top banner

Иван И. Твердовский: «Герой видит в нашей жизни то, чего не замечаем мы: перепутанные нравственные координаты»

Автор: Максим Туула

7 июня 2018

Режиссер фильма «Подбросы» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

Четыре года назад Иван И. Твердовский получил приз «Кинотавра» за лучший дебют – КЛАСС КОРРЕКЦИИ. В этот раз со своей третьей картиной ПОДБРОСЫ он стал самым молодым участником основного конкурса. КЛАСС КОРРЕКЦИИ и ЗООЛОГИЯ оказались в числе самых успешных фестивальных фильмов, снятых в России, а потому у ПОДБРОСОВ международная судьба начала складываться неплохо еще на этапе производства: к работе подключились продюсеры из трех европейских стран, проект поддержал фонд Eurimages, а международный сейлз-агент New Europe Film Sales взял картину в свой лайнап еще до официальной премьеры. В ПОДБРОСАХ Твердовский решил сделать новый шаг в сторону от стилистики, унаследованной от его обширной документальной фильмографии, но он по-прежнему знает, как выжать из зрителя самые сильные эмоции.

Когда вы начали работу над сценарием ПОДБРОСОВ? ЗООЛОГИЯ вышла всего два года назад, долго путешествовала по фестивалям, и кажется, что вы очень быстро сняли следующий фильм. Был ли этот сценарий связан с документальным кино про полицию, которое вы делаете уже давно?

Ну не так уж и быстро. Первый драфт сценария я написал, когда еще не была закончена ЗООЛОГИЯ. Написал-то я его быстро, но потом работал над текстом еще шестнадцать месяцев. Запустились мы прошлым летом, снимали осенью и зимой, весной монтировали и делали постпродакшн. А с документальным фильмом сценарий связан напрямую – я занимаюсь им уже четыре года, сейчас он просто на время отложен в сторону. Во время его съемок мне попалась прекрасная история, в итоге в картину не вошедшая, – о сотрудниках полиции, которые использовали подростков для заработка денег. Так и возник замысел ПОДБРОСОВ.

Вы говорили, что с новым фильмом хотите двигаться в другую сторону. 

Мне кажется, что он заметно отличается от всего, что я делал раньше. В этом фильме совершенно иная изобразительная пластика, раньше я никогда так подробно не работал с оператором, художником – в прежних картинах такая работа была более служебной. На этот раз мы тратили на нее гораздо больше времени, долго выстраивали кадр. Если обычно я работал на 360 градусов, задействовав все пространство и не зная, где актеры окажутся через три минуты, как завершится сцена, то здесь все более выстроено и выверено. Соответственно, и изображение стало другим.

То есть места для импровизации не осталось?

Нет, в какой-то степени я не изменяю себе: в сценарии нет диалогов – и как раз там остается пространство для импровизации, но, наверное, уже в более четко заданных рамках.

В этот раз вы используете графику?

Да, есть какие-то вещи, которые нужно довести до ума – например, заменить фон. Ну и фильм связан с трюками (скажем, герой бросается под автомобиль), что требует графического решения.

Ваш герой страдает от синдрома, который заключается в том, что он не испытывает боли.

Это редкое заболевание: у героя очень завышен болевой порог. Оно проявляется по-разному, и такие люди, как правило, долго не живут – они не могут почувствовать боль даже при разрыве внутренних органов. Я читал о них статьи, смотрел видео, но лично знакомиться не приходилось. Это важная черта героя, я делал на ней акцент, но кино совсем не об этом. В свое время мать оставила Дениса (главный герой) в интернате, и все начинается с того, как она забирает его обратно и они пытаются начать свои взаимоотношения практически с нуля. Но в этой вроде бы семейной истории возникает другой мотив: мать вводит его в мир тех, кто начинает его использовать для заработка. Это не просто рассказ о конкретной группе людей. В целом герой попадает в нашу среду, в его глазах выглядящую не совсем адекватно. Это погружение вначале приносит ему успех, но затем он быстро понимает, что все это как-то неправильно. Иными словами, еще по одному пункту он «супергерой», потому что видит в нашей жизни то, чего не замечаем мы сами: смещенные куда-то вбок, перепутанные нравственные координаты.

И о такой криминально-коррупционной схеме вы узнали, когда снимали документальный фильм?

Да, это криминальная схема, но в ПОДБРОСАХ я пытался возвести ее до образа того, что вообще происходит в наши дни: преступность, коррупция и госслужбы настолько тесно переплетены, что мы сами уже не замечаем, насколько это проело нас изнутри, насколько власть всесильна и насколько беспомощен один маленький человек перед огромной машиной. Я старался создать некое условное пространство, условный город – потому что для меня это не только российская история. Коррупция и бандитизм есть везде, даже в спокойной Норвегии. Человек, вообще оторванный от глобализации, немного по-другому воспринимает нашу действительность.

Вы много питчинговали этот проект (и даже получили приз на Кинорынке Cinemart в Роттердаме), у вас европейские сопродюсеры. Как видят эту историю вне нашей страны: как характерную именно для России или тоже как более универсальную, которая может произойти где-то еще?

Воспринимали и так, и так, но я, конечно, не могу сказать, какой взгляд преобладает. Мне кажется, что наши европейские сопродюсеры, видя в первую очередь, конечно, проблему современной России, подмечают детали, очень схожие с проблемами своих стран. Просто сейчас в нашей стране все это преобладает в такой концентрации, что какие-то вещи накладывают очень зримые отпечатки. А так в целом история, безусловно, мультикультурная. В ней, как в любом кино, существуют в первую очередь люди и их взаимоотношения. Это картина о матери и сыне. И то, что случилось в их биографиях, в основном связано с тем социальным фоном, о котором мы говорим выше.

Но действие все-таки происходит в Москве. Как вы вообще там снимали, особенно то, что связано с дорогами? В городе же это невозможно.

Это очень дорого и очень сложно, у нас были сумасшедшие съемочные дни, потому что перекрытие движения и все подобные вещи требуют больших ресурсов. Поэтому и бюджет получился не такой маленький, но все возможно. Практически весь фильм снят в Москве за исключением небольшой подмосковной части – интерната, в котором находился главный герой. 

На этот раз вы работаете с новыми актерами, которых раньше не снимали.

Не совсем. В фильме есть Наталья Павленкова и Дмитрий Грошев, которые снимались в ЗООЛОГИИ, и Артем Маркарьян из КЛАССА КОРРЕКЦИИ, но в основном актеры, конечно, для меня новые – с ними я познакомился на пробах. 

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» продолжает доминировать в прокате
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 22–28 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках мая
Подробнее
Минкультуры хочет увидеть больше семейных патриотических фильмов в кинотеатрах
Подробнее
В Москве прошла светская премьера фильма «Шпион на всю голову»
Подробнее
«Яндекс» отчитался о финансовых результатах по итогам первого квартала 2024 года
Подробнее
Суд приговорил к семи годам колонии экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову
Подробнее
Okko рассказал о новинках мая
Подробнее
Генерального директора Paramount Global могут отстранить ради слияния со Skydance
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
«Летучий корабль» заработал миллиард в российском прокате
Подробнее
Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой» представил шорт-лист и гостей форума
Подробнее