top banner

Станислав Говорухин: «Мне надоело бороться за прокат»

Автор: Мария Безрук

2 июня 2013

Знаменитый режиссер – о своей картине WEEKEND, открывшей «Кинотавр», и о трудностях с организацией кинопроката в России.

Режиссер Станислав Говорухин – признанный мастер зрительского кино. Его ленты на протяжении десятилетий становились народными хитами: ВЕРТИКАЛЬ, МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ, ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ, ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК сегодня составляют славу российского кинематографа. В этом году 24-й «Кинотавр» открыла новая лента Говорухина WEEKEND с участием Максима Матвеева, Виктора Сухорукова, Юлии Перисильд, Екатерины Гусевой, Александра Домогарова и Ольги Дыховичной. Увидит ли картину широкая публика? Вопрос открытый, так как несколько предыдущих фильмов режиссера так и не пробились к зрителю.

WEEKEND снимался под рабочим названием «Лифт», которое относило зрителя к литературному первоисточнику – роману Калефа Ноэля «Лифт на эшафот». Почему вы решили изменить название?

И это у нас еще не окончательное. Мы только что сделали перезапись и никуда не торопимся. Этот фильм нет смысла выпускать двумя-тремя копиями. Если уж выпускать, то широко. А этим нужно целенаправленно и серьезно заниматься.

Вы изначально снимали этот фильм для кинотеатрального показа или как телевизионное кино?

Я снимал этот фильм для кинотеатрального просмотра, собственно, как и все мои предыдущие картины. Только все они провалились в прокате. Чтобы фильм пользовался коммерческим успехом, нужно чтобы он удовлетворял вкусы публики, которая сидит в кинотеатре. А чаще всего это или какой-нибудь попкорновый продукт, или откровенная пошлятина типа ЧТО ТВОРЯТ МУЖЧИНЫ. Плюс ко всему необходима гигантская дорогостоящая реклама. У нас в кино нет ни того, ни другого, поэтому на прокат мы больших надежд не возлагаем, но, я, честно говоря, об этом даже и не думал.

То есть пока никаких предварительных переговоров с дистрибьюторскими компаниями вы не ведете?

Абсолютно. Ко мне, правда, обращались какие-то прокатные компании с предложениями, но я сказал, что пока рано об этом говорить. Мне, честно говоря, это надоело. Я снял до этого несколько картин, которые просто пропали. В СТИЛЕ JAZZ, ПАССАЖИРКА, АРТИСТКА, НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ, БЛАГОСЛОВИТЕ ЖЕНЩИНУ – ни одна из них в широком прокате не была.

Но ведь эти картины обрели долгую жизнь на телевизионном экране, что само по себе тоже неплохо для кино.

Да, но это было прежде. А теперь никакая картина не может обрести нормальную жизнь на телевизионном экране, потому что она просто потеряется в огромном количестве других фильмов и бесконечном потоке рекламы. И опять-таки нужна бешеная реклама, чтобы зритель специально сел смотреть эту картину. Реклама нужна на уровне ВЫСОЦКОГО. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ. Это отвратительный фильм. Но, тем не менее, его смотрели. Потому что реклама убедила зрителей посмотреть эту гадость.

Может быть, тогда имеет смысл сделать платную премьеру в Интернете? Там же разместить рекламу – это гораздо дешевле, нежели наружная и телевизионная реклама. И там есть своя аудитория, которая сегодня достаточно широкая. Вы думали о том, чтобы пойти таким альтернативным путем?

Да, я думал об этом. А еще думал о том, чтобы сделать премьеру на телеканале «Культура». Чтобы показать кино на нормальном человеческом канале. Без рекламных роликов, которые будут постоянно прерывать действие фильма, и с хорошим анонсом. Но пока я к окончательному решению не пришел. Да и, честно говоря, думать об этом особо не хочу. Настолько мне стало противно за эти полтора десятилетия, что я снимаю кино в новых условиях.

Главный герой драмы WEEKEND, финансовый директор Игорь Лебедев в исполнении Максима Матвеева, убивает аудитора, который слишком много знал. Как водится, всякое преступление влечет за собой наказание. Другое дело – какое и за что?..

Позиция фильма-открытия такого престижного фестиваля, как «Кинотавр», каким-либо образом сказывается на дальнейшей судьбе картины или это ничего не дает?

Это абсолютно ничего не дает. К примеру, прошлый фестиваль открывался лентой ПОКА НОЧЬ НЕ РАЗЛУЧИТ. И что это ей дало? Ничего! В прокате фильм прошел незаметно.

Каков был производственный бюджет вашей картины?

Дело в том, что я эту ленту делал с перерывами. То болел, потом началась парламентская кампания, потом президентская. И когда я наконец вернулся к работе над картиной, то уже толком и не помнил, про что она. Мы провозились с этим фильмом года два и, разумеется, вышли за рамки первоначального бюджета. А потому итоговый производственный бюджет составил порядка двух миллионов долларов.

Вы располагали государственным финансированием или нашли независимого инвестора?

Это были государственные деньги. И частично нам помог фонд Алишера Усманова. Я очень этому фонду благодарен.

Насколько ваша картина связана с романом?

Я обожаю этот роман. Мы взяли только его основную сюжетную идею. Больше никаких связей с книгой у нашего фильма нет, так как все происходит в другое время, в другой стране, с другими персонажами и другим сюжетом. Но эта ситуация, которую придумал Калеф, когда человек совершил убийство и застрял в лифте, нами используется.

Я правильно понимаю, что в контексте вашего творчества по жанру эта картина ближе всего к ДЕСЯТИ НЕГРИТЯТАМ? Эдакий саспенс.

Да, совершенно верно. Эта картина сделана в том же стиле. Только там страхи, а здесь тревога.

Виктор Сухоруков в последние годы регулярно снимается у Говорухина. В WEEKEND'Е он играет следователя  классического Порфирия Петровича.

В таком жанре важнейшую роль играет музыка. Кто написал музыку к вашему фильму?

Я всегда уделяю музыке большое внимание. Для меня писали лучшие композиторы мира. К моему дипломному фильму ВЕРТИКАЛЬ музыку писала Соня Губайдуллина – на сегодняшний день композитор номер один в мире серьезной музыки. И на к последующих двух картинах мы с ней сотрудничали. Для четвертого фильма музыку «писал» Антонио Вивальди. Для фильма РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ – Петр Ильич Чайковский и Сергей Рахманинов, фильм НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ весь построен на 4-й симфонии Иоганнеса Брамса. К фильму ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ музыку написал замечательный композитор Николай Корндорф. В то время его разрывали на части. К сожалению, в начале 90-х он уехал в Канаду и там вскоре умер. А в этот раз я нашел мальчика, музыка которого похожа одновременно и на Соню Губайдуллину, и на Корндорфа. Зовут его Артем Васильев, это его крупный дебют в кино. Он выпускник консерватории, серьезный композитор, очень талантливый.

Вы славитесь своими актерскими открытиями. В этот раз удалось обнаружить и задействовать новые дарования?

На предыдущей картине я открыл хорошую актрису Аглаю Шиловскую, которая сейчас много снимается. В этом фильме у нас есть пара – два молодых актера, студенты. Я думаю, что после этой работы они пойдут дальше. Еще у нас в фильме есть один дебютант – известный адвокат Александр Добровинский, который сыграл адвоката.

А как вам работалось с Максимом Матвеевым?

Я им очень доволен. Это очень талантливый, трудолюбивый артист старой школы. Человек, который не может себе позволить прийти на съемку неподготовленным. Это большая редкость, встречающаяся сегодня в кинематографе.

На съемках картины в Одессе вы, находясь на крыше высотного дома, с легкостью перепрыгнули на карниз и без какой-либо страховки начали показывать Максиму, как надо по нему идти.

Я же профессиональный альпинист, у меня напрочь отсутствует страх высоты. В таких вещах я очень в себе уверен.

А вы между съемками тренируетесь? Ходите в горы или на скалодром?

Да какие там тренировки! Я за полгода дважды переболел воспалением легких.

Может быть, как раз пора в горы сходить, и вся хворь пройдет?

Да, наверное, пора.

Самое читаемое

Касса четверга: «Дюна» уверенно занимает первую позицию
Подробнее
Киноаудитория уикенда: 50% посмотревших «Дюну» являются поклонниками книги Фрэнка Герберта
Подробнее
Стали известны детали контракта Сергея Бурунова с видеосервисом Start
Подробнее
ВШЭ заявила, что построит в России голливудскую систему подготовки кадров для киноиндустрии
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей из новинок стал триллер «Клаустрофобы 2: Лига выживших»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 23−26 сентября
Подробнее
Официальная касса России: «Дюна» показала лучший старт в постковидном прокате
Подробнее
Российский сериал «Сны Алисы» вошел в основной конкурс Canneseries
Подробнее
«Нон-Стоп Продакшн» начинает сотрудничество с Okko
Подробнее
Дебютанты могут рассчитывать на 100-процентное финансирование проектов министерством культуры
Подробнее
На «Кинотавре» объявили победителей конкурса короткого метра
Подробнее
Видеосервис more.tv рассказал о главных новинках октября
Подробнее
Фестиваль дебютного кино в Новой Голландии представил программу и состав жюри
Подробнее
Дмитрий Гудумак назначен генеральным директором видеосервиса Start
Подробнее
Российские кинокомпании подвели итоги участия в TIFF Industry
Подробнее
Касса России: «Дюна» вырвалась вперед
Подробнее
«КиноПоиск» получил права на экранизацию романов-бестселлеров Майка Омера
Подробнее
Компания Endeavor Content займется международной дистрибуцией сериала «Надежда»
Подробнее
Московский кинофестиваль дизайна объявил программу
Подробнее
32-й «Кинотавр», день второй: Криминальная Россия
Подробнее