top banner

Михаил Местецкий: «Очень важно, чтобы в сегменте авторского кино появлялись свои блокбастеры»

Автор: Юлия Шампорова

23 октября 2023

БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России

Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.

Главный редактор БК Юлия Шампорова побеседовала с режиссером Михаилом Местецким для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.

Прокат нашего фильма ГОД РОЖДЕНИЯ как раз сможет показать, могу ли лично я что-то сделать, чтобы изменить текущую ситуацию и расширить аудиторию авторского кино. На нашем фильме мы совершили много шагов навстречу зрителю. Мы целенаправленно старались не замыкаться в сумрачном артхаусном гетто, а хотели, наоборот, вырваться из него и быть открытыми, интересными, яркими. Но при этом не терять свой голос, стиль.

Безусловно, сегодня современная кинотеатральная аудитория очень юная. Взрослые и вдумчивые зрители сидят дома. Они выбирают возможность включить домашний кинотеатр и спокойно посмотреть новый фильм своего любимого режиссера-автора на диване. Такая диванная опция, конечно, бьет по прокату взрослого вдумчивого кино. Но амплитуда авторского кино ведь очень широкая. Можно снять сложное кино, которое потребует сосредоточения и тишины, или будет смущать тебя как зрителя, и тебе неловко будет смотреть его среди других людей. А может быть фильм не менее сложный, не менее авторский, но прекрасно подходящий для коллективного просмотра. Такой фильм-концерт, где кайф именно в том, что ты не один, а вместе с кем-то, в коллективном вайбе. Например, фильмы Кустурицы я лучше посмотрю в кинотеатре, и атмосфера, создаваемая его картинами в кинозале, мне помогает. Вот и наш фильм тоже надо смотреть в кинотеатре. Мы изначально хотели этого – и кажется, у нас получилось.

И второе, что крайне важно для зрительского успеха такого рода кино, – правильная дистрибуция. И здесь очень помогают фестивали. Любой фестиваль – всегда один из ключевых механизмов дистрибуции авторского кино, если не самый ключевой. Это не ярмарка тщеславия. Если ты производишь вкусные пирожные, тебе нужна кондитерская, в которую их нужно привезти, для пирожных нужен прилавок. А иначе все эти сладкоежки просто о тебе не узнают. На фестивали приезжают как журналисты, работающие в крупных изданиях, так и ведущие телеграм-каналов, которые превратились в полноценные небольшие медиа. В итоге на фестивалях происходит перекрестное «опыление», как творческое, так и в плане промо.

И очень важно, чтобы в сегменте авторского кино появлялись свои блокбастеры. То есть фильмы, которые привлекают не только целевую аудиторию арт-кино, но и более широкую публику. Это фильмы вроде АРИТМИИ и СНЕГИРЯ Бориса Хлебникова, ВЕРНОСТИ Нигины Сайфуллаевой, картин Анны Меликян и многие другие. Это фильмы, которые посылают зрителям сигнал, что авторское кино – это не страшно и интересно, это тот контент, который доставляет удовольствие думать. Я бы очень хотел, чтобы наш ГОД РОЖДЕНИЯ стал таким локомотивом для сборов авторского кино. Сейчас все карты у нас на руках, но это всегда лотерея и игра. 

Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.

Фото: Ксения Угольникова

Самое читаемое

«Централ Партнершип» представил фильмы на 2026-2027 годы
Подробнее
«Comic Con Игромир» объявил полную программу фестиваля
Подробнее
Фильмы – победители Дальневосточной кинопремии покажут в Москве
Подробнее
Фестиваль «Дни короткометражного кино» объявил конкурсную программу
Подробнее
Фестиваль «Дни короткометражного кино» проведет питчинг микродрам и презентацию киноиндустрии Турции
Подробнее
Телеканал ТВ-3 представил проекты сезона 2025-2026 годов
Подробнее
«Газпром-Медиа Холдинг» готовит полнометражный фильм об Эмиратах
Подробнее
Paramount предприняла попытку враждебного поглощения Warner Bros.
Подробнее
Касса четверга: «Невероятные приключения Шурика» в лидерах
Подробнее
Объявлены номинанты на «Золотой глобус»
Подробнее
Джонни Депп спродюсирует англоязычную экранизацию «Мастера и Маргариты»
Подробнее
Студия KIONFILM готовит экранизацию «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина
Подробнее
Институт кино НИУ ВШЭ и студия CGF запускают курс «Введение в визуальные эффекты»
Подробнее
Disney инвестирует $1 млрд в OpenAI
Подробнее
Стала известна дата церемонии вручения премии АПКиТ в 2026 году
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Волчок» возглавил прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 11-14 декабря
Подробнее
Предпродажи уикенда: впереди всех «Невероятные приключения Шурика» и «Три кота»
Подробнее
Касса России: «Волчок» оказался в лидерах
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 11–14 декабря
Подробнее