top banner

Тина Канделаки: «Времена контента для узкой сегментированной аудитории – а именно это и принес глобализм – подходят к концу»

Автор: Максим Острый

9 июня 2025

Заместитель генерального директора «Газпром-Медиа», управляющий директор «Газпром-Медиа Развлекательное телевидение» и директор ТНТ рассказала БК о кинопрокатных и производственных амбициях холдинга

С начала 2025 года первая часть ВОЛШЕБНИКА ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА победила в «новогодней битве», а БАТЯ 2. ДЕД стал самой кассовой комедией в прокате за пределами зимних праздников. БК подробно обсудил с заместителем генерального директора «Газпром-Медиа», управляющим директором «Газпром-Медиа Развлекательное телевидение» и директором телеканала ТНТ Тиной Канделаки кинопрокатные и производственные амбиции холдинга, находящиеся в разработке новые фильмы про попугая Кешу и барона Мюнхгаузена, современное ТВ, экономику стримингов и контуры того, что ждет медиаиндустрию в будущем.

Поздравляем вас с успехом ваших проектов – комедии БАТЯ 2. ДЕД и военной драмы В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ. Какие выводы вы сделали для себя по итогам проката этих картин?

Спасибо! Уже больше года мы вместе с  нашими партнерами по холдингу, прежде всего  – с  «Централ Партнершип», последовательно движемся к цели – участвовать в  производстве большого кино и  формировать полноценный лайнап на весь год. Речь о десяти фильмах, которые, с  одной стороны, дают нам кассовую отдачу, с другой – становятся важными премьерными событиями для ТНТ как главного развлекательного канала страны. Недавно в прокат вышел ОЛЕНЬ – легкий летний релиз. Впереди громкая премьера АЛИСЫ В  СТРАНЕ ЧУДЕС. А в новогоднюю кассу врываемся с ПРОСТОКВАШИНО. Также у нас в производстве УМКА и ПРОСТОКВАШИНО 2, мы выступаем партнерами Вадима Верещагина по проекту БИТВА МОТОРОВ, а  он, в  свою очередь, наш партнер по ОЛИМПИЙЦАМ и  БАРОНУ МЮНХГАУЗЕНУ, которые сейчас только пишутся.

У  нас действительно масштабный лайнап, и  успешные прокаты доказывают: все это не зря. Мы должны инвестировать в  большое кино  – деньгами, креативом, маркетингом. Потому что только большие премьеры формируют настоящее зрительское ожидание.

Насколько как продюсер вы довольны распределением дат выхода фильмов? Есть предположение, что, выйди БАТЯ 2 на майских праздниках, он заработал бы больше. Что вы думаете по этому поводу?

Мы довольны результатом БАТИ 2. ДЕД и при этом всегда учитываем интересы друг друга внутри холдинга. В  вопросах стратегии полностью опираемся на опыт Вадима Верещагина  – эстимейты по проектам всегда делает он, и его экспертиза для нас ключевая. Наша цель – не просто ловить отдельные удачные даты, а выстраивать календарь по принципу «одна премьера в месяц».

Май в  этом году был особенно важным  – 80-летие Победы. Мы с  Тимуром Вайнштейном выступили сопродюсерами картины В  СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ, которую представлял Владимир Машков. Для нас было принципиально создать для нее комфортное окно релиза. Это главный фильм юбилейной даты. БАТЯ поддержал прокат этого проекта, а  заодно и  сам собрал достойную кассу.

В целом результат нас порадовал. Лента оправдала самые смелые ожидания. Военное кино редко преодолевает планку в 500 миллионов рублей, и именно поэтому успех В  СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ – показатель того, что все было сделано правильно.

А если говорить о десяти проектах в год, мы можем примерно представить эстимейты этих фильмов? Потому что БАТЯ – это один объем сборов, а ОЛЕНЬ – совсем другой.

Абсолютно. У  ГПМ РТВ есть четкие амбиции стать одним из крупнейших производителей контента – и  мы их последовательно реализуем. Например, проекты, которые мы делали с  Сергеем Светлаковым, стабильно приносили около 300 миллионов рублей в прокате. Это устраивает нас не только с точки зрения возврата инвестиций, но и потому, что права на такие фильмы остаются у  ГПМ РТВ. Это контент, который мы можем использовать внутри холдинга.

Параллельно у  нас есть масштабный пакет с Тимуром Вайнштейном – от ТЕЩИ и БРАТЬЕВ до АТЕЛЬ-МАТЕЛЬ. Эти картины дают телеканалу долю от 8 до 10, и  при условии, что они отбиваются в  прокате, нас такой результат полностью устраивает. Потому что это не просто кино, это еще и  инвестиция в  российский контент. Мы уверены, что ГПМ РТВ должно быть локомотивом развития российского кино.

Очевидно, что не каждый фильм может быть миллиардником. Настоящие блокбастеры – это четыре-шесть проектов в год, и они обычно приурочены к каникулам или новогодней кассе. Прокат не работает так, чтобы каждый месяц приносил миллиард. Но в годовом графике всегда есть место для легких, кассово адекватных фильмов, которые закрывают свою расходную часть, что-то приносят в  плюс и,  главное, отлично работают в сетке канала.

Такие фильмы мы получаем от разных производителей. Мы можем ставить их на премьерные показы, делать мультиран и  использовать как надежный программный продукт. Есть и другая категория – большие премьеры. Это ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА, который, надеюсь, выйдет на ТНТ в  новогодние праздники. Уверена, что все три части ВОЛШЕБНИКА, как и  УМКА, ПРОСТОКВАШИНО, БАРОН МЮНХГАУЗЕН, новый, совместный с «Союзмультфильмом» фильм про КЕШУ – все это фильмы, которые мы будем показывать. И, конечно, они уже претендуют на совершенно другой уровень бокс-офиса.

Высокие рейтинги на ТНТ показывают музыкальные новогодние фильмы – НЕБРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА, ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ВСЁ. В  чем вы видите секрет успеха этих картин? Есть ли в  планах дальнейшее переосмысление советской классики?

Мы сейчас заходим в съемки ПРИКЛЮЧЕНИЙ ШУРИКА. И успех наших новогодних музыкальных фильмов объясняется очень просто – они актуальны. Советское кино, как и такие передачи, как «Поле чудес» или шоу Андрея Малахова, за десятилетия стали частью зрительской привычки. Это уже не контент, за внимание к которому нужно бороться – это телевизионная традиция, встроенная в восприятие праздника.

Новогодняя сетка сама по себе дорогая, и  не секрет, что эти фильмы требуют серьезных вложений. Но нам удалось сделать их абсолютно рентабельными  – во многом благодаря спонсорскому интересу.

Переосмысленные в  современном ключе, эти фильмы превращаются в  настоящий источник мемов, отсылок, виральных роликов. Именно такой контент и  становится сегодня по-настоящему массовым. Мы все понимаем, что виральность формируется не вокруг больших произведений целиком, а  вокруг узнаваемых фрагментов  – и  TikTok-логика этому только способствует. И  как раз советская классика, прочитанная с  юмором и уважением, идеально вписывается в эту модель.

Команда, работающая над этими фильмами, действительно нашла правильный тон  – и  это дало выдающийся результат. Три года подряд мы были лидерами в аудитории 14–44 лет и по городам 100+, и по всей стране. Это говорит о  том, что жанр имеет потенциал для развития. Но при этом он крайне сложен в продюсировании – и на этапе производства, и на этапе препродакшна, и особенно в постпродакшне. Каждый раз это все – через приключения. То одну дверь открыли, то другую закрыли. Вы все эти приключения знаете.

Наши новогодние фильмы уже стали кейсами – и  по маркетингу, и  по работе с  аудиторией. За три фильма мы прошли уже все стадии – от начального скепсиса до тотального зрительского успеха. И  стресс-тесты у  нас были: вспомните историю, когда мы перемонтировали целую картину за неделю до эфира. После этого уже ничего не страшно. Так что линию с  новогодними фильмами мы продолжать однозначно будем. Более того, оставаясь «гангстерами на ТВ», как пелось в  одной из домашних песен ТНТ, мы решились выйти в прокат. Это логичное повышение ставок, которое, уверены, только укрепит финансовую модель проекта. А уже 31 декабря, с самым коротким ТВ-окном в истории отечественного кино, мы покажем картину зрителям на телевидении.

То есть вы хотите в  «новогодней битве» участвовать и с этим фильмом?

Мы выйдем пораньше  – за две-три недели до Нового года  – и  к  картине хардлоком прикрепим ПРОСТОКВАШИНО. Это даст нам дополнительную возможность качественно промоутировать фильм, на который мы делаем основную ставку в этом году.

В  конце 2024  года вы сообщали о  том, что ТНТ является самым популярным каналом у  аудитории 14–44  лет. Нет причин сомневаться в этом статусе, но как вы оцениваете его конкурентное окружение и динамику в этом сегменте?

Я  оцениваю все через деньги. В  моих KPI не только аудиторные показатели, но и в первую очередь финансовые. Аудитория 14–44  лет самая финансово емкая, и тот результат, который сегодня показывает ГПМ РТВ по уровню спонсорской привлекательности и  прямой рекламе,  – исключительный. Мы стабильно лидируем в этом сегменте.

При этом важно понимать, что телевидение должно предлагать аудитории безопасный контент. Люди хотят видеть на экране то, что понятно, близко и  вызывает доверие. Контент должен быть патриотичным, осмысленным, соответствовать духу времени и  государственной политике – как внутренней, так и внешней. Потому что телевизионная аудитория воспринимает экран как голос страны, а  не как частное мнение отдельных групп.

Планирует ли ТНТ становиться более универсальным и  усиливать работу с  аудиториями моложе 14 лет и старше 44-х?

Да, безусловно. Именно для этого мы запустили «Утро» и  сейчас думаем над тем, как усилить вечерний эфир ТНТ. На канале действительно нет новостей и итоговой программы, но на ТВ-3 мы уже опробовали этот формат – и, как видно, довольно успешно.

Это не сложная задача, особенно если в команде есть профессиональные коллеги с  НТВ. При желании такой проект можно реализовать за три месяца. Вы спрашиваете меня, можно ли в  каком-то гипотетическом будущем представить ТНТ с  новостями и  итоговой программой?

Примерно так, да.

Это решение принимает мой руководитель Александр Александрович Жаров. Он известен тем, что умеет отодвигать горизонты и  ставить цели, которые кажутся недостижимыми. Но именно по пути к таким целям и появляется настоящее новое телевидение. И, как мне кажется, результат уже виден.

Если говорить о  юном зрителе: в  индустрии есть значительное количество контента для pre-school-аудитории. А что может заинтересовать подростков, как вы считаете? И как холдинг работает конкретно с этим сегментом публики?

С этим сегментом холдинг работает в первую очередь благодаря телеканалу «Пятница!». Вот уже двенадцать лет – и, как вы знаете, довольно успешно. Мне кажется, на «Пятнице!» выросло целое поколение подростков, которые до сих пор остаются ее зрителями. Это самый быстрорастущий молодежный канал, и  именно он формирует узнаваемый тон общения с  аудиторией 14–25  лет: дерзкий, живой, смелый. «Пацанки», «Большие девочки», «4 свадьбы», «Выживалити», «Кондитер», «Адская кухня» и  «Адский шеф», интеллектуальное шоу «Умнее всех» – все эти проекты становятся для подростков не только развлечением, но и способом самоопределения, площадкой для сопереживания, юмора и эмоционального опыта.

Если говорить об аудитории школьников и подростков, то в  прошлом году мы заключили беспрецедентную сделку по «Леди Баг». Все права на этот сериал – и на ближайшие семь лет у  «Газпром-Медиа» нет конкурентов в этой сделке. Это мировой бренд с колоссальной популярностью у подростковой аудитории.

Если говорить о  жанрах, то, например, в  классическое фэнтези мы целенаправленно не идем. Мы видели попытки других игроков – и пока никто не смог сделать свои «Сумерки». Но летом мы запускаем большой проект – ТАЙНЫЙ ГОРОД по книгам Вадима Панова. Это фэнтези, рассчитанное не только на подростков, но и на взрослую аудиторию. Это, по сути, первая серьезная попытка переосмыслить НОЧНОЙ ДОЗОР и создать его современную версию.

На ТВ-3 выйдет сериал «Беременна в  16» – он тоже обращен к  поколению выпускников, поднимает важные темы: нежелательная беременность, отношения, взросление. Но я  всегда подчеркиваю: подростковые сериалы – это в  первую очередь платформенное смотрение. Телевидение предполагает другую структуру аудитории. Героем ТВ-сериала должен быть человек с опытом. Подростки могут присутствовать – как младшие братья, сестры, дети героев – но не быть в центре повествования.

Посмотрите на «Праздники», «Жуков», «Реальных пацанов»  – все эти сериалы построены как династийные. Есть поколение 55+, есть 30+, и уже от них – младшее поколение. Но в центре – взрослые герои: Аронова и Хаев в  «Праздниках», Стулова, Епифанцев, Лагашкин, Верник в «Жуках». Именно им зритель доверяет. При этом я бы отметила успех второго сезона «Бедные смеются, богатые плачут» – там действительно есть герои чуть старше 18-ти, например, Саша Стоун или любовная линия «горничной» и «принца-наследника». Мы разговариваем с  этой аудиторией, просто не делаем ставку на проекты, где весь каст – исключительно молодежь.

АЛИСА, например, будет переосмыслена как история любви двух выпускников школы – их играют Олег Савостюк и  Аня Пересильд. Савостюк, кстати, появляется и в «Беременна в 16», и в еще одном проекте, о  котором пока не могу рассказать. Мы вкладываемся в  этих героев, строим образы современных Ромео и Джульетты – но это часть более широкой системы. Основную ставку мы делаем не на подростков, а  на универсальные истории. Потому что телевидение – это все-таки про доверие. А  к  узкому, острохарактерному подростковому контенту, особенно если это не жанр, а драма, я отношусь скептически. На ТВ такой контент никогда не показывал высоких результатов – и, думаю, не покажет.

Подростки хорошо работают как явление – например, в  проекте «Слово пацана». Это спецпроект, событие, самостоятельная история с  мощным обрамлением  – взрослыми актерами, контекстом. В таком формате – да. Но как основа долгосрочной сетки это не сработает.

В  последние годы один из основных трендов в  производстве контента формировали премиальные сериалы для стримингов, которые затем выходили на федеральном ТВ. Что произошло с  этим трендом за недавнее время и какой вы видите дальнейшую эволюцию контента?

Системности в  этом тренде нет и  быть не может. Платформенный контент стоит в разы дороже, не ограничен хронометражем (одна серия может длиться 25 минут, другая – 30, третья – 18) и изначально создается под другой тип потребления. А телевидение жестко регламентировано: по безопасности смотрения, по хронометражу, срокам сдачи. Это разные миры.

Всплеск платформенного производства был связан с  тем, что многим талантливым продюсерам надоело работать на телевидении, где их ограничивали, правили, заставляли защищать проекты. В  «жирные» времена они все ушли на платформы  – делать то, что душе угодно. Но при этом никакой «фабрики хитов» не возникло.

Например, мы с  Антоном Зайцевым делаем проект «Бедные смеются, богатые плачут» – и сразу закладываемся не на второй или третий сезон, а на сто серий. Если получится, это будет бизнес. Даже шестьдесят часовых серий – уже серьезная база, уже можно говорить о возврате инвестиций.

А  когда платформа выпускает восьмисерийный проект, даже если он становится событием, по деньгам он никогда не отобьется на телевидении. Телевизионная экономика работает иначе: лучше всего отбиваются 24-минутные форматы с  производственным бюджетом в 10–12 миллионов рублей. Для всего, что дороже, надо искать платформенное плечо, чтобы было деление расходов. Как только проект стоит свыше 50 миллионов – это уже неокупаемо с точки зрения ТВ.

Надо понимать: с  такими бюджетами на телевидении могут окупаться только программы. Потому что там работают спонсорские интеграции, прямая реклама. Программа может стоить 300–400 миллионов рублей и окупиться – за счет доли, охвата и брендов. А сериал с  таким же бюджетом  – нет. Как бы ни продавались на него права.

Когда нам предлагают поделить пополам сериал за 50 миллионов, мы предпочитаем вложить эти же 25 миллионов в собственный проект. Мир, который мы создадим сами, полностью контролируем, редактируем, доводим до нужной нам формы. И самое главное – он изначально будет адаптирован под телевидение. У ТВ есть четкое техническое задание, понятные фильтры, через которые контент должен пройти, чтобы попасть к  зрителю. Это путь, который работает многие годы. А платформенные модели просто не вписываются в эту систему.

Насколько успешно на ТВ сейчас чувствуют себя non-scripted-проекты? Мы помним их грандиозные успехи прошлых лет, когда эти форматы только приходили в Россию. Как у них дела сейчас?

Non-scripted  – это наш хлеб. О  них говорить легко и  приятно, потому что они показывают результат. На ТНТ этот сегмент поставлен на поток и  за последние годы увеличен втрое.

У  нас выстроен четкий стандарт программирования с  понедельника по четверг: премьеры в  20:00. Иногда один час, иногда – два, в  зависимости от результата, сетки, наличия сериала, экономической ситуации. Потому что два часа премьерного контента – это одни бюджеты, а  если можно выполнить план по доле на одном часе – это уже совсем другая экономика.

С  пятницы начинается другая история  – программирование выходного дня. Раньше у  нас были разрывы между проектами: Comedy Club, «Экстрасенсы», реалити – все шло с  паузами, потому что продакшны не справлялись с объемами. Мы это изменили. Сегодня с нами работают все ключевые продакшны рынка.

Заканчивается Comedy Club  – сразу начинается «Караоке Club». Потом пойдут новые пятничные премьеры. В  субботу  – «Экстрасенсы», «Мастер игры», и  сейчас мы тестируем связку, чтобы «Экстрасенсы. Реванш» и  «Битва сильнейших» шли без пауз, с  бесшовным переходом. Под ними  – «Конфетка», «Ярче звезд», «Музыкальная интуиция» или любой другой музыкальный проект, который органично ложится в вечер субботы.

А  в  воскресенье мы делаем то, чего не делает никто. Стартует большое трэвел-шоу, за ним – спортивное шоу, и  замыкает этот пятичасовой марафон Павел Воля со своим late night show. Сейчас идут «Сокровища императора», завершились «Титаны», и  «Ген Продакшн» приступает к  съемкам нового спортивного реалити  – «Погоня».

Какие проекты в 2025 году на ТНТ стали для вас приятным сюрпризом, а какие пока не оправдывают ожиданий в  полной мере? С  чем вы связываете подобные их результаты?

Наверное, от провокационного проекта «Это нормально» мы ждали более убедительного результата – но не сложилось. Мы целились в нишу программ вроде «Мужское / Женское», хотели предложить честный разговор о  сложных темах, без прикрас и  телешаблонов. Но формат не сработал так, как мы рассчитывали. Это тоже опыт. Мы продолжим искать другие формы и  подходы – чтобы говорить с  аудиторией откровенно, но находить точную интонацию. Важно делать выводы и  двигаться дальше, а  экспериментировать мы никогда не боялись.

Из приятных неожиданностей могу отметить «Блогеров взаперти» Андреасянов. Мы действительно удачно спрограммировали слот, и  проект показал крепкие цифры. Мы много времени проводим с сеткой, и, честно скажу, угадать стало проще – погрешность может быть в пределах 30 процентов, но в целом мы понимаем поведение своих проектов.

«Казачок» во втором сезоне, наверное, не дал того результата, на который мы рассчитывали. Но у  нас есть два варианта: либо пересобрать проект (как это было с  «Патриотом» или «Реальными пацанами»), либо запустить что-то новое вместе с  теми же продюсерами. Например, «Камера Мотор» прошел не так, как мы хотели, и  мы приняли решение делать спин-офф. Посмотрим, как он сработает.

В сегменте реалити и программ все довольно стабильно – мы получаем те цифры, которые закладываем. Все реалити идут на уровне доли 12. Мы немного волновались за «Мастера игры» – раньше в  субботнем слоте, кроме «Экстрасенсов», никто не ожидал большого развлекательного реалити. Но, как видите, сработало.

Параллельно идут съемки «Карибов», разрабатывается следующий сезон «Выжить в…» и  другие проекты. В большинстве случаев уже есть четкое понимание, как они будут работать.

То есть удивить уже сложно?

Вы знаете, если ты ежедневно и  вдумчиво занимаешься сеткой и  программированием, это становится чем-то вроде математики. Ты начинаешь запоминать закономерности, видеть устойчивые рецепты успеха. На ТНТ такой рецепт сформулирован четко: праздники как философия.

Наш зритель приходит за историями про семью – с родителями, детьми, старшим и  младшим поколением. И  всем этим поколениям хочется одного и  того же – любви, поддержки, счастья, возможности помогать близким, быть частью чего-то общего. Человеческие ценности  – это то, на чем стоят «Жуки», «Патриот», «Реальные пацаны», «Иванько» – настоящие глыбы ТНТ.

При нашей команде ТНТ сильно изменился. Мы первыми сделали осознанный крен в сторону безопасного контента – и сегодня это особенно актуально. Если ты хочешь стабильный, гарантированный результат, то не обязательно удивлять зрителя сюрпризами. Ему важно чувствовать, что он дома, что все знакомо и по-настоящему.

Программирование ТНТ – это качественное, понятное, безопасное развлечение. Вы смотрите «СашуТаню» вот уже двадцать лет – и будет новый сезон. Вернутся и  «Букины» – очень теплые, ностальгические. Прошло два десятилетия, а  Геннадий и  его супруга всё такие же. Это и  есть тот самый эффект доверия. Безопасно – в хорошем смысле.

Конечно, бывают и приятные сюрпризы. Мы долго спорили по поводу сериала «Про это самое». Тема, казалось бы, небезопасная – сексолог в деревне. Но я сразу говорила: он должен «выстрелить». Потому что это сериал не про секс, а  про отношения. Про то, как начать говорить друг с  другом, чтобы быть счастливыми. И  он действительно стал одним из удачных проектов этого года.

Или, например, феноменальный успех «Телохранителей». Там собраны три поколения  – Маковецкий, Лысенков и  Гаас. И  это комбо дало гарантированный победный результат. Мы очень переживали после не самого сильного первого сезона, но второй все изменил – и теперь мы уверенно идем в третий. Я  за этот проект очень рада.

А что в целом выгоднее производить – игровые или неигровые шоу?

Реалити отбиваются сразу. Это моментальная модель: деньги здесь и сейчас. А сериалы – это пакет. Пакетная сделка, где можно в  перспективе заработать весьма ощутимую сумму. Но каждый канал выстраивает свою стратегию.

Не все продают права, потому что это вопрос с диалектикой: с одной стороны, размещение на платформе может мешать повторным показам, с другой – может, наоборот, усиливать их. Тут нет универсального ответа.

Как человек, который программирует ТВ-3, могу сказать: «Глухарь» на 125-м показе все еще дает долю от 6 до 8. То есть привычка на российском телевидении по-прежнему побеждает всё. Но стать привычкой – это большое искусство. А возродить ее – еще сложнее.

Когда началась волна пересъемок – от «Букиных» до «Папиных дочек», стало ясно: это крайне сложная задача. Потому что говорить с  аудиторией сегодняшним языком, попадая в ее воспоминания и ожидания, – это тонкая работа.

Так что, если коротко, программы – это быстрые деньги. А сериалы – это отложенный, но тоже вполне приятный заработок.

А  есть у ТНТ и  других каналов холдинга какие-то рамки по бюджетам сериалов?

Драйверами спонсорских сделок у  нас являются два канала  – ТНТ и  «Пятница!». То, что делает команда Николая Картозии  – это большая и  многолетняя победа. ТНТ всегда претендовал на основные деньги на рынке, но привычку делить эти деньги с  «Пятницей!» сформировала именно команда «Пятницы!».

Мне нравится тот мир, который они создают. У Николая все устроено по принципу вселенных – от образовательных форматов «Умнее всех» до таких проектов, как «Большие девочки» и «Школа». Все это про созидание и про одну важную вещь: если человек по каким-то причинам не получил поддержку в  своем кругу, общество – через экран – протянет руку. И  именно про это «Пятница!».

Это дорогой канал. Мы его дорого продаем, он много зарабатывает и  может позволить себе снимать амбициозные проекты – например, масштабное реалити на Бали. Мы только за, потому что хотим давать зрителю разнообразное, качественное, дорогое развлечение. И ТНТ и «Пятница!» себе это тоже могут позволить.

У нас все очень просто: money first. Любая трата должна быть экономически обоснованной. Вопрос всегда один: мы тратим, чтобы заработать, или просто потому, что хочется? Ответ: только чтобы заработать.

Как поднять канал? Это возможно сделать с  любым каналом, но нужны две вещи. Первая – нащупать героя или героиню, в зависимости от аудитории канала. Вторая  – придумать жанр, который можно поставить на поток. Потому что телевидение – это про потоковое смотрение. Восемь серий не спасут. Нужен постоянный, узнаваемый формат, в котором зритель, даже не включая звук, сразу понимает, куда попал и зачем.

Что вы думаете о  практике совместного участия разных телеканалов и стримингов в производстве одного тайтла? Понятно, что это снижает финансовую нагрузку на всех, но есть ли у этого тренда другие плюсы? И какие здесь могут быть минусы?

Я хочу сказать большое спасибо нашим партнерам из «Кинопоиска» – именно благодаря их поддержке мы можем производить новогодние фильмы. Также с интересом смотрим в сторону VK и Okko.

Но мы работаем в  рамках стратегии, определенной нашим генеральным директором Александром Александровичем Жаровым. У  нас есть собственные цифровые активы, и  мы в  первую очередь предлагаем проекты им. Если понимаем, что не хватает бюджета – выносим проект за пределы холдинга и  привлекаем партнеров, условно говоря, «докраудфандим» оставшуюся часть.

Это прагматичная модель. Но в  основе всегда стоит один вопрос: кто контролирует проект, насколько он соответствует целям и стандартам канала?

В конце 2023 года вы давали большое интервью нашим коллегам из «Ведомостей». Там вы, в  частности, обсуждали запрос на социальную справедливость как одну из сюжетообразующих тем для контента. Насколько сейчас эта тема по-прежнему актуальна? Какие еще темы вам кажутся сейчас наиболее интересными для зрителей?

Запрос на справедливость – огромный. Это видно по успеху «Ронина», «Кордона», и  сейчас у  нас в  работе с  «Триикс Медиа» новый проект – «Возвращенец». «Лесник», «Глухарь» – всё оттуда же, из этой же темы. Мы даже запустили копродакшн с НТВ: мы становимся партнерами как в их раскрученных франшизах, так и в новых сериалах. И это отлично работает в сетке.

Есть и  другой устойчивый запрос  – на безопасность. Если мы с  генпродюсером ТНТ Аркадием Водаховым видим кровь, небезопасный секс или что-то, что может напугать ребенка, который случайно зашел в  комнату, мы отказываемся. Даже если проект потенциально интересен. Платформенная аудитория, возможно, более устойчивая к  небезопасным историям, но у ТВ другие задачи и другие границы.

Ни «Золотое дно», ни «Трасса» не могут быть драйверами прайм-тайма. Это качественные, но небезопасные проекты  – они рассчитаны на узкую аудиторию и  не подходят для семейного просмотра. А  телевидение – это в  первую очередь про совместный, комфортный просмотр. Представьте: вы включаете сериал не в одиночку, а вместе с ребенком, с родителями, с  партнером. Готовы ли вы смотреть «Золотое дно» в такой компании? Я – нет. Хотя сама являюсь поклонницей и  «Золотого дна», и  «Трассы», это тот контент, который я  буду смотреть один на один. А  телевизор включают для другого – для ощущения уюта и  безопасности. Телевидение  – это семейное развлечение. Платформа – индивидуальное.

Вы сами выбираете, платите за подписку и смотрите то, что подходит вам лично. Это два разных сценария потребления. Именно поэтому платформенные сериалы редко бывают успешными на ТВ. А вот наоборот – работает. Телевизионные сериалы часто становятся драйверами и  на платформах. Посмотрите топы по просмотрам на «Кинопоиске»: там регулярно появляются проекты ТНТ – и это как раз показатель силы универсального телевизионного сторителлинга.

Я ориентируюсь только на цифры, потому что за цифрами стоят деньги. Это единственный объективный инструмент для определения успеха.

Остальное – вопрос восприятия. В  России нет неуспешных продюсеров, есть площадки, которые пока не признали их гений. Можно мерить успех признанием коллег, фестивалями, премиями. А  можно считать доходы и расходы. Мы выбираем второе.

В телеэфире люди хотят справедливости и безопасности. А в кинопрокате чего ждет аудитория?

В той части кинопроката, где работаем мы – того же самого. Мы производим кино для семейного просмотра: ПРОСТОКВАШИНО, МЮНХГАУЗЕН, ОЛИМПИЙЦЫ, КЕША, УМКА – все это фильмы, в которых есть место базовым ценностям и понятным смыслам.

Скорость жизни из-за технологий сегодня стала колоссальной. Было отличное исследование, в  котором TikTok называли новым героином. А если к этому добавить вейпы – картина печальная. Мы видим реальную деградацию, и важно не отрицать это, а понимать.

В  этом контексте задача любого порядочного человека в профессии – закладывать в контент ценности. Я не боюсь соцсетей, я  была одной из первых, кто пришел туда в России. И прекрасно понимаю: технологии – это самый быстрый героин для мозга. Мгновенное удовлетворение потребности, заполнение пустоты. Но эта пустота не заполняется книгами, не заполняется сложносочиненными историями – и это, на мой взгляд, большая проблема.

Поэтому и  возникает желание обращаться к  сказкам, к  безопасной советской классике  – ОГНИВО, БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ. Спрос на эту русскосоветскую культурную базу колоссальный. Когда мы идем на эти фильмы с  детьми, то вместе формируем у них базовое представление о добре и зле, о поведении в  обществе, о  любви и  дружбе, отношениях между людьми. Там все четко, без двойных смыслов. А  двойственность, которой полон сегодняшний контекст, – источник постоянной тревожности.

Двадцать лет назад определение СДВГ никто не знал. Сегодня каждый второй подросток знает, что это такое. Мы живем в  состоянии фоновой тревоги, и  технологии во многом ее усиливают. Поэтому самый простой, доступный и  эффективный способ «психотерапии»  – это безопасный просмотр. И  чем больше у  нас будет такого кино, тем здоровее будет общество.

Сказки с нами навсегда?

Я скажу так: то, что они вернулись так поздно – это результат непродуманной сдачи собственной территории. У  границ есть не только география, но и  информационное измерение. И мы зачем-то сдали эти информационные границы Marvel, позволив, чтобы наши дети росли на чужих героях.

Я не против Marvel – у меня дома никто не лишен ни Годзиллы, ни Человека-паука, ни Стича, ни смурфиков, ни миньонов. Но есть глобальная культура, а есть русская – и она до сих пор не раскрыта. Даже если в ближайшие триста лет мы будем без остановки снимать фильмы по русской литературе, нам хватит материала.

Поэтому я  за то, чтобы мы больше не отдавали свои информационные границы. У нас не переработаны даже пушкинские сказки, не говоря уже об уральском, северном, южном фольклоре. Детские путешествия по этим мирам могут быть бесконечными – и захватывающими.

Я  люблю американскую литературу, я  хорошо знаю американское кино, я  смотрю все новинки и  ничего не пропускаю. Но я  понимаю главное: мы никогда не будем частью этой культуры. Это не Советский Союз, который умел усиливать любую национальную идентичность – как, например, в  фильме МИМИНО. Где сегодня грузинская культура в мировом контексте? Кому нужен «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели?

Поэтому я уверена: мы должны защищать свои границы  – и  культурные, и  информационные. Посмотрите на Китай. Там зарубежным фильмам невероятно сложно попасть в  прокат. Квота  – всего около тридцати тайтлов в год на огромную страну. И они не страдают от этого. Их НЭЧЖА – это прямое доказательство того, что им больше не нужны мировые премьеры. У  них есть свой контент, который собирает по два миллиарда долларов. И нам нужно учиться делать то же самое.

Но НЭЧЖА отгремел, и  после него в  Китае пока что крупных хитов не было. У нас киноходящая аудитория сокращается. Как с этим быть?

Это ровно то, о чем я говорила с самого начала: у ЦПШ и  ГПМ РТВ есть четкий план – десять фильмов в  год, премьера каждый месяц. Системный подход. Мы вошли в  год с  ВОЛШЕБНИКОМ, продолжили ПРОРОКОМ, после него вышли БАТЯ и  В  СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ. Четыре картины – и свыше 7 миллиардов рублей сборов. По-моему, вполне достойное начало года. Мы не жалуемся.

Главное  – стало понятно, что так можно работать на постоянной основе. Проекты есть, и  в  следующем году их будет еще больше. УМКА летом заходит в  павильонные съемки, КЕША уже разработан, над сценарием МЮНХГАУЗЕНА сейчас работают, ЗИМА В ПРОСТОКВАШИНО уже снимается. Все идет – и в нужном направлении.

Если говорить глобально, еще более отдаленными сроками – что ждет медиаиндустрию в России и в мире в ближайшие годы?

Я всегда говорю одно и то же всем производителям: будет укрупнение. Такого количества платформ, как сегодня, просто не останется – в них нет нужды. Платформа может существовать только как часть экосистемы. Как у нас в холдинге: от идеи до бокс-офиса, эфира и цифрового показа  – полный цикл. Это ключевое преимущество, которое есть далеко не у всех, но к этому сейчас стремятся все.

Маркетинг требует колоссальных вложений – и их надо как-то отбивать. А  маркетинг восьмисерийных нишевых проектов никогда не окупится, если за этим не стоит построение франшизы. Времена контента для узкой сегментированной аудитории – а именно это и принес глобализм – подходят к концу. Денег на такие истории больше нет. Да их особо и не было.

Прогноз простой: телевидение должно становиться все более безопасным – на фоне все более небезопасного мира. И  тогда оно будет востребовано. Потому что зритель приходит за спокойствием, за стабильностью, за ясным ощущением, что в  телевизионном мире мы в безопасности.

Я уверена, что в ближайшие годы большие маркетплейсы заявят амбиции в производстве или агрегации контента. Потому что настоящая борьба идет за минуты. За то, сколько времени человек проводит с  тем или иным брендом. Wildberries будет конкурировать с ТНТ не за внимание – за время. Телевидение – тоже платформа, и под словом «платформа» не надо понимать исключительно модель с подпиской.

К тому же, и  это моя личная позиция, платная подписка в  России заходит тяжело. У  нас уникальная ситуация: качественное бесплатное ТВ, которого нет больше нигде. Особенно в спорте. В Великобритании вас всегда пригласят смотреть матч за деньги. А  у  нас – бесплатно, от итальянской серии А  до чемпионата мира. И  по спонсорским деньгам это работает. Потому что букмекеры тратят на большие турниры в  телевизионном эфире в разы больше, чем на платформенные.

Поэтому вывод простой: будет борьба за время. А  эта метрика не бесконечна. Аудитория не растет экстенсивно. Поэтому укрупнение – единственный путь. Только объединяясь в  холдинги, можно удерживать человека в своем информационном поле. Посмотрите, как это делает «Яндекс»: вы заказываете еду, такси – и остаетесь внутри его экосистемы. А там уже есть и наше новогоднее кино, и «Этерна», и зарубежные покупки. Но вы – на их территории.

Поэтому, я  уверена, мир будет двигаться в  сторону синхронизации цифровых экосистем с  государством. Я  очень надеюсь, что система прав и  обязанностей, которая у  граждан есть по отношению к  государству, и система государственных услуг – образование, здравоохранение и так далее – будут постепенно синхронизированы с цифровым потреблением.

Когда это произойдет, все сойдется – и ценности, и экономика, и  смысл. И  у  человека появится четкое понимание, что он живет в лучшей стране. Где есть лучшие условия, чтобы состояться как личность. По сути, ничего не изменилось с  моего детства. Просто нужна синхронизация всех усилий в формировании правильных ценностей.

Фото: пресс-служба «Газпром-Медиа Холдинг»

Самое читаемое

Комедия «Нескромные» с Дакотой Джонсон не выйдет в российский прокат
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier провел презентацию нового сезона
Подробнее
Фестиваль «Кремний» представил программу и жюри 
Подробнее
Стал известен состав жюри конкурсного отбора проектов игрового кино ФПРК
Подробнее
Фестиваль «Одна шестая» объявил конкурсную программу
Подробнее
«Брат» и «Бандитский Петербург» стали самыми популярными кинопроектами 1990-х среди россиян
Подробнее
Михаил Горфиль занял должность директора по стратегии холдинга «МТС Медиа»
Подробнее
Студия «Союзмультфильм» рассказала о грядущих планах на партнерском саммите
Подробнее
В Перми завершился фестиваль «Лампа»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Долгая прогулка» возглавила прокат
Подробнее
Фонд кино поддержит 39 проектов кинокомпаний, не являющихся лидерами производства
Подробнее
Российская премьера нового фильма Ричарда Линклейтера пройдет на фестивале «Маяк»
Подробнее
«(Не)искусственный интеллект» станет фильмом открытия фестиваля «Одна шестая»
Подробнее
Фестиваль «Высоко» представил жюри конкурса короткометражного кино
Подробнее
Касса четверга: «Долгая прогулка» взобралась на вершину
Подробнее
Сериал «Хирург» продлен на второй сезон
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18-21 сентября
Подробнее
Официальная касса России: возрождение легенды
Подробнее
Фестиваль «Новый сезон 2025»: церемония открытия
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Долгая прогулка» опережает «Обезьяну»
Подробнее