top banner

Денис Родимин: «Это кино не более условное, чем «Мстители»

Автор: Максим Туула

11 июня 2015

Режиссер фильма «Гость» о своем проекте из конкурса «Кинотавра»

Дениса Родимина сложно назвать в полном смысле слова дебютантом в киноиндустрии: он участвовал в подготовке сценариев обоих БУМЕРОВ, ЖЕСТОКОСТИ, ДУХLESS, снимал телефильмы, а в прошлом году даже был членом жюри главного конкурса «Кинотавра». Тем не менее ГОСТЬ – его первая полноценная режиссерская работа. В этой притче речь идет о столкновении человека рационального с необъяснимым. Начавшись с поисков следов небесного явления в глухих лесах, сюжет постепенно сближается с известной всем новозаветной историей, вписанной в угрюмую российскую современность.

 

В каталоге «Кинотавра» ГОСТЬ указан как дебют, хотя вы в кино не новичок: вы опытный сценарист и сняли как режиссер, кажется, два фильма для телевидения. Воспринимаете ли вы сами эту картину как свой дебют?

Действительно, в 2008 году я снял БЕСА, а потом – ЧУЖУЮ МАТЬ, но это была телевизионная продукция, ограниченная условиями и требованиями каналов. Поэтому я считаю ГОСТЯ дебютом – это уже большое кино, и у меня была возможность снять именно то, что я хочу. Все, что я делал до этого, было для меня скорее учебной работой.

Этот вопрос принято задавать всем сценаристам, которые стали режиссерами, но я все-таки спрошу: что вас подвигло перейти от сценариев к режиссуре?

Думаю, все сценаристы отвечают совершенно одинаково. У каждого из них есть кладбище хороших сценариев, по которым сняты плохие или очень посредственные фильмы. Поэтому многие (и я в том числе) начинают снимать сами, так как считают, что есть замыслы, которые в должном виде могут воплотить только они. Для меня примером является Миндадзе, он стал снимать сам довольно поздно, но это большой режиссер, который делает потрясающие фильмы.

Но вы не боялись ответственности? У режиссера она все-таки больше, чем у сценариста.

Я столько лет занимаюсь кино, что уже не очень разделяю эти две профессии. Драматургия и режиссура родственны, ведь задача режиссера, так или иначе, – донести историю до зрителя. Если хватает сил и темперамента, чтобы помимо выстраивания истории на бумаге еще ее реализовать на площадке – почему бы и нет? Мне это разделение кажется условным.

При этом сценарий ГОСТЯ вы писали не один, а в соавторстве.

Да, мы писали его вместе с выпускницей моей мастерской во ВГИКе Ольгой Слепцовой, она и была основным сценаристом. Изначальная идея была моя, но Ольга привнесла в нее столько всего, что мой замысел можно считать только толчком для истории, которую мы развивали и выстраивали вместе – и даже, наверное, больше она. Ольга очень талантливая, и сейчас мы с ней работаем уже над новым сценарием. Кстати, она как раз режиссурой заниматься пока не хочет.

В конце вы выражаете благодарность Владимиру Фенченко, Александру Велединскому – как они поучаствовали?

Там еще есть Валерий Спирин. Они все читали сценарий, давали советы со стороны, высказывали свои сомнения и соображения. Они очень помогли не только со сценарием, но и с самим фильмом, когда он был уже собран.

А что, собственно, побудило вас обратиться к этой теме – столкновению мистического и рационального?

Мистика – это, наверное, неправильное слово, здесь речь идет скорее о метафизике. Само кино – это большая метафизика, которая воплощается на экране. Этот волшебный мир, который возникает где-то внутри, за экраном, является чем-то совсем не физическим, но зритель начинает в него верить. Тема восприятия современным человеком метафизики меня давно волнует. В фильме много мифологических аллюзий, он, в общем-то, на них построен. В современном мире, а особенно в нашей стране, где постоянно идет поиск духовности, вопросы веры, Бога, места человека абсолютно актуальны. Мой фильм – это попытка найти часть этого пути.

Мы говорим о метафизике, мистике, библейских сюжетах – а какой вы сами видите жанровую схему фильма?

Безусловно, по форме это роуд-муви в его классическом понимании – в том смысле, что подразумевается некий путь. Метафизический роуд-муви с элементами триллера и детектива. Я бы напомнил примеры подобных фильмов, начиная со СТАЛКЕРА и ПАРАДА ПЛАНЕТ. Вообще, архетип пути как поиска некой истины пришел к нам из древности, любое путешествие мифологического героя подразумевает познание. Поэтому мы и выбрали эту форму – путешествия как поиска и познания себя и истины. Не я первый и не я последний обращаюсь к этой теме, любой творческий акт – это тоже попытка понять что-то для себя.

Вы видите ваш фильм как попытку найти ответ на фразу, которая в нем звучит: «Мир логичен и познаваем»?

 Ответ связан с восприятием каждого человека. Да, для кого-то мир кажется логичным и познаваемым. Но наша героиня, которая считала его логичным, вдруг погружается в пучину его непознаваемости. Мне кажется, что говорить о познаваемости мира – все равно что говорить о познаваемости Бога. С этой точки зрения мир непознаваем, Бог – тоже.

Ваш фильм пытается дистанцироваться от социальных тем, но в одном моменте возникает мотив противопоставления истинной веры и ненастоящей, некой критики церкви.

В фильме ни в коем случае нет критики церкви, потому что это противопоставление искренне верующей девушки и не очень верующего юноши, для которого важнее карьера. И в этом эпизоде нет никакой однозначности. Речь идет о том, что в церкви, как и вообще в жизни, есть совершенно разные люди. Для меня был важен образ чистой, просветленной девушки, которая хочет стать матушкой и нести свет людям. А если говорить о социальности, то ГОСТЬ совершенно не о том, мне совсем не хотелось трогать социальные темы. Есть другие режиссеры, которые делают это лучше меня – например, мне нравится творчество Юрия Быкова, большого социального художника. Но лично меня социальное интересует куда меньше.

При этом вы пытались достигнуть определенной степени условности – скажем, в фильме даже не звучат имена героев.

Это абсолютно сознательный шаг, мне не хотелось привязываться к именам: любое имя – всегда указующее. Они – люди. Несомненно, это кино условное, это попытка обобщения, попытка найти метафору, но оно не более условное, чем фильм МСТИТЕЛИ.

На роль главного героя вы взяли литовского актера, которого потом переозвучивали.

Кастинг у нас был огромного масштаба: я пересмотрел всех актеров примерно этого возраста в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. Арнас Федаравичус, который появился совсем незадолго до съемок, неожиданно подошел с точки зрения задачи, которая стояла перед этой ролью. Единственной проблемой был его сильный литовский акцент, и сначала нам было сложно общаться – мы говорили на смеси разных языков.

В ГОСТЕ рациональное начало воплощает женщина, а эмоциональное – мужчина, что несколько противоречит принятым гендерным стереотипам, хотя кино эти стереотипы ломало не раз.

К финалу нашего фильма происходит серьезное преображение героини, она обретает совершенно другую роль, нежели в начале. Но в принципе современные реалии таковы, что женщина перестала быть просто матерью и хранительницей очага, она играет другую социальную, гендерную роль. Тридцать лет назад в Германии меня бы обсмеяли, если бы я сказал, что канцлером станет женщина. Мне кажется, что сегодня это в большой степени норма. В последнем наборе сценарно-режиссерской мастерской, которую я веду во ВГИКе вместе с Владимиром Фенченко, оказалось только пять парней на пятнадцать девушек. А всего лишь двадцать лет назад было сложно назвать режиссуру женской профессией. Мой друг, наш оператор Олег Лукичев, говорит то же самое о своей мастерской. В прошлом году я участвовал в жюри «Кинотавра», и эта тенденция была совершенно очевидна.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой» представил шорт-лист и гостей форума
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
В Москве прошла светская премьера фильма «Шпион на всю голову»
Подробнее
Больше 50% россиян пользуются подпиской на онлайн-кинотеатры
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее