Дмитрий Литвинов: «Аудиторию авторского кино в России спокойно можно увеличить в три раза»
БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России
Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.
Главный редактор БК Юлия Шампорова поговорила с продюсером Дмитрием Литвиновым для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.
Я считаю, что в этом контексте стоит говорить о синергии всей вертикали индустрии. Требуется приучить публику к просмотру авторского и фестивального кино подобно тому, как это произошло в Европе, а в частности, во Франции. Синергия индустрии, если разбирать ее по блокам в вертикальном кейсе, должна выглядеть следующим образом: кинотеатры должны проводить событийные показы, тем самым работая с аудиторией на местах. Эти самые событийные показы должны привлекать не только ядро аудитории кинотеатров, которая приучена к просмотру данного контента, но и находить новую, молодую публику. Ее стоит искать в тех местах, где эта аудитория обитает. Это осуществляется через различные образовательные программы в вузах, чтение лекций и прочую деятельность, которая направлена на развитие культуры в регионе и открытие новых горизонтов для молодой аудитории. За счет этого растет количество зрителей, которые понимают, почему кино является искусством. Это, понятно, обычно проводится при поддержке администраций регионов. И я очень рад, что сегодня в большом количестве городов проводится масса различных фестивалей при поддержке губернаторов, что развивает ситуацию в нужном нам направлении.
Следующее звено в данной цепочке – дистрибьютор. Необходимы правильно разработанные маркетинговые стратегии, как именно работать с артовыми картинами каждому из кинотеатров и прокатчиков. Необходимо организовывать на региональных площадках, готовых работать с таким контентом, приезды звезд, чтобы создавать событийность конкретных показов и конкретных фильмов в регионе. На приезд всегда подтягиваются региональная пресса, телевидение, благодаря чему создается определенное инфополе в конкретном городе, и это, безусловно, является драйвером для информирования аудитории о данных картинах.
Наконец, государство через определенные инструменты может поддерживать площадки с арт-контентом. Например, через Фонд кино оно обеспечивает дистрибьюторам, прокатывающим кино в поддерживаемых фондом кинотеатрах, минимальную гарантию, покрывающую стоимость доставки контента и рекламных материалов в городах с населением менее 100 тысяч человек. Таким образом, мы развиваем смотрение арт-кино в регионах.
Что касается телеканалов, то необходимо вернуться к практике, например, «Закрытого показа» на Первом канале с обсуждением фильма, показываемого в эфире. Очень важно то, что сегодня делает «Пятница!» в этом направлении. Они делают ставку на показ больших подборок фильмов определенных режиссеров. Возможно, в будущем они начнут работать и по подборкам российских режиссеров. Первый канал и ВГТРК сегодня имеют опробованную схему работы с блокбастерами. Не всегда их схема «выстреливает» с другим видом фильмов, как это было с 1993 и СНЕГИРЕМ. Но, я боюсь, без ВГТРК у этих фильмов не было бы даже имеющихся цифр. Зрители сегодня отучены от такого рода контента. Все мы понимаем вклад телеканалов «Культура», «Россия 1» и всего холдинга в поддержку 1993. Первый канал на данный момент не поддерживает подобный контент. Но было бы здорово, чтобы все больше игроков целенаправленно выстраивали цепочку реализации прав таким образом, чтобы фильм изначально поддерживался телеканалами в прокате, потом, после выхода на VОD-платформе, в конечном итоге оказывался, например, в «Закрытом показе». Важно, чтобы вся цепочка демонстраторов, начиная с кинотеатров и заканчивая платформами и ТВ, вносила значимый вклад в продвижение проектов. Такое происходит, когда платформы и телеканалы имеют доли в проектах, выступая их сопродюсерами и соинвесторами. В таком случае они вкладывают свои информационные ресурсы и прочие свои мощности в данную цепочку.
И синергия всех упомянутых мною факторов рано или поздно приведет к тому, что мы раскачаем умную аудиторию. Пусть через десять лет, но мы придем к подобию французской или корейской модели, то есть к такой схеме, которая позволяет гораздо эффективнее, чем сейчас, прокатывать авторское кино. Как пример я могу привести КЕНТАВР, у которого Okko был в доле. На промо данной картины он дал свои дополнительные мощности, так как ему было важно, чтобы эта картина заметно прошла, что в итоге и получилось в рамках заявленного жанра.
Если мы хотим стремиться к французской модели, важно помнить, что во Франции доступ на телевидение разрешен очень ограниченному количеству иностранных картин. Слот Canal+ является практически единственным для этого. Во-вторых, отчисления от проката голливудских картин идут во Франции во множество внебюджетных фондов, которые потом направляются в Unifrance или другие фонды, а они потом направляют их на поддержку французских картин, а том числе на их продвижение. Как мы знаем, Unifrance тратит огромные средства на продвижение французского кино по всему миру.
Принято считать, что аудитория авторского кино в России уже долгие годы остается на отметке в 200 тысяч человек, но при этом с ней никто планомерно не работает. Особенно это касается молодежи больших городов, которой интересно погружаться в детали авторского кино как искусства. Я считаю, этот потенциал не выработан. По моим оценкам, аудиторию в 200 тысяч совершенно точно можно увеличить минимум в три раза. Для этого и нужно сформировать цепочку, где будет и поддержка государства, и поддержка всех игроков рынка, что и вызовет синергетический эффект. Абсолютно все участники цепочки должны отдавать себе отчет, что они целенаправленно растят новую умную публику. Синергия способна вызвать эффект, когда один плюс один дает три.
Я не разделяю точку зрения, что авторское кино нужно смотреть только онлайн. Для многих зрителей это является полноценным хобби, когда они приходят, смотрят авторское кино на большом экране, потом участвуют в обсуждении. Мы, приезжая на фестивали, делаем все то же самое, но просто изнутри индустрии. Но другим зрителям также хочется это смотреть и потом сравнивать, находить метафоры, заимствования и аллегории в этих фильмах.
Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.
Фото: Ксения Угольникова