top banner

Вера Фетищева: «Прошлый год был становлением новой Capella Film – с новыми командой, закупочной стратегией и задачами»

Автор: Рая Башинская

20 марта 2023

БК поговорил с исполнительным директором Capella Film об изменениях в стратегии закупок и планах на будущее

В 2022-м Capella Film выпустила 24 фильма и заработала 284 млн рублей, увеличив свою выручку на 129% по сравнению с предыдущим годом. Это второй лучший результат прокатчика после 2019-го, когда касса проектов компании достигла 786 млн. В числе самых ярких релизов – хоррор ОТКРЫТОЕ МОРЕ: МОНСТР ГЛУБИНЫ, ставший третьим наиболее популярным независимым фильмом ужасов по итогам года, семейный проект ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕДДИ, триллеры НЕ ДЫШИ: НАЧАЛО, ПРЕСТУПЛЕНИЯ БУДУЩЕГО и ИДЕАЛЬНОЕ УБИЙСТВО. По итогам 2022 года компания сместила фокус на более коммерчески успешное и жанровое кино, в целом увеличив бюджет на закупки. Исполнительный директор Capella Film Вера Фетищева рассказала БК об итогах прошлого года, изменениях в стратегии закупок и планах на будущее.

Расскажите, пожалуйста, как для вас прошел EFM? Какие проблемы зарубежные и российские коллеги в основном обсуждали на рынке?
Признаюсь, рынок был сложным, но при этом очень динамичным. Коллеги обсуждали все те же проблемы. Хоть и говорят, что ничто не вечно под луной, но есть вопросы, которые из рынка в рынок не меняются, поэтому, думаю, нам еще долго придется сосуществовать с какими-то сложностями. В первую очередь это отсутствие больших высокобюджетных проектов. Возможно, нашей компании это касается в меньшей степени в силу сегмента работы, тем не менее внешняя проблема никуда не девается. Кинотеатрам нужны крупные проекты, причем регулярно. Только с ними индустрия сможет хоть как-то оправиться от тех потрясений, которые она переживает уже три года, с начала пандемии. Во-вторых, невозможность некоторых зарубежных компаний по-прежнему продавать на Россию. В-ретьих, что также активно обсуждалось на рынке, чрезмерно агрессивные действия некоторых конкурирующих компаний, считающих, что скупать проекты стоимостью в несколько раз выше изначальных предложений – весьма разумное решение. Это их право, но наша компания придерживается другой позиции в закупках. 

Меняется ли как-то желание сейлзов продавать в Россию?
Мне кажется, ситуация в целом не сильно изменилась по сравнению с прежними рынками. Но определенная динамика прослеживается. Кто-то постепенно начинает продавать на Россию, кто-то подвешивает отдельные проекты на неопределенный срок. С прошлого года это действительно остается главной проблемой для индустрии. Приятно понимать, что некоторые партнеры стараются отделять внешнеполитическую ситуацию от потребности простых зрителей видеть на больших экранах в нашей стране крепкий и качественный контент. Но при этом кардинально ситуация не меняется и однозначной позиции в этом вопросе не существует. Однако европейские компании, например, из Франции, Испании, Италии по-прежнему к нам лояльны.

Каким в целом было предложение на рынке? Насколько много было интересных вам фильмов?
На прошедшем рынке было представлено огромное количество компаний. С кем-то мы познакомились именно на этом конвенте, с кем-то увиделись после длительного перерыва. Фильмов, интересных нашей компании, было довольно много – это небольшие, но яркие проекты, из которых совместными усилиями можно создать потенциальные хиты. Что-то удалось даже забрать, по некоторым проектам мы до сих пор ведем переговоры. 

Вы говорите, что большие высокобюджетные проекты отсутствовали. В чем вы видите объяснение этому?
Многие проекты не продаются на нашу территорию. Многие стали уходить сразу на цифровые платформы: Netflix, Amazon и другие стриминги явно не дремлют. Но эта динамика, опять же, была ожидаемой. Помимо проблем, с которыми нам пришлось столкнуться, рынок видоизменяется, двигается вперед, поэтому, чтобы оставаться на плаву, приходится это учитывать. Но я считаю, что с любой проблемой можно справиться. В этом году на том же независимом рынке будет представлено немало контента с возможным апсайдом, например, у кинопрокатной компании «Вольга» или «Атмосферы кино». Будет интересно понаблюдать, как эти фильмы смогут сработать без наличия картин больших студий на нашей территории.

Как вы оцениваете конкуренцию среди коллег?
Она сильна, но я всегда любила здоровую конкуренцию – это держит в тонусе и не дает расслабляться. При этом заметна некая перегретость или агония, можно называть это как угодно. Несколько компаний активно скупали кино, делая очень агрессивные предложения. Мне кажется, шутки про то, что русские немного безумны, скоро перестанут быть шутками (смеется). Если серьезно, то это, конечно, местами настораживает и заставляет о многом задуматься. Время сложное, а, на мой взгляд, в кризисный период лагерь всегда делится на две основные категории – на выжидателей удачного момента и на тех, кто считает, что шампанское лучше пить бутылками, а если делать ставки, то идти ва-банк. Ну что ж, тоже позиция.

Расскажите, пожалуйста, о своих покупках на EFM.
Несмотря на сильную конкуренцию, нам удалось закрыть около десяти картин. Мы приобрели в пакет большой экшн GUNNER с Люком Хемсвортом и Морганом Фриманом от сценариста ФОРСАЖА и от продюсера фильмов РЫЦАРЬ ДНЯ, ТРИ ИКСА и МОРТАЛ КОМБАТ. Также купили красивейшую историю любви SECRET: UNTOLD MELODY. В главной роли известный корейский певец Дон Кен Су, солист группы EXO, фанатская база которой в России только во «ВКонтакте» насчитывает более 300 тысяч человек. Очень верим в эту картину. И вишенкой на торте, пожалуй, объявлю большой фильм-катастрофу от компании Pathe ACID, выход которого запланирован на эту осень. Релиз для нас крупный, масштабный, амбициозный, подходить к его продвижению мы будем соответствующим образом. 

А как состоялась сделка с Pathe? Действительно ли компания вернулась к продажам на Россию? Или это старая сделка?
Впервые о том, что Pathe начали продавать на Россию, заявила еще «Атмосфера кино» на презентации в рамках Кинорынка в прошлом году, когда анонсировали две части ТРЕХ МУШКЕТЕРОВ. Да, компания начала продавать на Россию отдельные проекты. Но ACID привлек наше внимание еще на прежних рынках, мы посмотрели дополнительные материалы, и он нам понравился еще больше. Мы очень рады, что нам удалось приобрести его в пакет.

Прошлый год был вторым успешным для Capella Film после 2019-го, при том что фильмов вышло даже меньше, чем в предыдущие годы. Насколько это заслуга изменившейся конъюнктуры рынка и насколько – результат ваших действий?
Я все же немного поправлю данные. Прошлый год был самым успешным за всю историю компании. По итогу мы превзошли даже результаты 2019-го, как бы удивительно это ни звучало. В том году основную прибыль принесла ЗЕЛЕНАЯ КНИГА, а в 2022-м мы выпустили 24 фильма на большие экраны и 22 – в онлайн.
Практически все из них оказались успешны, а что-то – мегауспешно, как, например, ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕДДИ и ОТКРЫТОЕ МОРЕ: МОНСТР ГЛУБИНЫ. Отмечу еще, что сразу три фильма прошлого года вошли в десятку самых кассовых релизов компании за всю ее историю. 
Чья именно это заслуга? Думаю, успех всегда состоит из комплекса факторов. Сказались и конъюнктура рынка, в которой нам было просто необходимо неординарно и быстро реагировать, и кадровые изменения, проведенные после моего вступления в должность. Я не люблю говорить об успехах только от своего лица, потому что любой успех компании – это результат работы всей команды. Без вклада каждого члена команды, которые остались преданны, доверились мне и компании, таких результатов не было бы. 

В прошлом году вы тоже стали прокатывать хорроры. Какие еще изменения произошли в стратегии ваших закупок?
Мы полностью пересмотрели систему закупок. У нас нет специальной идеи прокатывать хорроры: мы увидели тенденцию в том, что этот жанр востребован среди киноходящей аудитории в кинотеатрах, о чем свидетельствуют финансовые показатели, а пока есть спрос, почему бы не воспользоваться им? Мы не планировали принципиально менять позиционирование, просто решили разнообразить пакет. Больше сконцентрировались на мейнстримном контенте, а также значительно увеличили закупочный бюджет. При этом мы все так же стремимся заниматься высококачественным фестивальным контентом. Например, уже успели в начале года выпустить триллер ХИЩНИКИ, который про должает получать награды на ведущих кинофестивалях. И таких проектов в этом году планируется несколько.
Вторым самым кассовым проектом компании в 2022 году стал семейный фильм ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕДДИ. Но на 2023-й заявлен только один семейный проект – ДОЗОР ДЖУНГЛЕЙ 2.

Учитывая, как востребовано в прокате семейное кино, вы не будете следовать этому тренду?
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕДДИ
 – действительно наша маленькая плюшевая удача. Мы всей командой поверили в этот фильм еще на Кинорынке в Каннах и приобрели его на уровне материалов, в чем не прогадали. В нашей индустрии немало компаний, прекрасно работающих с семейным контентом. У нас пока нет потребности занимать эту нишу. Все-таки нам кажется, что у каждого есть свои отдельные сильные стороны. Мы любим анимацию и семейный контент, но это не основа нашего пакета. При этом мы действительно открыты к этому жанру, поэтому очень тщательно подходим к выбору проектов, стараясь выпускать хотя бы одну-две семейные картины в год.

Вы говорите, что у каждого прокатчика есть свои отдельные сильные стороны. Можете ли вы рассказать о сильных сторонах Capella?
Я бы могла сказать, что наша сильная сторона – в гибкости, в том, что мы аккуратно следим за потребностями рынка и стараемся им соответствовать. В нашем пакете есть фильмы на любой вкус и для самой разнообразной аудитории: комедии, хорроры, семейное кино и даже боевики. Конечно, не обходится и без большого количества фестивальных картин, их поиску мы уделяем отдельное внимание. Умение находить крепкие, хоть и порой неявные проекты, которые неожиданно «выстреливают» – все еще наш козырь. Крепкий аналитический подход, внутреннее чувство плюс щепотка фортуны – отличный рецепт потенциального успеха.

Как изменилась доля онлайна в доходах компании? Голливуд уходит и с платформ. Повлияет ли это на вашу стратегию работы с этим направлением?
Цифровые продажи всегда были отдельным сегментом работы компании. Онлайн – это в целом отдельный параллельный развивающийся рынок. Имея в своем арсенале библиотеку из более чем 300 тайтлов, мы нацелены на то, чтобы постоянно обновлять ее и расширять. Поэтому по результатам прошлого года доля онлайна в доходах компании возросла пропорционально, как и другие виды прав. При закупках новинок мы учитываем все показатели. С уходом Голливуда платформы как никогда нуждаются в проектах с большими звездами, известными лицами и понятным для всех жанром. Наша компания всячески готова этому помогать и способствовать.

Как в новых условиях, с запретом некоторых соцсетей, выстраивается маркетинг независимых релизов? Какие инструменты наиболее эффективны? Продвигаете ли вы все-таки релизы в запрещенных сетях, учитывая, что аудитория там остается?
Маркетинг – функция подвижная, требующая большой вовлеченности и умения идти в ногу со временем, ведь инструменты продвижения меняются из года в год. Еще лет десять назад, я уверена, никто не мог и представить, что «Телеграм» станет одним из популярных каналов продвижения. Мы вкладываем рекламные бюджеты в Интернет, так как считаем, что он по-прежнему остается главным инструментом для работы с нашей аудиторией – это и телеграм-каналы, и «ВКонтакте», и киносайты. При этом мы стараемся расширять свой диапазон, открывая новые рекламные возможности, усиливая работу с индором и аутдором, больше взаимодействуя с кинотеатрами и киноплатформами. Также я придерживаюсь индивидуального подхода к каждому релизу, о чем часто говорю своим коллегам. У нас есть возможности создавать что-то интересное в коллаборации, в том числе с коммерческими брендами, мы любим работать с кросс-промо-направлениями и пиаром, а также в целом экспериментируем с другими рекламными каналами. Например, с ОТКРЫТЫМ МОРЕМ мы брали дополнительно наружную рекламу, а именно – билборды на МКАД. С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ ТЕДДИ сделали огромное коли чества мерча и креативные стенды, а проект РЫЦАРЬ ТЕНЕЙ, например, поддерживала большая сеть пиццерий «Алло! Пицца». В запрещенных соцсетях мы сейчас не продвигаем релизы, но возможности рекламы безграничны, поэтому мы не сильно расстроены по этому поводу.

В прошлом году при выпуске фильмов вы сотрудничали с компаниями «Иноекино» и World Pictures. Как и почему сложилось это сотрудничество? Какой опыт вы вынесли для себя из него?
Я считаю, что всегда стоит быть открытыми к новым возможностям, это особенно актуально в сложное время: где-то стоит объединять усилия, где-то – становиться гибче. Только совместно и смотря в одном направлении можно быстро достигнуть желаемых результатов. Сотрудничество с обеими компаниями сложилось весьма положительно. Каждый из нас на сто процентов выполнил поставленные задачи. Я восхищаюсь умением компании «Иноекино» ювелирно работать с перевыпусками. У нас большое количество тайтлов в библиотеке, почему бы не попробовать? А опыт сотрудничества с World Pictures показал, что компания успешно работает с релизами в жанре триллера и хоррора. Мы остались довольны партнерством при выпуске ИДЕАЛЬНОГО УБИЙСТВА, и я уверена, что это не последнее наше сотрудничество.

Вы аккуратно выбираете российские релизы. Какие проекты вам в целом интересны? Как вы оцениваете работу отечественных релизов в прошлом году?
Я была очень рада возможности впервые поработать с уважаемыми мною компаниями Hype и их фильмом ВРЕМЯ ГОДА ЗИМА и с СТВ, с которыми мы ювелирно выпустили документальный проект БАЛАБАНОВ.КОЛОКОЛЬНЯ. РЕКВИЕМ. Мы действительно тщательно подходим к выбору российских картин, стараясь брать в свой пакет не больше двух-трех проектов в год. Мы не специализируемся на российском контенте, при этом всегда открыты предложениям и качественно подходим к работе с каждым фильмом. В первую очередь нам интересны яркие фестивальные картины. Например, мы с командой с большим уважением относимся к творчеству Алексея Балабанова, и не сделать все, чтобы выпустить этот фильм в прокат, было бы личным проигрышем, тем более учитывая, насколько лента Любови Аркус нам полюбилась. ВРЕМЯ ГОДА ЗИМА – картина сложная, но яркая, построенная на сильнейших актерских работах и поднимающая очень важную для общества тему. Мы часто беремся за фильмы с сильным социальным посылом. Capella выпускала и ОСОБЕННЫХ, и АРАХИСОВОГО СОКОЛА, и НЕВИДИМЫЙ МИР о проблемах буллинга. Есть картины, которые необходимо показывать и о которых необходимо говорить. Мы всегда рады быть к этому причастными. 

Изменилось ли как-то значение рынка СНГ для Capella в 2022 году? Как тут выстраивается ваша работа?
Я думаю, изменилось пропорционально ровно так же, как и для всех остальных. Помимо СНГ, мы закупаем картины на территории Прибалтики и также работаем над тем, чтобы усиливать там позиции. Все очень зависит от контента. Есть картины, которые сильно удивили своими цифрами на других территориях, например, фильм ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕДДИ взорвал январские праздники в этом году.

Какие у вас ожидания от начавшегося года? Какие задачи вы ставите перед собой?
Прошлый год был становлением новой Capella Film, с новой командой, новой закупочной стратегией, новыми задачами. Это было очень амбициозно и от этого, конечно, где-то даже боязно. Особенно когда это еще и пришлось не только на полные внутренние изменения компании, но и на столкновение с внешними тяжелыми событиями для всей индустрии и для каждого человека в отдельности. В прошлом году мы провели презентацию для партнеров с обозначением нашей реорганизации под названием Capella 2.0. Сейчас с уверенностью можно утверждать, что план был выполнен. В этом году задача стоит еще более ответственная – важно не только укрепить новые позиции, но и сбалансированно расширить их, плавно выводя на следующий уровень. Задача, прямо скажем, не из простых, но когда мы боялись сложностей? (Смеется.)

Расскажите, пожалуйста, о текущем пакете компании. На какие релизы вы делаете ставку?
В ближайшее время мы выпустим триллер МГЛА, участника множества кинофестивалей, комедию ПАРЕНЬ С ТОГО СВЕТА со звездой франшизы ПОСЛЕ Хиро Файнсом Тиффином, отвязную комедию РЕАЛЬНЫЕ ЗОМБИ, мистический хоррор ПРОКЛЯТЬЕ КУКУШКИ, комедию В ОЖИДАНИИ ДАЛИ, трогательную историю любви матери к своему сыну КОМНАТА ЧУДЕС, крепкий испанский экшн ALL NAMES OF GOD, приключения JACK MIMOUN & THE SECRETS OF VAL VERDE. Совместно с компанией «Иноекино» перевыпустим на большие экраны культовый фильм ГОРОД БОГА, а также СТРИНГЕР.
Отдельную ставку мы делаем на самый большой релиз первого полугодия – БАНДЫ ПАРИЖА в духе БАНД НЬЮ-ЙОРКА и сериала «Острые козырьки». Это брутальная, красивая, яркая, драйвовая история с сильной любовной линией. Идеальное дэйтинг-муви, которое мы покажем зрителям уже на майских праздниках. Большую анимацию ДОЗОР ДЖУНГЛЕЙ 2, триллер BERLIN NOBODY с Эриком Бана, генеральным продюсером которого является Ридли Скотт, фильм-событие ПРЕДЧУВСТВИЕ с Джорджем Маккеем и Леа Сейду. Почему событие? Мы читали сценарий и уже видели первые промоматериалы. Поверьте мне, это будет бомба! Ну и, конечно, ACID – наш самый большой релиз второго полугодия 2023-го. 

Как вы думаете, каковы перспективы российского рынка кинопроката? Сможет ли отечественное кинопроизводство заместить голливудское кино?
Не очень люблю этот вопрос, потому что все еще, к сожалению, не обладаю экстрасенсорными способностями. Споры на эту тему до сих пор идут в индустрии. При этом я являюсь оптимистом и считаю, что какой бы ни был итог, наша индустрия обязательно выстоит и выправится от всех потрясений. Получится ли это сделать благодаря российскому производству? Почему бы нет. Результаты нескольких картин прошлого и начала этого года, в том числе фантастические показатели ЧЕБУРАШКИ, демонстрируют, что рынок, как и зритель в целом, способен очень быстро перестраиваться. Я очень рада, что такие результаты, как у ЧЕБУРАШКИ, случаются на нашем рынке – когда зритель во всех уголках нашей страны возвращается в кинотеатры, а площадки обретают второе дыхание. Пусть таких кейсов будет гораздо больше. Все остальное покажет время.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Касса России: кинокомикс «Майор Гром: Игра» стал лидером проката
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Майор Гром: Игра» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны победители 77-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 23–26 мая
Подробнее
Снятый в России короткометражный фильм получил приз на Каннском кинофестивале
Подробнее
Санкт-Петербургский международный контент-форум объявил состав участников
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Майор Гром: Игра» занял первую строчку
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Узбекистаном в создании кино
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 20–26 мая 2024 года
Подробнее
Джордж Лукас остался недоволен новыми «Звездными войнами» от Disney
Подробнее
Министерство культуры не выдало прокатное удостоверение фильму «Краш» братьев Пресняковых
Подробнее
Фестиваль «Медвежонок» объявил программу
Подробнее
Касса России: «Майор Гром: Игра» стал лидером проката
Подробнее
Маша и коты: сборы российского кино за рубежом в первом квартале 2024 года
Подробнее
В Москве прошла премьера шоу KION «Клиника счастья. Реалити»
Подробнее
Кинофестиваль «Герой» подвел итоги и объявил победителей
Подробнее