top banner

Теймур Джафаров: «Продюсирование в России сегодня – бизнес фанатиков»

Автор: Никита Никитин

27 февраля 2025

Глава Team Films рассказал БК об грядущих проектах, о будущем студии и о специфике работы продюсера в текущих условиях

В начале февраля стало известно, что часть команды онлайн-кинотеатра «Иви» перешла на студию Team Films Теймура Джафарова. В числе проектов компании, которые сейчас находятся в разработке – сериалы «Трудно быть богом» и «Тоннель», второй сезон «Золотого дна» и многое другое. Теймур Джафаров рассказал БК об этих сериалах, о будущем Team Films и о специфике работы продюсера в текущих условиях.

Расскажите, пожалуйста, про недавние кадровые пополнения в команде Team Films. Какие планы у компании на ближайшее время?

К нам присоединились коллеги из «Иви», создавшие главные хиты платформы. Вадим Соколовский возглавлял департамент собственного производства стриминга и, по сути, вывел ориджиналс онлайн-кинотеатра на новый уровень. Сейчас мы сотрудничаем с Вадимом как с  независимым продюсером. Креативный продюсер Инна Оркина-Сексте, на счету которой ключевые сериалы «Иви» «13 клиническая» и «Точка ноль», а также проекты «Стая» и «Лучше, чем люди», стала частью команды Team Films. Мы усилились не только креативно, директора по производству «Иви» Василий Балашов и  Анастасия Дюкарева, большие профессионалы своего дела, когда у  них закончились контракты, приняли решение делать проекты с нами. В компании мне удалось создать комьюнити, где творческим, ремесленно одаренным людям комфортно работать. Большинство специалистов, с  которыми мы сотрудничали, хотят продолжить работу с  нашей компанией, даже если у нас были творческие споры. В настоящее время у  Team Films в  съемках находятся три проекта, еще семь  – в  девелопменте и  более тридцати  – в  сценарной разработке. В  этом году вы увидите сайфай-сериал «Резервация», проект «Хирург» с  Сергеем Гилевым, а  также «Чужие деньги», которые написал Сергей Минаев, представленные на «Новом сезоне».

Столь значительное усиление команды дает дополнительные возможности для работы над амбициозными проектами. Ваш ближайший флагманский тайтл – «Трудно быть богом» братьев Стругацких. В  каком жанре/формате планируется сериал?

Это будет зрительская приключенческая сайфай-драма. Из референсов можно назвать «Игру престолов», ДЮНУ, сверху мы добавим щепотку КИН-ДЗА-ДЗЫ (улыбается). Я занимаюсь этим проектом восемь лет. В какой-то момент у  нас закончились права на книгу, и  «Трудно быть богом» выкупила американская студия. Как правило, Голливуд забирает все виды прав и  на длительный срок. Но после долгих переговоров мне удалось добиться, чтобы книга братьев Стругацких вернулась в  Россию. Следующей задачей было найти идеального автора для экранизации. Мне повезло познакомиться с Андреем Золотаревым, для которого написать сценарий по произведению Стругацких было мечтой. В тот момент у него был эксклюзивный контракт с «Иви», поэтому с  предложением по реализации проекта я  пришел именно к ним, но сейчас у него другой партнер – «НМГ Студия». Уже по первому драфту стало понятно, что Андрей написал сценарий таким, каким его сегодня могли бы сделать сами авторы, это было удивительно. С  одной стороны, мы раздвигаем границы вселенной, добавляем новых персонажей. С  другой – максимально сохраняем язык и стилистику Стругацких. Сейчас сериал находится на поздней стадии разработки. Я хочу, чтобы наш «Трудно быть богом» стал проектом, который задаст планку качества на несколько лет вперед.

Почему важно экранизировать «Трудно быть богом» именно сейчас? В чем, по-вашему, его актуальность?

В этом жанре проекта такого масштаба в России за последние годы не было, «Трудно быть богом» станет первым сериалом такого высокого уровня. Более того, это будет международный проект, мы планируем экспедиции в страны, в которых никто до нас не снимал.

Как себя показали на стримингах приквел «13 клинической» и «Уроки китайского»? Довольны ли вы их просмотрами? Какую обратную связь по проектам вы получили?

У  «13 клинической» большая фан-база, для нас стало вызовом соревноваться с собственным успехом, оправдать ожидания зрителей. Редко приквелы и вторые части получаются настолько же популярными. Мы не видели ни одного отрицательного зрительского отзыва на сериал «13 клиническая. Начало», а  еще приквел вошел в топ-8 рейтинга «Кинопоиск PRO», это отличный результат.

Что касается «Уроков китайского», то вместе с  Екатериной Сычевой мы начали делать этот проект давно, когда я  еще работал на Okko, но реализоваться в конечном виде он смог именно на «Амедиатеке». Мы вышли в  одном ряду с  лучшими проектами HBO. Можете представить наше волнение, когда сериал, снятый за более чем скромный бюджет, находится в одной линейке с HBO, и более того, входит в тройку лидеров по просмотрам на сервисе.

Этой осенью у вас выходит сериал «Хирург» с Сергеем Гилевым. Почему вы взялись за этот проект?

Здесь есть несколько причин. По первому образованию я врач, в команде часто шутят, что при необходимости я могу реанимировать любой проект. Но, кроме шуток, это правда, отличительная черта нашей студии – мы работаем с  абсолютно разными жанрами и  форматами, подбираем сценаристов и  группу так, чтобы производить максимально качественный по всем параметрам контент за предоставленный партнерами бюджет. Кроме личного интереса, все обращаются в  больницу, это часть нашей жизни, поэтому за работой врачей наблюдать интересно. Истории про врачей – глобально про помощь окружающим. Когда мы наблюдаем за тем, как людям помогают доктора, нам становится легче. Я называю такие сериалы историями про милосердие. А  есть еще медицинские процедуралы, построенные по принципу детектива. «Хирург» – это следующий шаг в развитии медицинских сериалов, когда два этих направления входят в  противостояние. Это порождает сложный философский вопрос: где начинается милосердие и где оно заканчивается? Например, эвтаназия – это хорошо или плохо? Вот человек говорит, что не хочет больше мучиться. Пойти ему навстречу – это милосердие или убийство? «Хирург» отчасти про это. Не про эвтаназию, а  про то, как помогать одним людям за счет других. По сюжету происходит похищение органов, донорство, «черное риелторство». А  еще у  нас получилась крутая семейная драма, которая похожа одновременно и  на «Беглеца» с  Харрисоном Фордом, и на «Настоящего детектива». Я горжусь этим проектом. Никто еще в  России медицинскую тему так оригинально не затрагивал.

По первому образованию вы врач. Это как-то отразилось на проектах «13 клиническая» и  «Хирург»? Например, вы как-то вмешивались в сценарий в стремлении грамотнее показать работу врачей?

Профессия продюсера и  заключается в  том, чтобы во все вмешиваться (улыбается). Каждую минуту на производстве что-то происходит, важно все держать под контролем и реагировать быстро.

В  силу разных причин бюджетные процедуралы, в  том числе медицинские, вновь набирают популярность на западном телевидении и  стримингах. Как вы оцениваете этот тренд? Происходит ли в нашей индустрии что-то подобное?

На мой взгляд, в погоне за трендами и хай-концептами многие забыли, что аудиторию не всегда нужно шокировать и предлагать ей что-то новое. Зрителю зачастую требуется просто хорошо рассказанная простая, актуальная, вечная история и понятные эмоции после просмотра. У  меня лежит пачка хороших, но не запущенных проектов. Среди них и медицинские процедуралы, и сериалы других жанров, которые редакторы стримингов и  телеканалов назовут «обычными». Но в  этом-то и смысл простого сериала – это истории, рассказанные на понятном обычному зрителю языке. Тут возникают вопросы: что такое понятный язык, что нового в плане изложения зрителю можно предложить, чтобы это было интересно смотреть? Выделяемого заказчиком бюджета часто хватает только на простые истории, но все хотят проекты с хай-концептом. И моя задача как продюсера заключается в том, чтобы убедить заказчика, что историю без хай-концепта станут смотреть. В  общем, для меня сегодняшняя мода на медицинские процедуралы – это возвращение к  понятной всем простоте историй.

Какая модель выпуска новинок на стримингах кажется вам более эффективной – регулярная, сезонная, событийная?

Team Films справляется со сложными задачами в том числе потому, что мы не исключаем любой вариант развития событий. Так, любая модель должна в первую очередь приводить зрителя и делать релиз максимально эффективным с  точки зрения бизнеса. Я  являюсь сторонником индивидуального подхода, где решения принимаются на основе серьезного анализа и  заблаговременно. Последнее – самое главное. Спонтанность при принятии решений – главная трагедия любого бизнеса. Часть проектов помогает привлекать и  удерживать платежеспособного зрителя, готового смотреть проект на протяжении трех месяцев. Но есть зрители, которые любят прийти и  за одну ночь все посмотреть. От них тоже нельзя отказываться, для них подойдут другие проекты. Совмещение запросов разных групп клиентов помогает платформе расширять аудиторию. Поиск подобного баланса – всегда игра, которая не должна быть спонтанной.

Как вы оцениваете рост стоимости производства в последнее время? Весь прошлый год прошел в разговорах об этой проблеме. Каков ваш прогноз в этом отношении на 2025-й?

Стоимость производства продолжит расти, как и  все вокруг. Продюсерские компании живут в  дефиците. От момента договоренности с  платформой до выхода на съемочную площадку проходит не меньше года. И  даже если мы договоримся сейчас, а  начнем снимать уже в  сентябре, за это время цены вырастут на 20–30 процентов. В  разговоре с  представителем платформы я  могу сказать, что не знаю, как это теперь снять, мне ответят: «Теймур, мы это провели через финансовый комитет, мы посчитали экономику, мы уже ничего не можем поменять». И  надо либо останавливаться, либо придумывать, как можно уложиться в утвержденный бюджет. И каждый продюсер, который сегодня производит сериалы в России, изначально находится в  дефиците. И  при этом ему необходимо максимально сохранить качество и  вовремя выплатить гонорар команде. В этом смысле продюсирование в России сегодня – бизнес фанатиков.

Между дефицитом и  реанимацией есть общее. Реаниматолог  – это врач, который берет на себя ответственность за восстановление важных функций организма пациента для его жизнеобеспечения. И в том, и  в  другом случае, несмотря на вводные и  кризисы, результат должен быть один – поставить человека на ноги и выпустить качественный сериал или фильм.

А еще важно делиться опытом с коллегами. Безусловно, есть поколенческие особенности и  нюансы, а  также внешние факторы, в нашем случае – скачок роста проектов на рынке и, как следствие, дефицит сотрудников и  снижение уровня их профессионализма. Так как ответственность за проект лежит прежде всего на мне, я  заинтересован в  том, чтобы каждый член съемочной группы обладал базовыми знаниями. Команда Team Films вкладывает свои силы в то, чтобы профессионализм в индустрии оставался на должном уровне. Я  являюсь партнером киношколы «Студия 24», которую основали Александр Плотников, Иван Голомовзюк, Евгений Никишов, Валерий Федорович и  Борис Хлебников. А еще мы берем студентов и выпускников к себе на практику, предоставляем инвентарь и фактуру для обучения.

Как вы оцениваете сотрудничество эфирных каналов и стримингов в работе над крупными проектами? По-вашему, в чем плюсы и минусы этого процесса?

Плюсы, они же и минусы, в том, что у телеканалов есть своя экспертиза и аудитория, а задача платформ – выйти за рамки этой аудитории. Идеально, если удается найти золотую середину, что в итоге приводит к улучшению проекта. Но происходит это только при условии, если все стороны четко понимают, чего они хотят. При обратной ситуации это уничтожает проект. Коллаборации возникают в первую очередь из-за финансовой составляющей. А  еще зачастую бывает так, что у  одного заказчика очень крутая команда экспертов, с  которыми ты начинаешь воплощать определенный проект. А у другого заказчика команда сильна в  чем-то другом. Идеально, когда все дополняют друг друга.

В  другой рабочей схеме все партнеры полностью доверяют нашей экспертизе. Так получилось, например, с  сериалом «В  клетке», генеральный продюсер Тимур Вайнштейн доверился мне, и сериал стал переломным в этом жанре для индустрии. На Start «В клетке» вошел в топ-5 проектов сервиса по просмотрам, а позже был назван лучшим сериалом года по версии Peopletalk 2019.

Если раньше нам приходилось много дискутировать, доказывать, что так будет лучше для проекта, в крайних случаях даже проекты у  стримингов или телеканалов забирать, то сегодня нас все чаще начинают слышать, к нам возникает все больше доверия, и, как следствие, проекты получаются круче, а рейтинги у них – выше.

Какие профессиональные хитрости позволяют вам оптимизировать производство?

Оптимизировать производство позволяет то, что мы его знаем досконально (улыбается). Я понимаю производство, креатив и осознаю результат, к которому хочу прийти, четко знаю, до какой грани можно довести оптимизацию и экономию, чтобы это не отразилось на качестве проекта. Приведу пример. В  «13 клинической» главврача клиники в исполнении Владимира Стеклова по сценарию сажают в клетку. Было озвучено предложение изготовить декорацию за два миллиона рублей, на эскизах она выглядела впечатляюще, но я понимал, что в  кадре такого эффекта не будет. После долгого обсуждения с  командой мы нашли более интересное с  точки зрения визуала решение. В  кадре Владимир Стеклов сидит в лазерной клетке, мы видим на экране красные лучи, видим дьявола, который не может вырваться. Нам пришлось потратить немало сил, но в итоге получилось и  круто визуально, и  мы сэкономили полтора миллиона рублей на более принципиальные для качества проекта расходы.

Важно соблюдать в  этом вопросе баланс. Осознавать, что дальше от изменений проекту станет хуже. Потому что главное, ради чего мы все делаем – чтобы люди посмотрели и сказали: какое классное кино, когда будет продолжение? Главный в кино – зритель. Доволен зритель – довольны результатами стриминги и  счастливы создатели. Нет кино без зрителя.

Фото: пресс-служба Team Film

Самое читаемое

Комедия «Нескромные» с Дакотой Джонсон не выйдет в российский прокат
Подробнее
Кинофестиваль молодежных фильмов «Высоко» представил программу
Подробнее
Объявлены лауреаты премии «Эмми 2025»
Подробнее
Касса четверга: «Дракула» возглавил чарт
Подробнее
Студия «Союзмультфильм» рассказала о грядущих планах на партнерском саммите
Подробнее
Фонд кино провел защиту фильмов для семейной аудитории
Подробнее
Стартовал четвертый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
Подробнее
Фонд кино провел защиту авторских национальных анимационных фильмов
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 сентября 2025 года
Подробнее
Кинофестиваль в Торонто назвал победителей
Подробнее
Российская премьера нового фильма Ричарда Линклейтера пройдет на фестивале «Маяк»
Подробнее
Ромком «Походу любовь» признан лучшим художественным фильмом на американском Full Bloom Festival
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Дракула» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Сериал «Хирург» продлен на второй сезон
Подробнее
В Перми завершился фестиваль «Лампа»
Подробнее
Михаил Горфиль занял должность директора по стратегии холдинга «МТС Медиа»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18-21 сентября
Подробнее
Фестиваль «Новый сезон 2025»: церемония открытия
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 18–21 сентября
Подробнее
Официальная касса России: возрождение легенды
Подробнее