top banner

Гийом Проценко: «Нам хотелось снять неглупый и при этом увлекательный фильм»

Автор: Максим Туула

11 июня 2016

Режиссер ленты «Разбуди меня» о своем проекте-участнике «Кинотавра»

В 2008 году кинематографистам Татьяне Петрик и Гийому Проценко пришла до странности смелая идея: на основе опыта Александра Медведкина в 30-е годы запустить международный документальный проект под названием «Кинопоезд». Соединяя в небольшие съемочные группы молодых кинопрофессионалов со всего света, продюсеры «Кинопоезда» отправляли их в железнодорожное путешествие из Москвы во Владивосток, из Бишкека в Москву, по российскому Северу и Сибири. Короткометражки, снятые во время этих лабораторий, побывали на фестивалях от Локарно до «Сандэнса». В этом году создатели «Кинопоезда» привозят на «Кинотавр» фильм совсем другого рода – это режиссерский дебют Гийома Проценко, спродюсированный Татьяной Петрик, в котором поучаствовало немало европейских кинематографистов. Действие РАЗБУДИ МЕНЯ происходит на границе реальности и сна, а сам фильм балансирует на грани между авторской драмой и криминальным триллером, между европейским мейнстримом и молодым российским арт-кино.

Мы давно следим за проектом «Кинопоезд» и были приятно удивлены, что картина его организаторов попала в конкурс «Кинотавра». Каким образом РАЗБУДИ МЕНЯ связан с этим проектом?

Да, мы проделали долгий путь. Каким-то образом проекты действительно связаны. Например, трейлер нам смонтировал Димитрис Толиос из Греции, участник всех выпусков «Кинопоезда». Композитор Джорджио Джампа тоже был как-то отобран для «Кинопоезда», но не смог участвовать. Мы держали контакт, и он появился в нужный момент. Звукорежиссер Евгений Горяинов участвовал еще в первом «Кинопоезде». Первый монтаж мы сделали с Бернадетт Туза-Риттер из третьего «Кинопоезда», но она не смогла закончить работу, и потому мы пригласили Ольгу Гриншпун и Сергея Петрова. Оператор, британец Джон Крейн, тоже из этого проекта – во время третьего «Кинопоезда» мы с продюсером Таней Петрик отметили, как хорошо он работает. Тогда по разным причинам сложилось так, что ему пришлось снимать параллельно два фильма. В условиях «Кинопоезда» это очень тяжело, но Джон трудился день и ночь, при этом очень качественно. Мы не ошиблись, когда взяли его снимать РАЗБУДИ МЕНЯ: с ним было легко, интересно и очень спокойно. Были, например, сложные моменты, когда нужно было влезть с большой камерой и светом в тесное пространство – но он ни разу не занервничал. Таня добивалась, чтобы я чувствовал себя комфортно в съемочной группе.

Получается, работа над идеей фильма началась параллельно «Кинопоезду»?

Вообще, я закончил режиссуру игрового кино во ВГИКе, и у меня в голове всегда были какие-то идеи. Я давно хотел снять жанровое кино, придумал какие-то элементы, ключевые моменты: хотел, например, чтобы это была история женщины, чтобы присутствовала сюжетная линия со снами, чтобы не было понятно, какой герой хороший, а какой плохой, чтобы не было однозначности и все играли в некой серой зоне. Хотел снять аэропорт – наверное, в связи с тем, что я иностранец, который десять лет живет в России и постоянно проходит паспортный и таможенный контроль в Шереметьево. Не было только самого сценария. У Тани большой талант собирать людей в команду, и не знаю, как, но она сумела привлечь Андрея Стемпковского, который и написал первый вариант сценария. Для него это был первый опыт, когда он работал над сценарием для другого режиссера. В течение пары месяцев Андрей один-два раза в неделю присылал мне то, что у него получалось, а я писал ему отзывы. Мне кажется, правда, что он предпочитает более жесткое, прямое, откровенное кино, у нас же оно больше на полутонах. Потом мы дошли до пункта, когда его работа закончилась, дальше я немного подредактировал текст под себя, под локации, под какие-то продюсерские вещи. Но тут возникла проблема с диалогами: писать по-русски – явно не моя сильная сторона. Мы пригласили драматурга Вячеслава Дурненкова, который работал с нами на расстоянии. Он помог не только с диалогами, но и с какими-то важными драматургическими моментами. Тем не менее в итоге мы многое меняли на стадии монтажа, рассматривали несколько вариантов финала.

Во время съемок вы намеренно добивались некоего визуального эффекта отстраненности?

Да, была задача достигнуть определенной степени отстраненности. Мы в принципе играли с разными уровнями реальности, которая переходит в сны, но старались не акцентировать границу между ними. Чтобы добиться эффекта взгляда со стороны, мы старались не подходить слишком близко к актерам, не снимать слишком крупных планов – мы смотрим на происходящее немного с расстояния, с осторожностью, как будто через какой-то фильтр. Во всех интерьерах мы часто использовали дым при освещении, что дает особый эффект: вроде все выглядит привычно, но все же немного странно. Эти решения предлагал как раз Джон, мы с ним много работали над цветовой гаммой фильма. Главным визуальным референсом для нас был ФАРГО, хотя это и несколько другой жанр.

Как вам удалось привлечь таких известных актеров – при том что это ваш режиссерский дебют?

Все актеры шли нам навстречу, хотя бюджет у нас был совсем не огромный. Несмотря на то, что я какое-то время прожил в России, я не всегда понимал, какие ассоциации связаны с их образами, и постоянно спрашивал Таню, что эти лица дают фильму, о чем говорят зрителю, ну а решение мы принимали уже совместно с продюсерами. Не было задачи привлечь именно звезд – мы просто хотели правильно составить ансамбль. Сам я ориентировался исключительно на пробы, на то, как играют актеры. А, например, Ирина Вербицкая, которая снялась в главной роли, – актриса вовсе не такая известная.

Если говорить о бюджете, то ваш фильм, тем не менее, выглядит довольно-таки прилично для независимого кино. 

Мы снимали исключительно на частные деньги – благодаря финансированию со стороны продюсера Андрея Епифанова. Он некогда поддержал наш третий «Кинопоезд», и ему понравился результат. После этого он заинтересовался кино, и они с Таней решили сделать этот фильм. 

Мне показалось, что РАЗБУДИ МЕНЯ выглядит не как типичное русское кино, а как какой-то европейский, французский арт-триллер.

Мы с Таней поставили перед собой простую задачу: делать то кино, которое нам нравится. Может, это звучит немного упрощенно, но нам хотелось снять неглупый и при этом увлекательный фильм. Я не фанат популярного кино и не фанат чистого авторского. Во мне смешаны и француз, и русский, и ливанец, и украинец, я родился в русско-украинской семье во Франции, где прожил много лет, потом учился и уже десять лет живу в России. Может быть, поэтому я сам люблю все смешивать, и мне трудно засунуть что-то в строгие рамки, я их стараюсь избегать. При этом, судя по первым отзывам, для европейского зрителя фильм слишком коммерческий, а для русского – более авторский. Но я бы не хотел, чтобы о нем рассуждали как о русском или французском, я сам не относил бы себя к какому-то кинематографу. Пусть на этот вопрос ответят за меня.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
В Москве прошла светская премьера фильма «Шпион на всю голову»
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Суд приговорил к семи годам колонии экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
«Яндекс» отчитался о финансовых результатах по итогам первого квартала 2024 года
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее