top banner

Ольга Чирихина: «Специфика моей команды – в неформальном подходе к каждой площадке»

Автор: Мария Мухина, Николай Ларионов

15 марта 2013

Заместитель генерального директора «Каро Фильм» о полной цифровизации и других планах компании

Особенность российского рынка такова, что здесь все меняется очень быстро. Еще два года назад сеть «Каро Фильм» была лидером кинопоказа по количеству экранов, однако сейчас она занимает только третье место. Тем не менее новый генеральный директор компании Пол Хет уверен, что сможет вернуть киносети прежние лидирующие позиции. Залогом этого может служить недавняя сделка, в результате которой у «Каро Фильма» не только сменился владелец, но и появилась инвестиционная программа на $100 млн, предусматривающая открытие нескольких многозальных кинотеатров. Уже в этом году началось переоборудование существующих залов системами RealD. Скорая полная «цифровизация» сети предполагает и совсем другой подход к репертуарному планированию. Обо всем этом мы и поговорили с заместителем генерального директора «Каро Фильм» Ольгой Чирихиной.

Ольга, у вас длительный опыт работы в сети KinoStar Delux, сейчас вы пришли в «Каро Фильм». В чем, на ваш взгляд, при том же самом руководителе, Поле Хете, главное отличие репертуарного планирования ​KinoStar Delux от «Каро Фильма»?

В «Каро Фильме» все совершенно по-другому. Если в «КиноСтаре» в отдельном кинотеатре у нас было минимум 10 залов, то здесь минимум – это один зал. Процентов 40 сети составляют малозальные кинотеатры – один, два, три, четыре зала. Самое большое количество экранов на сегодняшний день в московском «Октябре» – одиннадцать. Я не могу сказать, что это проблема. Просто для нас это непривычно, ново. Плюс площадки все разные, публика разная. Площадки сети KinoStar Delux в основном находились в МЕГАх и были кинотеатрами выходного дня. Семьи приезжали, шопились и ходили в кино. Посещаемость оказывалась просто запредельная. С «Каро Фильмом» совершенно другая история. Здесь 90 процентов кинотеатров расположены в торговых центрах, но не в таких, как МЕГА. Опять же это не плохо. Все кинотеатры у нас замечательные, но они все разные.

Экс-генеральный директор «Каро Фильма» Игорь Ильчук говорил, что прежде, чем состоялась сделка, сеть была переориентирована на более массовую аудиторию – стала неким «фастфудом». Насколько это определение касается демонстрируемого контента?

На сегодняшний момент это даже уже не специфика, а просто тренд всех сетей – делать «фастфуд». Но наша задача – делать «фастфуд» с пятизвездочным обслуживанием. А к репертуарной политике, думаю, это определение отношения не имеет. Артхаусное кино мы также показываем.

Насколько сильно отличаются предпочтения зрителей в зависимости от города?

Сложно сказать о каких-то перекосах, все зависит, естественно, от фильма. Для нас, как, полагаю, и для прокатчика, было удивительно, как пошла ЖИЗНЬ ПИ. Фильм сработал везде. Также мы были очень приятно удивлены, как пошли ОТВЕРЖЕННЫЕ – проект непростой, мюзикл, да еще и с субтитрами. Но он стартовал практически везде хорошо. Не могу сказать, что есть публика, которая смотрит только ужастики или только мелодрамы. Нам говорили, что в «Каро» очень плохо работает семейное кино – мультики и так далее. Ничего подобного – мы ставим семейные фильмы, анимацию, и все идет замечательно.

Странно, многие региональные кинотеатры жаловались на ОТВЕРЖЕННЫХ.

Так это смотря как поставить. Полным экраном, конечно, они не сработают – в регионах я имею в виду. Мы точечно изучали сеансы на примере АННЫ КАРЕНИНОЙ. Специфика моей команды – именно в неформальном подходе к каждой площадке. Нельзя просто все скопировать и поставить. Для нас каждый сеанс на вес золота. Ничего нового мы, конечно, не придумали, но люди, которые со мной работают (еще со времен «КиноСтара»), нацелены на то, что помимо желания заработать деньги себе и прокатчику нужно стремиться максимально удовлетворить потребности населения, чтобы люди могли посмотреть все, что есть. В связи с этим мы за январь поставили дополнительно 20 новых цифровых проекторов и к лету хотим полностью перейти на «цифру», чтобы роспись была более гибкой. Пленки сейчас становится мало, и если в пленочный зал можно поставить только два фильма, то «цифра» помогает увеличить альтернативу до пяти вариантов.

Меняете ли вы роспись в течение одного уикенда? Нередко дистрибьюторы сначала говорят, что существующие договоренности нужно выполнять строго, а потом сетуют, что неповоротливые показчики не увеличивают число сеансов проекта к выходным в случае его успешного старта в четверг.

Мы меняем расписание два раза в неделю – в пятницу и понедельник. Договоренности с дистрибьюторами мы, конечно, уважаем и просто так шашками не машем. Практически всегда перемены в расписании происходят по согласованию с прокатчиком, иногда постфактум – мы меняем сетку, но обязательно предупреждаем дистрибьютора об этом и обос­новываем причины. Когда дистрибьютор видит, что на десяти сеансах, грубо говоря, сто человек, он сам понимает, что нет смысла держать этот фильм. Или же наоборот – если у меня три копии КРЕПКОГО ОРЕШКА в «Октябре», но я вижу аншлаги, то в цифровых залах я могу добавить ему сеансов за счет тех проектов, которые не собирают.

Если в пятницу мы поменяли расписание, таким оно останется уже до следующей среды, а в понедельник мы планируем, что у нас будет с четверга. Мы анализируем, как те фильмы, на которые мы поставили, работали в выходные. Если ожидания оправдались, они остаются, если нет – то нет.

В отношении семейных проектов у вас более гибкая политика? Ведь они вполне могут не собирать в четверг и пятницу, но быть востребованными в выходные.

Да, в отношении семейных релизов наша политика более гибкая, особенно когда это проекты 3D, даже несмотря на то, что говорят, будто с детьми на 3D частенько не очень хотят идти. Мы сейчас переходим на RealD, в линейке продукции этой компании есть и детские очки – они легкие, замечательные. Понятно, что аншлагов на детские проекты в четверг и в пятницу с утра не будет, но потом все равно родители с детьми приходят. Мы ставим и вечерние сеансы семейных релизов. Я не могу сказать, что бывают случаи, когда в четверг на анимацию или на детское кино не приходит никто. Все равно по динамике посещаемости этих проектов в четверг и в пятницу, исходя из опыта, можно прикинуть, какие сборы ожидать в выходные.

Может быть так, что в четверг у детского проекта три сеанса, в пятницу – тоже три, а в субботу – уже шесть?

Может быть и так. Может и десять быть. И это мы не говорим сейчас о таких больших проектах, как, например, СЕМЕЙКА КРУДС.

В декабре был открыт кинотеатр сети «Каро Фильм» в Екатеринбурге. Каковы первые результаты?

Кинотеатр начал работу замечательно, мы очень довольны его сборами. Они неожиданно высокие. В марте у нас еще два больших открытия – в Сургуте и в Питере. Там будет по 9-10 залов. Следующий год у нас должен быть очень ударным – мы открываем московские площадки, над которыми работаем с момента продажи «КиноСтара». Это огромные проекты – 18 и 22 зала.

На ваш взгляд, рынок кинопоказа в столице не заполнен?

Когда у нас был «КиноСтар», например, в «МЕГЕ Белая Дача», нам было очень жалко, что там только 15 залов, а не 18 и не 20, потому что посещаемость просто зашкаливала. Я думаю, что те торговые центры, где мы сейчас строим свои новые кинотеатры, поспособствуют очень хорошей заполняемости. Деньги владельцы и девелоперы вкладывают огромные, так что, на мой взгляд, эти две площадки станут в Москве топовыми.

Вы пересмотрели ценовую политику сети? Что-то изменили после предыдущих владельцев?

Пока мы работаем с ценами, которые были. Программы для студентов, пенсионеров, детей обязательно продолжат свое существование – мы их очень любим, особенно программы для детей, которые приводят к нам как можно больше семей. Что произойдет в остальном, пока сложно сказать. Есть проблемные в этом плане точки, например, наш кинотеатр в торгово-развлекательном центре «Щука». Буквально на следующей от него станции метро в октябре-ноябре открылся кинотеатр, который в Новый год сделал скидку в 50 процентов. Я понимаю, что людям нужно развиваться, но это очень много. То же самое у нас произошло в Мытищах – открылся торговый центр с кинотеатром, и для привлечения клиентов цены также были снижены. В таких случаях мы уже разговариваем с дистрибьюторами – что им выгоднее. Мы об этом все время говорим на заседаниях «Киноальянса»: нет плана кинофикации районов, регионов. Например, у нас раньше были «МЕГА Теплый стан», «Принц Плаза» и «Спектр» – три кинотеатра на одном пятачке – плюс еще площадка «Формулы Кино». Кто это все разрабатывал?

Что касается ценовой политики, то я не уверена, что стоит сейчас повышать цены на билет. Чтобы это делать, нужно людям что-то дать дополнительно – вложиться в качество обслуживания, сменить дизайн. Скажу точно: ничего повышать мы в ближайшее время не собираемся. Понижать – наверное, может быть.

В последнее время наблюдается лишь незначительный прирост посещаемости, бокс-офис увеличивается только за счет цены билета. Как, на ваш взгляд, бороться с этой пугающей тенденцией? Формат 3D приелся, другие инновации не увлекают зрителей столь сильно…

Я вот, например, не согласна с тем, что 3D людям перестает быть интересен. Приелось 3D плохого качества, когда непонятно, что ты видишь, когда очки плохо работают – это раздражает. Если 3D хорошего качества, народ очень доволен.

И я абсолютно согласна с тем, что прирост посещаемости незначительный. Взять хотя бы январь. Я так понимаю, что тенденция положительная только потому, что открылось очень много новых залов, около пятисот. Без них результаты оказались бы не такие хорошие. Москва в январе была практически пустая, спасли регионы. Но на качественный продукт народ всегда пойдет – в 3D он или не в 3D. Сейчас стартует та же СЕМЕЙКА КРУДС – я считаю, будут сплошные аншлаги, потому что фильм просто замечательный, великолепный. Давно такого не было.

Насколько эффективна с точки зрения привлечения аудитории реклама киносети, например, на ТВ, наружная или кросс-промо с другими видами развлечений? Или достаточно повышения качества и «сарафанного радио»?

До того, как в уже существующих кинотеатрах что-то существенно изменится, о какой-то глобальной рекламной кампании речи быть, на мой взгляд, не может. Но при открытии новых площадок это полезно. Например, в Екатеринбурге у нас была очень хорошая рекламная кампания, равно как будет в Сургуте и Санкт-Петербурге.

Имеет ли смысл рекламировать RealD или какой-то другой формат кинопоказа?

Конечно. На сегодняшний день мы как раз работаем с компанией RealD – запускаем специальные ролики про формат RealD к фильмам СЕМЕЙКА КРУДС и ЭПИК.

Кстати, о RealD. Какое-то время назад западные СМИ писали, мол, зарубежные кинотеатры сильно пожалели, что подписались на одноразовые очки. И дистрибьюторы стали возмущаться, что им приходится выплачивать компенсацию за них.

На сегодняшний момент в «Каро» есть все виды 3D – Dolby, Expand, Image и RealD. Об одноразовых очках речь не идет. Мы купили многоразовые очки RealD и машины, которые их моют. Плюс специальные салфетки. С одноразовыми очками сложно хотя бы тем же кассирам. Как только мы полностью перейдем на формат RealD, тогда будем думать. Во всем мире, где есть RealD, студии компенсируют часть стоимости 3D-очков – по 30 центов за штуку. Мы ничего не получаем, так же как не получаем VPF.

В бытность «КиноСтара» мы продавали очки отдельно, и люди могли их потом еще два-три раза использовать. Насколько я помню, стоили они 40 рублей. Но лишь единицы помнили, что купили очки, и забывали их в машине или дома.

Еще одна беда российского кинопроката состоит в том, что, в отличие от других рынков, у нас фильмы очень быстро сходят с экранов. Для вас эта проблема актуальна?

Очень актуальна, особенно в трехзальных кинотеатрах и в четырехзальных. Каждую неделю выходит достаточное количество фильмов, и они просто не встают. Даже при огромном желании и даже исключительно высококачественные проекты уместить в четырехзальник не получается. Поэтому экраны половинятся, держать кино больше трех недель в малозальниках просто нереально.

Вместе с тем вам проще выстраивать диалог с дистрибьютором, нежели с независимыми региональными кинотеатрами, которым говорят: «Полным экраном!», «Двумя экранами!» Как вам кажется, насколько дистрибьюторы требовательны относительно тех или иных форматов росписи?

Так как мы работаем с 2002 года, у нас достаточно большой опыт сотрудничества с дистрибьюторами, многие из которых уже стали нашими друзьями по жизни. Мы всегда находим общий язык и консенсус. Мы обязательно слушаем дистрибьюторов, спрашиваем об эстимейтах, очень интересуемся рекламной кампанией и планами по росписи – это очень важно. О какой-то настойчивости говорить сложно, но без споров никогда не обходилось и не обходится.

Проработав в «Каро Фильме» три месяца, сказать, что на сто процентов понимаю сеть, я еще не могу, но дистрибьюторы уже осознают: так, как было в «Каро», уже не будет. Это очень позитивно. У нас американский подход. Из прокатного отдела, который был в «Каро», осталось два человека плюс пришли две девушки, которые раньше работали со мной в «КиноСтаре». Вместо десяти у меня сейчас четверо сотрудников при тех же площадках. Думаю, что переход на более автоматизированную систему все упростит, но мы пока не перешли. Когда перейдем, все будет просто идеально – и для дистрибьюторов, и для нас.

Большинство дистрибьюторов сейчас старается показывать проекты крупным сетям заранее. Например, насколько нам известно, вы уже посмотрели ЛЕГЕНДУ № 17. Чувствуете ли вы в таких случаях ответственность за судьбу фильма? Помогают ли такие показы раскрутке проекта в вашей сети?

Если говорить конкретно о ЛЕГЕНДЕ № 17, то я думаю, что сейчас дистрибьютор ЦПШ начнет большую рекламную кампанию. А мы, как можем, поможем – и демонстрацией роликов, и покрытием всех возможных поверхностей. Что касается ответственности, то подобное чувство иногда возникает. Особенно когда показывают заранее и спрашивают наш совет – мы всегда его даем. Молчать не в нашей традиции. Если что-то очевидно и мы можем помочь это исправить, мы всегда подсказываем.

Как вы считаете, силами киносети реально раскрутить какой-то фильм – допустим, настойчивой демонстрацией трейлеров перед сеансами? Или амбициозные проекты невозможно прорекламировать без федеральной поддержки телеканала?

Обязательно нужна федеральная поддержка.

То есть реклама в киносетях просто дополняет телевизионную?

Я считаю, что здесь 50 на 50. Реклама в кинотеатрах не просто обязательна – это основная площадка наравне с телевидением, радио. Недаром многие продюсеры сейчас стали объезжать кинотеатры и следить за постановкой стенди. Я считаю, это замечательно, когда люди болеют душой и сердцем за свой продукт, за свое детище – так и должно быть. Когда ты видишь, что кино хорошее и что продюсер за него болеет, это очень ценно.

Кто у вас отвечает за ротацию роликов? Этим занимается отдельный человек?

Нет, не отдельный. Сначала мы смотрим на ролики, уже прикрепленные к фильму, а потом думаем – все зависит от зала, от формата. В основном крепим трейлеры картины, которая выйдет через месяц, и самого ближайшего релиза, стартующего на следующей неделе.

У нас есть еще вот какая идея. Некоторые люди приходят на сеанс заранее и, ожидая в зале, смотрят на пустой экран. И мы хотим сделать некое пре-шоу в американском формате. Это даже не реклама, это ролик продолжительностью около 6 минут, который делится на 4 час­­ти – в первой и последней рассказывается о каком-то проекте, показывается короткий фильм о фильме, а в середине – что-то вроде «Сплетника» о кино. Мы провели тест такого пре-шоу – у людей на него очень хорошая реакция. Мы надеемся, что объединим не только дистрибьюторов, но и крупных спонсоров, что сможем показывать это шоу не только в «Каро», но и в других сетях. Народ заинтересован смотреть не только ролики, которые он может увидеть и в Интернете, а еще и какие-то дополнительные материалы.

Чем вы занимались после того, как был продан KinoStar Delux? Какие, на ваш взгляд, кардинальные перемены произошли на рынке за это время? Может, аудитория стала более взыскательной?

Когда мы ушли из «КиноСтара», у меня два месяца был отпуск, а потом началась интенсивная работа над ВЫСОЦКИМ, которого я как заместитель генерального директора компании Monumental Pictures выпускала совместно и с Sony Pictures, и с «Дирекцией кино». После ВЫСОЦКОГО прошел месяц и мы начали проверку «Каро». Так что я никуда не уходила, хотя физически росписью это время не занималась.

Что касается аудитории – она растет, детки уже стали тинейджерами, кто-то из студентов уже стал родителями и так далее. Даже малыши уже другие, их теперь не заманишь на какие-то бестолковые незамысловатые мультики. У меня есть внук, которому скоро исполнится три года, и он уже сам может что-то там загрузить себе на iPad. Выросло другое поколение. Ему интересны и простые истории, и ОБЛАЧНЫЙ АТЛАС.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть вторая)
Подробнее
Фонд кино провел очную защиту фильмов компаний, не являющихся лидерами производства (часть первая)
Подробнее
Cреди ясного неба: Перспективы российских кинокомиксов
Подробнее
Касса России: кинокомикс «Майор Гром: Игра» стал лидером проката
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Майор Гром: Игра» обгоняет «Сто лет тому вперед»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Майор Гром: Игра» возглавил прокат
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 23–26 мая
Подробнее
Стали известны победители 77-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Санкт-Петербургский международный контент-форум объявил состав участников
Подробнее
Снятый в России короткометражный фильм получил приз на Каннском кинофестивале
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Узбекистаном в создании кино
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Майор Гром: Игра» занял первую строчку
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 20–26 мая 2024 года
Подробнее
Роскомнадзор выявил в сети десять фильмов с признаками экстремизма
Подробнее
Джордж Лукас остался недоволен новыми «Звездными войнами» от Disney
Подробнее
Министерство культуры не выдало прокатное удостоверение фильму «Краш» братьев Пресняковых
Подробнее
Первый канал снимет сериал о Владимире Жириновском
Подробнее
Фестиваль «Медвежонок» объявил программу
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Okko оштрафован на 1 млн рублей за ЛГБТ*-пропаганду
Подробнее