top banner

Арман Яхин: «Работы сейчас так много, что мы вынуждены отказываться от большого количества предложений»

Автор: Павел Гайков

9 августа 2021

Основатель и глава студии визуальных эффектов Main Road Post рассказал об уроках ковидного года и критике фильмов «Майор Гром: Чумной доктор» и «Вратарь Галактики»

Пандемия коронавируса нанесла одинаково серьезный удар как по кинопрокату, так и по производителям, в том числе тем, кто занимается визуальными эффектами. Основатель и глава одной из крупнейших и наиболее успешных в мире отечественных студий визуальных эффектов Main Road Post Арман Яхин рассказал БК об уроках ковидного года, критике фильмов МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР и ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ, а также о том, почему в его компании нет и никогда не будет HR-отдела.

Арман, в ваших интервью годичной давности, которые выходили в разгар карантина, читалось, как и во всем вокруг тогда, скорое приближение апокалипсиса. Как обстоят дела на рынке и конкретно у Main Road Post сейчас?

Год был очень тяжелый, по нам пришелся довольно сильный удар. Вся подушка безопасности, накопленная за годы существования компании, была сожжена, но мы решили не сокращаться и не увольнять никого, а пробиваться вместе. В тот момент мы, как и все, не понимали, куда все движется, но смогли сгруппироваться и исследовать соседние области. Мы поработали в рекламе, в музеях – с проекционными экранами, а также с сериалами и веб-сериалами. Наконец, был МАЙОР ГРОМ. У нас никто ничем не делится, все доносится через слухи, но я знаю, что в целом рынок потрясло очень сильно. Зато сейчас работает эффект отложенного спроса: продюсеры долго сидели без дела, но теперь уже деваться некуда – нужно снимать, поэтому сейчас запускается много проектов. У нас в предпроизводстве вновь крупные кинопроекты, и рабо-
ты так много, что мы вынуждены отказываться от большого количества предложений – к сожалению или к счастью.

Почему отказываетесь? Почему не расширяете команду, не масштабируете производство?

Наша организационная структура – не про конвейер, а про долгий сбор команд. Далеко не всем подходят принципы, по которым мы работаем, поэтому мы решили расширяться потихоньку, без резких движений. К тому же прошлый год показал, что все может резко закончиться, и этот страх до сих пор существует. У нас в принципе небольшая индустрия, в которой работает не так много специалистов. И если раньше у нашей компании были ресурсы и возможности принимать студентов и долго воспитывать их, то сейчас этого нет. Не в последнюю очередь – из-за удаленки. А уровня тех, кто, допустим, только-только закончил киношколу, нам недостаточно.

Как в таком случае вы находите себе новых сотрудников?

У нас в компании нет HR-департамента, но сам по себе HR как процесс, конечно, существует. Мы сами занимаемся рекрутингом, в этом участвует группа сотрудников, организовавших так называемую лигу рекрутинга. Это ребята, которые изъявили желание принимать участие в собеседованиях и помощи в адаптации новых работников. Им в обязательном порядке помогает наш психолог. И я. Человеку, который хочет у нас работать, достаточно прислать письмо на hr@mrpost.ru, и если нам будет интересно поговорить с ним, то мы проведем несколько этапов собеседований. Психолог нужен на них для того, чтобы помочь и соискателю, и нам понять, подходим ли мы друг другу. Дело в том, что у нас в структуре компании много свободы, но она требует большой ответственности и навыков коммуникации – софт скиллов. Кому-то это тяжело, кто-то это не очень понимает. К тому же команды у нас разные, у каждой свой темперамент. Но мы никогда не ищем людей под роль или функцию. Мы ищем единомышленников, готовых двигаться вместе с нами и помогать друг к другу в нашей «песочнице».

Как вы сами оцениваете результаты фильмов МАЙОР ГРОМ: ЧУМНОЙ ДОКТОР и ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ?

Повторюсь, год был адский. Практически все фильмы провалились в прокате. Это печально, но такова объективная реальность. Ситуация менялась каждую неделю, кинотеатры то открывались, то закрывались, даты постоянно сдвигались. Сейчас мы можем увидеть, что тогда принимались трагические решения. При этом МАЙОР ГРОМ был продан Netflix. Не думаю, что эта сделка всерьез помогла закрыть финансово такой большой проект, но сам факт того, что отечественное кино и сериалы пробивают cвою дорогу за рубеж – это круто!

Так, может быть, имеет смысл сразу ориентироваться на глобальную аудиторию? Нужны ли вообще России большие CGI-проекты, если можно стремиться к международной копродукции и универсальному зрителю?

Я думаю, что любой продюсер и так пытается выходить на глобального зрителя. Но это долгая история – многолетняя стройка, в которой, к сожалению, не обойтись без неудач. Да, это тяжело, это фрустрирует создателей, а кто-то еще и отвечает за неудачи деньгами. Но этот долгий процесс явно дает результат. Российское кино начинает обозначаться в мире, его начинают больше смотреть в разных местах, в том числе и благодаря Netflix. Примечательно, что СПУТНИК тоже создавался для кинопроката, но когда прокат был свернут, он смог успешно выйти онлайн и стал первым российским фильмом в топ-5 американского iTunes. Не знаю, что это дало создателям в финансовом плане, но это точно правильная дорога.

Почему, на ваш взгляд, российский зритель с большим скепсисом относится к российским фантастическим проектам?

Просто мы живем сегодня в таком мире, где негативные отзывы вызывает вообще любой проект. Ладно наш, российский зритель всегда был жесток и беспощаден, нам все время от него достается. Но теперь и в Америке зрители пишут негативные отзывы абсолютно по каждому блокбастеру. Чем старше я становлюсь, тем больше прихожу к мнению, что мейнстрима – объективно успешных проектов – уже нет, за исключением, может быть Marvel и Disney. Но они такие одни. В мире образовалось большое количество пузырей, в которых формируются люди со своим вкусом. Мы видим, что Netflix создает много разных фильмов для самой разной аудитории, и у них почти всегда находится свой зритель. У любого самого плохого фильма всегда найдется своя публика. Но самый плохой фильм – это, видимо, все-таки субъективное понятие. И поэтому мы живем в мире огромного разнообразия. 

И при этом на защите компаний-лидеров в Фонде кино – одни заявки на масштабные и дорогие блокбастеры... 

Такое бесстрашие продюсеров и меня самого удивляет. В конце концов, эти люди рискуют не только государственными – но прежде всего своими деньгами. С другой стороны, в прошлом году на Key Buyers Event я слышал от одного из представителей Netflix, что у нас в стране очень сильная техническая часть, и поэтому нам надо делать фантастику и сказки. Мне стало тогда приятно, потому что в каком-то смысле в таком представлении о рынке есть и наша заслуга.

Как вы анализируете проект, с которым к вам приходят? Что для вас важнее – имена создателей, сценарий, грамотно оформленная заявка?

Есть те, с кем мы давно работаем, кого мы хорошо знаем и с кем нам комфортно. Большой проект с обилием графики – это всегда тяжелый процесс, где многое может не получаться. Тут по-другому не бывает, это область исследований и экспериментов. Всегда хочется, чтобы партнер тоже понимал это, поэтому мы стараемся не работать с теми, кому в процессе приходится что-то напряженно доказывать, с теми, кто постоянно «гнобит» тебя, если что-то не получается. Когда к нам приходит новый клиент, мы проводим бэкграунд-чек – собираем отзывы об опыте сотрудничества. Если мы ошибемся, то заплатим за это своей кровью. В большом кино режиссеры часто, ставя себя во главу процесса, забывают, что лидер – это не тот, кто на всех орет, а тот, кто помогает другим реализоваться в рамках общей большой идеи. Кино – это коллективный труд, и хочется, чтобы все это понимали.

Сотрудничаете ли вы сейчас с иностранными клиентами и подрядчиками?

Да, время от времени. Я не могу раскрывать конкретные имена, но это представители разных стран – Китая, США, Канады, Европы. Недавно мы завершили процедуру сертификации Trusted Partner Network (TPN) и получили подтверждение, что наша организация подходит под все требования безопасности, включая информационные. Это поможет нам наладить работу с большими западными компаниями. Я много лет занимаюсь процессом выстраивания международных партнерских отношений, у меня были разные идеи, как их наладить, и я пришел к выводу, что по-любому это всегда случайность. Главное – постоянно вести работу: отправлять за границу свои материалы, показывать шоурилы. Сейчас у нас есть свой представитель в Лос-Анджелесе, который уже год пытается наладить партнерство с Голливудом – но и там тоже год был сложный, со своим локдауном.

Работаете ли вы с иностранными фрилансерами? И если да, то как организована эта работа?

Да, у нас есть очень хорошая международная команда аниматоров. Мы опробовали ее еще на ВРАТАРЕ ГАЛАКТИКИ, где супервайзером анимации был американец Джош Райли. С ним и его командой мы потом сделали ВТОРЖЕНИЕ, СПУТНИК и продолжаем работать. Сейчас вместе собираемся взяться за новый большой проект. Как я понял, почти все крупные западные аниматоры – фрилансеры. Кто-то из них работал с Sony Pictures Imageworks, кто-то – с Blizzard, кто-то – с ILM, они все время кочуют по компаниям и переезжают с места на место – мы видим это по переписке. Как только у нас запускаются новые проекты, мы тоже приглашаем их. Есть целые готовые команды, которые можно подключать по мере необходимости.

Можно ли из таких команд создать целиком виртуальный Main Road Post и отказаться навсегда от офиса и локальной привязки?

Невозможно. Мы все время экспериментируем с изображением и технологиями. Эта работа сосредоточена на студии, а пока что синергия обсуждающих и придумывающих людей возможна, только если все физически находятся рядом. Может быть, в будущем суперинтернет сможет это преодолеть, не знаю.

Кстати, как у вас сейчас обстоят дела с удаленкой? Кто как работает?

Мы отправили на удаленку треть из непривитых сотрудников. Меня удивляет, что в нашей компании, где мы много экспериментируем и где наши исследования носят в том числе научный характер, есть те, кто не очень верит в прогресс. Я специально приглашал к нам в студию врача-реаниматолога, который полтора года работал в «красной зоне», и он рассказывал об опасностях коронавируса, объяснял, как работает вакцина.

Я думаю, что дело тут не столько в вере в прогресс, сколько в доверии...

Да, у нас в стране low trust society – общество с низким доверием. Но у нас также прекрасные ученые и замечательная вакцина!

У Main Road Post был еще очень красивый опыт сотрудничества с игровой индустрией. Этот этап остался в прошлом?

Да, с играми мы пока не работаем, это совсем другая история. Но с прошлого года всерьез задумались о создании собственного контента – своей интеллектуальной собственности. Мы пишем сами, привлекаем сценаристов и других партнеров. Сделали тизеры двух анимационных сериалов для взрослой аудитории и написали сценарий еще одного, решив двигаться в сторону самостоятельного продюсирования. Как и были, мы остаемся прежде всего сервисной компанией и будем создавать визуальные эффекты для кино – но теперь еще и с направлением развития собственного контента. И у меня есть свой проект, который я пишу долго, медленно, но дело потихоньку движется. Никто из тех, кого я знаю, не пытался делать плохое кино, поэтому и мне тоже кажется, что должно получиться круто. Но учитывая все, о чем я говорил выше, обязательно найдутся и те, кому это не понравится.

Самое читаемое

«Дюна» не смогла побить постковидный рекорд сборов первого дня в России
Подробнее
«Дюна» установила постковидный рекорд сборов стартового уикенда в России
Подробнее
«Искушению» Пола Верховена отказано в выдаче прокатного удостоверения в России
Подробнее
Питчинг дебютов в Министерстве культуры РФ: День первый
Подробнее
Трейлеры новинок уикенда: у «Дюны» третий результат среди фильмов 2021 года
Подробнее
«Дюна» – новый блокбастер сентября
Подробнее
Питчинг дебютов в Министерстве культуры РФ: День второй
Подробнее
Касса четверга: «Дюна» не обновила постковидный рекорд по сборам в первый день проката
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Дюна» нацелилась на рекорд
Подробнее
Новым исполнительным директором Capella Film назначена Вера Фетищева
Подробнее
Кристофер Нолан уходит к Universal
Подробнее
Экспертный совет Минкультуры выбрал 8 неигровых дебютов, рекомендованных к получению господдержки
Подробнее
Comic Con Russia 2021 перенесен
Подробнее
Питчинг дебютов в Министерстве культуры РФ: День третий
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Дюна» уверенно возглавила прокат
Подробнее
Минкультуры назвало причину отказа в выдаче прокатного удостоверения «Искушению» Пола Верховена
Подробнее
IVI заключил first-look deal с Алексеем Казаковым
Подробнее
Лаборатория «Ленфильм-дебют» начинает отбор проектов
Подробнее
«Российский кинобизнес» начинает отбор фильмов в программу #Поиск 
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 16−19 сентября
Подробнее