее. Ведь если бы не было Кинорынков, то дистрибьюторам пришлось бы собирать представителей кинотеатров самим (что они иногда и делают, но в экстренных случаях). Кинорынки и «Кино Экспо» дают дистрибьюторам возможность не только представлять свои материалы показчикам, но и самим быть в курсе того, что показывают их коллеги, а это тоже очень важно. Поэтому такой формат выгоден для всех, и я не вижу предпосылок для радикальных изменений. Мне кажется, что так же думает и большинство участников рынка.


04.05.2015 Автор: Саша Плющ

Самое читаемое

Отобраны десять проектов

Фонд кино выбрал фильмы лидеров отечественного кинопроизводства, которые получат поддержку

Подробнее
Председателем совета остался Владимир Толстой

Обновился состав совета Фонда кино

Подробнее
Об этом объявили владельцы 18 площадок

Кинотеатры Нижегородской области решили временно закрыться

Подробнее
Требование относится и к другим группам граждан

Власти Москвы и Подмосковья обязали вакцинировать работников кинотеатров

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru {C}{C}