top banner

Алексей Васясин: «Одна из ошибок индустрии заключается в том, что она строит планы, исходя исключительно из киноконтента»

Автор: Дмитрий Некрасов

6 мая 2019

Исполнительный директор Rambler Group по кинотеатральному направлению − о рынке, конкуренции и фильмах

В конце октября 2018 года Rambler Group объявил о ребрендинге сети «Формула Кино» и «Синема Парк», а также о ее объединении с онлайн-кинотеатром Okko. В середине марта 2019-го в Москве открылся первый кинотеатр под новым брендом – «Кино Okko Афимолл Сити». Следующей площадкой, которую ждет масштабное обновление, станет кинотеатр в столичном торговом центре «Европейский». О скепсисе рынка в отношении ребрендинга сети, изменениях в контентной политике и растущей конкуренции БК расспросил исполнительного директора Rambler Group по кинотеатральному направлению Алексея Васясина.

Хотелось бы начать с итогов 2018 года для сети: как вы их оцениваете? Как изменились показатели бокс-офиса и концешн по сравнению с предыдущим годом?

В целом результаты прошлого года мы расцениваем как удовлетворительные. В течение года мы корректировали планы, но это было связано с тем, что вся индустрия развивалась совсем не так, как ожидалось. Причин для этого было много – и прогнозируемых, и частично прогнозируемых, и вообще не прогнозируемых. К последним можно отнести трагедию в Кемерово. К частично прогнозируемым – масштабы роста пиратства, которые оказались выше предполагаемых, и то, насколько чемпионат мира по футболу отвлек внимание от других видов развлечений. К прогнозируемым можно отнести тот факт, что и Москва, и Санкт-Петербург, и регионы активно развивают зоны развлечения, которые также конкурируют с кинотеатрами. Безусловно, все ожидали, что ситуация в отрасли будет лучше, но рынок просел – и мы вместе с ним. Но сейчас у нас есть поводы для оптимизма. Результаты первых месяцев показывают, что рынок восстаналивается, а мы как его лидеры растем существенно быстрее, чем индустрия. Так, по темпам роста выручки в январе-феврале 2019 года мы в два раза опережали среднеотраслевые показатели. Не последнюю роль в том, что наблюдается восстановление позиций по сравнению с 2018 годом, наверное, играет репертуар.

Как вы оцениваете график релизов на этот год?

Я вообще позитивно смотрю в будущее и хорошо оцениваю репертуарный план на 2019 год. Но плох тот бизнесмен, который не делает выводы из своих ошибок. Одна из ошибок индустрии заключается в том, что она строит свои планы, исходя исключительно из киноконтента. В результате проседание проектов по качеству автоматически приводит к падению рынка. Поэтому мы будем снижать эту зависимость, находить оригинальные решения, которые меньше зависят от кинотеатрального контента. Это может быть фестивальное кино, спортивные и киберспортивные мероприятия или, к примеру, трансляции концертов. Недавний показ концерта корейской группы BTS, на который у нас были проданы все билеты, – очень вдохновляющий пример.

Не так давно стало известно о приходе в объединенную сеть Елены Захаровой. Как вы оцениваете данное кадровое решение? Какие нововведения ожидаются в сети? Какова в таком случае судьба Светланы Ястребовой?

Я очень рад, что Елена присоединилась к нашей команде, потому что это один из лучших специалистов на нашем рынке. Она успешно работала в крупных киносетях и обладает действительно уникальным опытом, который, я уверен, будет полезен для нашего дальнейшего развития. Для нас также особенно важно, что она умеет одинаково хорошо работать как с традиционным контентом, так и с альтернативным. С учетом того, что я говорил о планах по усилению роли альтернативного контента, мы хотели, чтобы оба этих направления развивал один человек – это продуктивно с точки зрения синергий между ними. Светлана приняла решение покинуть нашу команду. Она прекрасный специалист по традиционному контенту, я благодарен ей за сотрудничество и желаю удачи – профессионал такого уровня всегда будет востребован на рынке.

Могли бы вы тогда озвучить планы по развитию альтернативного контента на этот год? Какими вам видятся перспективы этого направления с учетом нового закона о фестивалях?

Планов очень много, с приходом Елены мы их дорабатываем. Но готовы рассматривать все самые смелые и неординарные идеи. Продюсеры и прокатчики могут приходить к нам – если контент интересный, если мы видим в нем потенциал, то обязательно его поддержим. Принятие нового закона усложняет организацию фестивалей, но не закрывает их. Уверен, что в конечном итоге мы построим качественный процесс взаимодействия, история с ГУРВИНЕКОМ и КОРОЛЕВСКИМ КОРГИ – тому подтверждение. Да, мы не всегда соглашаемся с минкультом, у нас есть собственная позиция. Но я благодарен Павлу Степанову за то, что между регулятором и рынком начинает выстраиваться диалог.

В прошлом году был анонсирован ребрендинг сети, в результате чего она должна быть переименована в Okko. На какой стадии сейчас находится этот процесс?

Ребрендинг идет в соответствии с планом. Мы изначально говорили, что это будет довольно долгий процесс, который продлится больше года. Ребрендинг – это не просто смена вывески и логотипа на рекламных материалах, это и пересмотр customer journey, и поиск интересных технологических решений, и многое другое. В марте мы открыли первый кинотеатр под брендом «Кино Okko Афимолл Сити». Если проводить аналогию с профессиональным спортом, то это своего рода зарядка, потому что большинство изменений затронули как раз визуальные элементы. Первой полноценной «тренировкой» будет наш кинотеатр в ТЦ «Европейский». В нем мы сейчас активно прорабатываем customer journey map, делаем интересные с технологической точки зрения вещи – все, что позволит людям увидеть, чем «Кино Okko» отличается от традиционного кинотеатра. В условиях, когда бόльшая часть контента не эксклюзивна, в том числе основные блокбастеры, создавать такие отличия, выделяющие тебя на рынке – важная задача.

Как вы отнеслись к скепсису по поводу идеи ребрендинга сети со стороны рынка?

С воодушевлением, особенно с учетом того, что зрителям и партнерам, которые были на открытии «Кино Okko Афимолл Сити» и после него, обновленный кинотеатр понравился. Вообще, один из главных принципов того, что мы делаем, – вызывать эмоции. Это может быть одобрение или скепсис, но не безразличие. Если нашим клиентам не будет нравиться концепция, мы, конечно, будем готовы ее корректировать. Но мы точно не будем слушать неаргументированные мысли участников рынка. Мы очень тщательно выбирали бренд для объединенной киносети и считаем, что Okko – лучший вариант для тех задач по объединению онлайн- и офлайн-кинотеатров, которые мы перед собой ставим. Бренд Okko, на наш взгляд, расширяет границы традиционного офлайна и вообще отличается от всего, что есть на кинотеатральном рынке. Если сегодня спросить зрителя, какой кинотеатр он предпочитает, он ответит, что ходит, например, в «Океанию» или «Ривьеру», но не сможет назвать кинотеатральную сеть. Наша задача – сделать так, чтобы человек понимал, почему из всех кинотеатров он должен выбрать именно Okko.

Объединенная сеть остается лидером по числу киноплощадок в России, тем временем другие игроки продолжают укрупнение, открывая новые кинотеатры. Как вы оцениваете имеющуюся конкуренцию на рынке? Как относитесь к появлению в России южнокорейской сети CJ CGV, которая хочет занять больше 40 процентов рынка? Каковы ваши планы по увеличению числа экранов на ближайшие несколько лет?

Действительно, мы в два раза опережаем ближайших конкурентов по количеству кинотеатров и экранов. Еще мы безусловные лидеры в части IMAX – у нас больше 55 процентов экранов этого формата. Мы продолжим открывать новые кинотеатры, но в прошлом году приняли совершенно сознательное решение сфокусироваться на настройке существующей мегамашины, которая получилась в результате объединения двух крупнейших киносетей, «Синема Парк» и «Формула Кино», а не на расширении сети, так как считали, что это даст больший эффект в перспективе. Благодаря профессионализму и слаженным действиям команды мы решили все основные задачи и сейчас снова возвращаемся к расширению сети. В этом и в последующие годы планируем открытие новых площадок и ведем активные предметные переговоры по этому поводу. Но при этом мы хотим не просто оставаться лидером по количеству залов или технологий. Наша задача гораздо более сложная и интересная – изменить пользовательский опыт похода в кино. Что касается CJ CGV, то рано оценивать их перспективы. Пока не открылся даже первый кинотеатр, хотя о планах занять 40 процентов рынка они заявили довольно давно. Мы не можем повлиять на чьи-то планы, но можем более эффективно делать собственную работу. Именно этим мы и занимаемся.

В январе стало известно, что объединенная сеть начала тестировать систему абонементов в кино. На каком этапе сейчас находится эта программа? Как вы планируете развивать этот сервис? При этом сеть участвует в программе абонементов «Киноголик». Будете ли вы оставаться в этом приложении или перейдете на свою систему?

Мы ведем техническую доработку абонемента и получаем согласие от всех правообладателей, поскольку у дистрибьюторов есть свои требования по контролю за продажами. Мы прорабатываем связку ЕАИС – «Киноплан», чтобы те данные, которые хочет видеть дистрибьютор, отражались в ЕАИС. Также мы совершенствуем наполнение продукта, чтобы он был максимально полезным и привлекательным для любителей кино. Так, например, в нем могут появиться дополнительные преференции по покупкам в кинобаре или в онлайн-кинотеатре. Что касается «Киноголика», то общее у нас – только слово «абонемент». По сути же у нас будет совершенно другой продукт, который объединит опыт просмотра кино в онлайне и офлайне. Пока планов выхода из программы «Киноголик» у нас нет.

Что вы можете сказать о стоимости билетов – планируете ли менять ценовую политику, подстраиваясь под сегодняшние реалии? На ваш взгляд, поменялись ли предпочтения зрителей в условиях кризиса?

Мы не планируем менять стоимость билетов, но при этом будем внимательно следить за ситуацией на рынке и на нее реагировать. Что касается ценовых предпочтений зрителя, то все зависит от качества продукта. За качественный ожидаемый контент люди голосуют деньгами, выбирая форматы подороже. И наоборот. На мой взгляд, правильнее говорить, что зритель стал более требовательным. Пример – отличный проект «Ночь пожирателей рекламы», который очень качественно «упакован». Если вы спросите людей, нравится ли им смотреть рекламу и готовы ли они платить за это деньги, они ответят «нет». А нравится ли смотреть лучшую в мире рекламу с комментариями профессионального ведущего – скажут «да». У нас как раз стоит задача находить такие нишевые продукты и пытаться их масштабировать.

Какие изменения происходят по линии кинобаров? Меняются ли здесь предпочтения посетителей кинотеатров? В одном из интервью вы говорили, что Rambler Group обновляет кинобары, причем рассматривает разные варианты – и классического кинобара, и самообслуживания, и новые нестандартные. Какие в данном случае могут быть нестандартные решения?

Предпочтения людей в этом плане довольно стабильны: в кинобаре они по-прежнему больше всего любят поп-корн, на втором месте – начос. Но мы постоянно работаем над расширением ассортимента. Например, на запуске «Кино Okko Афимолл Сити» мы презентовали фиолетовый попкорн с черничным вкусом. Он многим запомнился, теперь его можно будет купить в кинобаре. Но также мы вводим и совершенно новые продукты, включая нишевые, наример, для любителей здорового образа жизни. В результате даже на падавшем рынке в 2018 году средний чек в кинобаре рос. Что касается новых форматов, то мы действительно планируем попробовать в одном из наших кинотеатров сделать open bar. Также рассматриваем вариант создать принципиально новые решения из комбинации стандартных и нестандартных. Мы много общаемся с поставщиками, в том числе с Heineken и Coca-Cola, чтобы понять, как можно применить уже существующие на других рынках best practices или найти совершенно новые идеи, которые будут интересны гостям. Мне бы хотелось, чтобы, приходя в наши кинотеатры, они видели, чем мы отличаемся от других.

Возвращясь к теме премиум-форматов: если с популярностью формата IMAX все понятно, то оправдывают ли себя другие, например, LUXE, D-Box, 4DX? Насколько рентабельно применение таких технологий?

Говорить, что они могут встать в один ряд с IMAX, наверное, нельзя. Но такие форматы оправдывают себя с финансовой точки зрения и, что не менее важно, формируют свою лояльную аудиторию. У 4DX, например, есть свои фанаты. Поэтому мы намерены продвигать премиальные форматы, в том числе новые, которые будут интересны зрителям.

А насколько перспективно привлечение новых технологий для развития индустрии кинопоказа? Планируете ли вы более тесно работать с направлением VR?

Мы сотрудничаем с компаниями, которые поставляют VR-решения, и будем продолжать эту работу. Но основную перспективу применения этой технологии в кинотеатре я вижу в более глубокой интеграции контента и VR. В этом мне бы точно хотелось участвовать, так как мне кажется, что за этим будущее. Это то, что обеспечит более глубокое погружение зрителя в кино и станет новым пользовательским опытом.

В прошлом году на базе сети был открыт первый киберспортивный клуб. Планируется ли развитие этого направления? Какую выгоду дает развитие киберспорта кинотеатрам?

Первые результаты проекта c Winstrike подтверждают наше предположение, что киберспортивные корнеры могут быть полезны с точки зрения привлечения потенциальных зрителей в кинотеатры. Когда я как-то раз зашел в будний день в 12 часов в наш кинотеатр в торговом центре «Хорошо!», столы в этом клубе были заполнены на 70 процентов. Эти молодые люди – либо уже существующая, либо будущая наша аудитория. У нас есть много идей и планов по развитию этого направления.

Вы говорили, что в перспективе кинотеатры сети должны превратиться в высокотехнологичные развлекательные хабы. Что они будут включать в себя, помимо киберспортивных площадок?

Мы как раз работаем над наполнением понятия «высокотехнологичный хаб». Наша задача не в том, чтобы максимально насытить технологиями каждый квартатный метр всех своих площадок. Мы хотим, чтобы технологии были интересны аудитории конкретного кинотеатра и стимулировали людей приходить в него как можно чаще, чтобы совместить технологичные развлечения и просмотр кино. Это абсолютно новый пользовательский опыт, поэтому сейчас мы на этапе тестирования различных идей и их сочетаемости. Мы ищем партнеров, чтобы делать с ними пилоты. Если будет успешно – масштабировать, если нет – ничего страшного. Например, хотим начать делать трансляции различных событий. Поэтому просим всех с самыми сумасшедшими идеями приходить к нам, мы готовы выступать своего рода фильтром. Если мы видим в этом потенциал, то будем поддерживать, если нет – честно скажем.

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 25 ноября – 1 декабря 2024 года
Подробнее
Касса России: на вершину проката поднялись «Приключения Паддингтона 3»
Подробнее
Игорь Мишин покидает должность генерального продюсера KION
Подробнее
В Москве состоялась презентация телеканала ТНТ
Подробнее
Okko представил новинки декабря
Подробнее
К 2028 году расходы мировых платформ на неанглоязычный контент могут вырасти на 44%
Подробнее
«Белый слон» объявил шорт-лист номинантов премии
Подробнее
В Минкультуры прошла очная защита документальных фильмов
Подробнее
Объявлены победители Gotham Awards 2024
Подробнее
Стартовал 3-й Открытый российский фестиваль авторского кино «Зимний»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Приключения Паддингтона 3» возглавили прокат
Подробнее
Новинки декабря в онлайн-кинотеатре Start
Подробнее
В шорт-лист номинантов «Премии Рунета 2024» вошло 26 проектов, созданных при участии ИРИ
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 5–8 декабря 2024 года
Подробнее
Стартовал прием заявок на XII премию АПКиТ
Подробнее
Международная касса: «Моана 2» легко возглавила как международный, так и мировой прокат
Подробнее
Официальная касса России: самый прибыльный медведь года
Подробнее
Предпродажи уикенда: среди новинок вперед вырвались «Маша и медведь. Парк чудес» и «Звезды в Сибири»
Подробнее
В Москве прошла конференция ConTech 2024
Подробнее
В Москве состоялась светская премьера новогодней комедии «Совсем ошалели»
Подробнее