top banner

Михаил Местецкий: «Очень важно, чтобы в сегменте авторского кино появлялись свои блокбастеры»

Автор: Юлия Шампорова

23 октября 2023

БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России

Что такое российское авторское кино в нынешней ситуации турбулентности и абсолютной непредсказуемости? Реально ли привлечь отечественного зрителя на просмотр такого кино в кинотеатры? Или это невозможно и лучше прокатывать арт-кино сразу онлайн? Какие меры поддержки требуются продюсерам, режиссерам и кинотеатрам, которые занимаются арт-кино и арт-мейнстримом? БК инициирует большой индустриальный разговор о том, как будет выживать авторское кино в современной России.

Главный редактор БК Юлия Шампорова побеседовала с режиссером Михаилом Местецким для того, чтобы понять, что нужно предпринять, чтобы российское арт-кино обрело зрителя и прокатчика.

Прокат нашего фильма ГОД РОЖДЕНИЯ как раз сможет показать, могу ли лично я что-то сделать, чтобы изменить текущую ситуацию и расширить аудиторию авторского кино. На нашем фильме мы совершили много шагов навстречу зрителю. Мы целенаправленно старались не замыкаться в сумрачном артхаусном гетто, а хотели, наоборот, вырваться из него и быть открытыми, интересными, яркими. Но при этом не терять свой голос, стиль.

Безусловно, сегодня современная кинотеатральная аудитория очень юная. Взрослые и вдумчивые зрители сидят дома. Они выбирают возможность включить домашний кинотеатр и спокойно посмотреть новый фильм своего любимого режиссера-автора на диване. Такая диванная опция, конечно, бьет по прокату взрослого вдумчивого кино. Но амплитуда авторского кино ведь очень широкая. Можно снять сложное кино, которое потребует сосредоточения и тишины, или будет смущать тебя как зрителя, и тебе неловко будет смотреть его среди других людей. А может быть фильм не менее сложный, не менее авторский, но прекрасно подходящий для коллективного просмотра. Такой фильм-концерт, где кайф именно в том, что ты не один, а вместе с кем-то, в коллективном вайбе. Например, фильмы Кустурицы я лучше посмотрю в кинотеатре, и атмосфера, создаваемая его картинами в кинозале, мне помогает. Вот и наш фильм тоже надо смотреть в кинотеатре. Мы изначально хотели этого – и кажется, у нас получилось.

И второе, что крайне важно для зрительского успеха такого рода кино, – правильная дистрибуция. И здесь очень помогают фестивали. Любой фестиваль – всегда один из ключевых механизмов дистрибуции авторского кино, если не самый ключевой. Это не ярмарка тщеславия. Если ты производишь вкусные пирожные, тебе нужна кондитерская, в которую их нужно привезти, для пирожных нужен прилавок. А иначе все эти сладкоежки просто о тебе не узнают. На фестивали приезжают как журналисты, работающие в крупных изданиях, так и ведущие телеграм-каналов, которые превратились в полноценные небольшие медиа. В итоге на фестивалях происходит перекрестное «опыление», как творческое, так и в плане промо.

И очень важно, чтобы в сегменте авторского кино появлялись свои блокбастеры. То есть фильмы, которые привлекают не только целевую аудиторию арт-кино, но и более широкую публику. Это фильмы вроде АРИТМИИ и СНЕГИРЯ Бориса Хлебникова, ВЕРНОСТИ Нигины Сайфуллаевой, картин Анны Меликян и многие другие. Это фильмы, которые посылают зрителям сигнал, что авторское кино – это не страшно и интересно, это тот контент, который доставляет удовольствие думать. Я бы очень хотел, чтобы наш ГОД РОЖДЕНИЯ стал таким локомотивом для сборов авторского кино. Сейчас все карты у нас на руках, но это всегда лотерея и игра. 

Все интервью в рамках спецпроекта доступны по ссылке.

Фото: Ксения Угольникова

Самое читаемое

Касса четверга: «Кракен» вновь возглавил прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал фильм ужасов «Оно. Новая глава»
Подробнее
Премия ТЭФИ объявила номинантов за 2024 год
Подробнее
Праздничное эхо: итоги российского онлайн-проката в марте и в первом квартале 2025 года
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 21–27 апреля 2025 года
Подробнее
Глава Netflix вновь выступил против кинотеатральной модели
Подробнее
Премия кинооператоров «Белый квадрат» назвала лауреатов за 2024 год
Подробнее
РОСКИНО начало прием заявок на участие в Шанхайском международном кино- и ТВ-рынке
Подробнее
Касса России: «Денискины рассказы» стартовали с третьей строчки
Подробнее
«Яндекс» отчитался о финансовых результатах по итогам первого квартала 2025 года
Подробнее
Режиссер «Аноры» начнет съемки нового фильма этой осенью
Подробнее
В Таиланде стартовал Фестиваль российского кино
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Кракен» во второй раз возглавил прокат
Подробнее
Предпродажи уикенда: «В списках не значился» превзошел «Воздух»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 1–4 мая
Подробнее
Каннский кинофестиваль объявил состав жюри
Подробнее
В Следственном комитете появится совет по культуре
Подробнее
В Premier и Rutube провели ряд назначений на руководящие должности
Подробнее
Фестиваль «Новое движение» представил деловую программу
Подробнее
Следственный комитет проверит информацию о нарушениях в отношении «Ленфильма»
Подробнее