top banner

Екатерина Бордачева: «Одна из основных задач «Российского кинобизнеса» – поддержка импорта зарубежного контента на российский рынок»

Автор: Рая Башинская

22 ноября 2021

Генеральный директор и креативный продюсер «Российского кинобизнеса» рассказала о новых направлениях развития форума и о том, как он пройдет в декабре

С 6 по 9 декабря в Москве пройдет международный Кинорынок и форум «Российский кинобизнес». Конвент не только обновил название, но и приобрел новых партнеров. В этом году он впервые пройдет при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы, Департамента культуры Москвы и сети кинотеатров «Москино». Кроме новых партнерств, Кинорынок с этого года развивает международные коммуникации – в июле «Российский кинобизнес» принял участие в работе Marche du Film. 

На фоне ухудшения эпидемиологической ситуации и завершившегося локдауна расскажите, пожалуйста, как будет проходить форум?

Форум состоится в традиционном офлайн-формате. При этом ряд мероприятий деловой программы мы будем транслировать на официальном сайте форума Filmmarket.pro. Особым условием проведения станет зона COVID Free, что позволит нам сохранить стопроцентную заполняемость на площадке и в залах.

Уточните, пожалуйста, что значит «зона COVID Free»?

В дни работы форума на стойках аккредитации при получении бейджа вместе с документами, удостоверяющими личность, необходимо будет предъявить сертификат о вакцинации и QR-код. Участники, не прошедшие вакцинацию, смогут аккредитоваться и принять участие в мероприятиях Кинорынка при предъявлении отрицательного теста на антиген (действует в течение 48 часов с момента сдачи теста) или ПЦР (действует в течение 72 часов с момента сдачи теста), а также справки об отводе от вакцинации для переболевших. Все данные должны отображаться в государственных электронных базах.

Насколько возможен вариант, что форум перенесется или будет отменен? Почему вы решили все-таки остаться на начале декабря?

Отмена маловероятна и возможна только при условии введения новых ограничений, которые создадут существенные препятствия для проведения Кинорынка. Конец ноября – начало декабря – традиционный период проведения зимней сессии, когда у индустрии появляется возможность оценить проекты «новогодней битвы» и наметить репертуарный план будущего года. На сегодня к нам все больше приходит заявок от кинотеатров из регионов России и из стран СНГ, идет активная фаза подготовки, программа становится насыщеннее событиями – все это добавляет оптимизма и желания работать.

Форум впервые пройдет при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития и Департамента культуры Москвы. Как сложилось это сотрудничество?

За время пандемии и вынужденной приостановки деятельности, как ни странно в таких условиях, мы думали о расширении формата проведения форума, искали новые возможности и новых партнеров. Генеральный директор «Москино» Наталья Мокрицкая предложила нам рассмотреть возможность сотрудничества с ее киносетью. И мы нашли взаимопонимание в плане проведения параллельной программы форума, поддерживающей независимые кинопроекты, в том числе региональное кино, образовательной и деловой программы. В рамках форума заявлены мероприятия, проходящие на площадках «Москино», а основная программа состоится в уже знакомом нам Цифровом деловом пространстве, входящем в структуру Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы.

Какие у вас ожидания от Цифрового делового пространства? Его критиковали за тесноту. Как решат эту проблему сейчас? Почему вы отказались от проведения форума в Центре международной торговли, который всем нравился?

Я хочу искренне поблагодарить коллег из конгресс-центра ЦМТ. Мы вместе провели такой сложный весенний Кинорынок, остаемся добрыми коллегами и всегда открыты друг другу для новых проектов. В апреле этого года базовый зал «Амфитеатр» на 500 мест, как и теперь, мог быть заполнен лишь на 50 процентов, это 250 мест. Чтобы превратить конгресс-зал в приближенный к стандартным требованиям кинозал на 800 мест, с гребенкой и акустическим окружением, нужен совершенно нереализуемый на сегодняшний момент объем финансовых вложений. Ни мы, ни наши партнеры не готовы сейчас к подобным решениям. Поэтому при содействии «Москино», Департамента предпринимательства и инновационного развития и Департамента культуры Москвы мы вернулись в Цифровое деловое пространство. При условии организации зоны COVID Free площадка способна принять около тысячи участников одновременно. Большой зал рассчитан на 650 мест, малый – на 70–100 мест, аудитории и лектории – более чем на 400 мест. Критика справедлива в моменте и в конкретных обстоятельствах. В 2019 году мы собрали беспрецедентное количество участников – 1491 человека. Случилось это в том числе благодаря образовательной программе Фонда кино, которая привлекла более 200 новых участников – представителей кинопоказа из разных регионов России. Также на прирост повлиял новый подход к проведению форума – от организации мероприятия до ценообразования. Как было заявлено в сентябре, сейчас мы отказались от стандартной застройки и организуем максимально возможное число зон для общения на первом и втором этажах. Уверена, что участники оценят наше решение.

Кто из дистрибьюторов будет проводить презентации на форуме? Как в целом идут переговоры с прокатчиками?

Заявленная нами предварительная программа актуальна на текущий момент. С каждой из прокатных компаний мы находимся уже на следующих уровнях подготовки – заключение договоров, технические вопросы, маркетинговые активности и прочее. За последние дни существенные изменения произошли только в составе независимых дистрибьюторов. Восемь компаний проведут презентации. Из четырех мейджоров трое подтвердили участие на нашей площадке. Walt Disney Studios, Universal Pictures Russia заявились в формате презентации и показа фильма. Sony Pictures покажет кино. Мы ведем переговоры как с крупными, так и с независимыми дистрибьюторами о специальных и выездных мероприятиях.

В предыдущем интервью вы говорили о том, что прокатчики теперь прежде всего делают упор на показе какого-нибудь фильма. Известно ли уже, какие картины можно будет посмотреть?

Заявлено пять показов фильмов от дистрибьюторских компаний. Еще пять независимых проектов отобрано в программу #Поиск, в том числе новые картины стран Центральной Азии. Программа подвижная, изменения возможны.

Каковы ваши ожидания по количеству участников?

Без неоправданных амбиций, основываясь на опыте, аналитике и профессиональной интуиции, предполагаю, что приедет свыше 700 участников.

Как в этом году обстоят дела с ценами на аккредитацию? Какие преимущества будут у аккредитации за полную стоимость?

Третий год мы сохраняем крайне лояльную и взвешенную ценовую политику. Она дает возможность принимать участие в наших мероприятиях самым разным категориям – и бюджетным организациям, и предпринимателям, и начинающим игрокам.

Изменился ли как-то бюджет этого форума по сравнению с предыдущим?

Поддержка города дала нам возможность снизить затраты на аренду помещений и перераспределить эти средства на другие статьи, кейтеринг для участников и обустройство индустриальной зоны. И главное – на пополнение парка кинооборудования.

Какие темы преимущественно будут разбираться в рамках деловой программы? На чем вам хотелось бы сделать акцент?

Мы будем обсуждать букинг с точки зрения психологии профессии и компетенций будущего. С такой стороны об этой специальности еще не говорили. Мы пригласили сильных и интересных спикеров, поэтому разговор должен состояться. Нам предстоит разобрать актуальные техники продвижения контента к зрителю со стороны производителя, дистрибьютора и демонстратора, что вновь и вновь требует осмысления и новых решений. Мы будем говорить о киноивенте как жанре креативной экономики. Это поле, где мы играем много лет, как бы ни пытались нас не замечать. Мы поделимся своим опытом и с удовольствием послушаем коллег. В рамках еще одной дискуссии мы обсудим городские и районные киносети как артерии культурной жизни. Здесь интересен вектор развития, и мы видим, что он направлен не в сторону коммерческого кинопоказа. Буду рада ошибаться.

Насколько мы понимаем, индустриальная площадка Project in Search переродилась в программу #Поиск. Вы говорили, что эта идея оказалась успешной и превзошла ваши ожидания. Можете ли вы рассказать об этом подробнее?

#Поиск – всего лишь русскоязычное название программы. Как и в апреле, мы получили около трех десятков заявок. Из них мы отберем самые сильные, чтобы показать фильмы полностью отборщикам и представителям отделов закупок прокатных компаний и онлайн-платформ. В программу войдут и национальные, и зарубежные проекты. Хочу еще раз подчеркнуть, что развитие программы стало возможным для нас в первую очередь благодаря основным партнерам – дистрибьюторам и кинотеатрам.

Как идет отбор проектов? Кто присылает заявки?

Заявки присылают региональные студии, небольшие частные продюсерские центры. Как я уже упомянула, мы получаем фильмы хорошего уровня из Якутии и стран Центральной Азии. В этом году Кинорынок фокусируется на кинематографе стран Центральной Азии.  Делегация участвует при поддержке кластерного бюро ЮНЕСКО в Алма-Ате в рамках проекта «Укрепление киноиндустрии в Центральной Азии», при поддержке правительства Республики Корея.

Насколько в отборе зарубежных проектов для программы #Поиск помогло участие «Российского кинобизнеса» в Marche du Film? Какие задачи вы ставили перед собой в Каннах ?

К нашей команде присоединилась Елена Ларионова, с которой мы с 2018 года работаем вместе над Almaty Film Festival в Казахстане. Елена – программный директор нескольких международных фестивалей, продюсер культурных мероприятий, киноэксперт, член NETPAC. В рамках нашего партнерства она возглавила направление международных связей. Marche du Film – один из крупнейших кинорынков мира, и с учетом наших планов по развитию «Российского кинобизнеса» за рубежом было очень важно там заявиться. Мы надеемся, что в следующем году Marche du Film восстановится в полном объеме по количеству участников, и у нас будет возможность презентоваться там полноценно, провести живые переговоры с новыми и уже существующими партнерами. Участие в Marche du Film, равно как и в других крупнейших Кинорынках, нацелено больше на развитие партнерских отношений со странами дальнего зарубежья для выполнения одной из основных задач «Российского кинобизнеса» – поддержки импорта зарубежного контента на российский рынок. Партнерские отношения со странами Центральной Азии существуют с советских времен, и мы надеемся, что участие этих стран в работе нынешнего Кинорынка поможет еще больше укрепить их и структурировать. Присутствие на международных форумах позволяет всем участникам привлечь новую аудиторию и выйти на новые территории.

В чем заключается поддержка импорта зарубежного контента на российский рынок? Не пересекается ли она с деятельностью независимых дистрибьюторов?

Не пересекается, а помогает дистрибьюторам обратить дополнительное внимание, к примеру, на предложение киноиндустрии отдельных стран. Закупщики и отборщики контента принимают участие в «Российском кинобизнесе» и часто смотрят на своих же презентациях то, что уже видели и привезли на наш рынок.

Как в форуме будут участвовать представители онлайн-платформ? Что запланировано для них?

Представители основных онлайн-платформ аккредитованы на Кинорынок. Речь идет об отделах закупок, лицензирования, маркетинга. И, конечно, они примут участие в деловой программе. К идеям проведения отдельных презентаций мы возвращаемся, но пока решений не принято.

Как бы выглядели эти презентации? Насколько заинтересованы в них платформы?

Инициатива не наша. Исходя из запросов и предложений, с которыми к нам несколько раз обращались весной этого года онлайн-кинотеатры, презентации могли бы включать в себя заявку оригинального контента, производимого сейчас практически всеми основными платформами. На презентациях онлайн-кинотеатры готовы представлять общую стратегию сотрудничества с продюсерами и прокатными компаниями.

Это будет уже третий «Российский кинобизнес». Каковы ваши ожидания от него в целом? Насколько вы удовлетворены динамикой развития конвента?

Я счастлива, что у нас сложилась команда единомышленников. Это дает нам возможность профессионально и быстро реагировать на изменения, запросы, нестандартные ситуации. У нас талантливая дизайнерская группа, современный сайт под руководством Михаила Картавкина. В этот раз мы запустим мобильное приложение Кинорынка. Впечатляют пиар-проекты, система аккредитации, имиджевые решения и многое другое в зоне ответственности ребят. С партнерами работаю я, Элиза Мартиросова, Елена Ларионова и Михаил. Элиза также руководит небольшой группой клиентской службы. Важнейшая часть команды – технические партнеры. «Кинокомфорт Лазер» во главе с Сергеем Пуськовым и группа компаний Cinionic, с которыми невероятно комфортно, интересно и приятно работать. На третьем форуме есть повод гордиться технологическим решением. В большом и малом залах будут установлены лазерные проекторы Barco последней серии и впервые в истории Кинорынков – иммерсивный 26-канальный звук Barco Auro.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее