top banner

Алексей Воронков: «Запас прочности у кинотеатров заканчивается. Все идет к тому, что когда контент появится, его просто негде будет показывать»

Автор: Никита Никитин

23 мая 2022

Управляющий сети кинотеатров «Синема 5» рассказал БК о текущем положении дел в сегменте кинопоказа

4 мая стало известно о том, что Ассоциация владельцев кинотеатров запускает специальное кинопрокатное подразделение АВК’PRO, которое будет напрямую заниматься дистрибуцией фильмов. На повестке по-прежнему стоят вопросы господдержки, закрытия кинозалов и введения принудительной лицензии.

Расскажите, пожалуйста, как прошла встреча актива АВК 23 апреля? Что обсуждалось и какие решения вы можете озвучить публично?

Встреча прошла как обычно: поговорили, поспорили, определили направления, по которым планируем двигаться дальше. Согласовали условия работы с нашим дистрибьюторским проектом АВК’PRO, обсудили технологию выделения комиссий агрегаторов за оформление билетов из общей стоимости билета. Из больших публичных решений: пресс-релиз об отношении к пиратству и заявление о состоянии отрасли.

Как вы оцениваете шансы выделения поддержки и прочей помощи от государства, запрошенной АВК? И если поддержки не будет, не станет ли это фатальным для отрасли?

Мы никогда не оцениваем шансы выделения субсидий: не делали этого в 2020-м, не делаем и сейчас. Наша задача – подготовить расчеты, написать письма и попробовать достучатся до людей, принимающих решения, чем мы и занимаемся с начала марта. А на вопрос о получении или неполучении субсидии стоит смотреть немного шире. Во-первых, надо, пожалуй, уже принять, что Голливуда не будет как минимум в том виде, в котором он существовал раньше. Нам придется учиться жить без него. Во-вторых, кто успел поработать индийским и корейским кино за последние пять лет, понимает: это далеко не массовая история. В-третьих, мизерные сборы «легендарных» советских и российских фильмов прошлых лет тоже говорят сами за себя – на них нет массового спроса. К сожалению, это понятно пока только нам, а не широкому кругу узких специалистов, советующих кинотеатрам, что надо показывать в условиях санкций. Я лично не вижу вариантов существования кинотеатров без большого кино, а в нашем случае – без большого российского кино. Будет оно? Не знаю. Но надеюсь, потому что не могу сказать, что у нас не умеют снимать фильмы, конкурирующие по сборам с Голливудом. Знаю точно одно: чтобы хоть как-то наполнить российский прокат и кинотеатры начали работать в ноль, отечественным студиям потребуется не менее полугода. Это время нужно, чтобы закончить то, что не успели в пандемию, либо переформатировать контент, изначально предназначенный для онлайн-видеосервисов. Но полугода у нас как раз и нет. Запас прочности у среднего кинотеатра – три месяца, два из которых полностью закончились. Будет ли это катастрофой? Да. Мы можем прийти к тому, что когда контент появится, его просто негде будет показывать.

Как обстоят дела в киносети «Синема 5»? Сколько кинозалов у вас простаивает? Как складываются отношения с арендодателями и есть ли проблемы с персоналом?

Уверен, что так же, как и у всех остальных. Можно начать рассказывать, что мы активно работаем с разнообразным российским контентом, сдаем залы в субаренду, что у нас самый маленький спад в марте среди топ-5 киносетей. Но реальность такова, что в апреле мы закрыли до 35 процентов кинозалов. Сказать, что ситуация с персоналом хуже, чем в ковид, нельзя: к сокращению штата мы пока не прибегали. Кто-то увольняется сам, кто-то держится. Мы сокращаем рабочие часы, количество смен, расходы на содержание кинотеатра – так же, как и два года назад. Если бы не понимание со стороны администраций ТРЦ, под нож уже в апреле попало бы 70 процентов наших кинотеатров. Но практически по всем площадкам удалось договориться с торговыми центрами на временный переход к арендным отношениям по модели «процент с оборота». За это им отдельное спасибо. Есть, конечно, случаи, где переговоры зашли в тупик. Поэтому утверждая, что кинотеатры скоро начнут закрываться, я прежде всего опираюсь на свой опыт.

Разные источники называют разные цифры, сколько в данный момент простаивает кинозалов. Какой оценки придерживаетесь вы?

Статистика – очень интересная штука. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Если считать количество залов, уже снятых с регистрации в ЕАИС или Rentrak, картина пока не такая уж удручающая. Для того, чтобы потом не краснеть за свои цифры и ориентироваться на реальную ситуацию в отрасли, мы оперируем количеством работающих кинозалов, то есть теми площадками, на которых был показан хотя бы один сеанс за день. Эта цифра плавающая, потому что кто-то закрывается по понедельникам полностью, кто-то работает только в прайм-тайм, кто-то закрывает половину залов до выходных, кто-то не зарегистрирован в Rentrak, кто-то до сих пор отчитывается в ЕАИС вручную и пробивает по одному билету на сеанс. Но если вы показали хотя бы один сеанс в день и отправили данные, мы считаем вас работающим кинозалом. И на начало года в стране было 5709 действующих кинозалов, 1 апреля работало 5423 кинозала, 5 апреля – 3997, 18 апреля – 3663, 21 апреля – 4288. Как ни крути, в апреле мы потеряли треть работающих площадок.

Как вы оцениваете идею введения принудительной лицензии на контент? Насколько в текущей ситуации показ фильмов мейджоров по такой лицензии является спасительным?

Многие кинотеатры видят в этом спасение. Но поверьте, очень немногие сети могут позволить себе качественный нелицензионный контент. Это долго и дорого. Поэтому лично я вижу в этом прежде всего возврат к видеосалонам. Возможно, это как-то и спасет отрасль в краткосрочной перспективе, но в конце концов убьет саму идею качественных кинотеатров.

Верно ли, что лицензия будет касаться только повторного контента или голливудские новинки тоже будут задействованы в программе? Существует ли техническая возможность показать свежий мейджорский релиз до его появления в онлайн-прокате?

Я не видел проекта закона о принудительном лицензировании, и идею подобного проекта со мной никто не обсуждал. И да, существует номинальная техническая возможность показать свежий мейджорский релиз до его появления в онлайне. Но, как я и говорил, это очень дорого.

Если принудительная лицензия будет введена, вас не отпугивают стратегические последствия данного решения, а именно – риск разрыва партнерских отношений с зарубежными дистрибьюторами?

Если вам за день до старта снимают релиз, на который заключен и подписан договор и на который у вас уже проданы билеты, вы будете считать это партнерскими отношениями? Ну мы же не в МИДе с вами сидим. Давайте называть вещи своими именами. Из всех наших бывших партнеров я получил только одно официальное письмо из Канады о приостановке действия договора и один звонок из России: «Прости, друг, не знаю, что происходит, сами ничего не понимаем». И это были не мейджоры. Коллеги, с нами уже разорвали все отношения. Боюсь ли я, что со мной их разорвут второй раз? Нет.

Что вы можете ответить дистрибьюторам, которые не готовы предоставлять кинотеатрам перевыпуски в процентовке 70 на 30?

Думаю, ваш вопрос вызван некой истерией вокруг якобы ультиматума АВК в адрес дистрибьюторов. Но АВК не ставила и не ставит ультиматумов. Все, что вышло в Сети по этому поводу, – внутренний документ, в котором кинотеатры между собой договорились: давайте брать повторку 70 на 30. Не хочет выпускать дистрибьютор повторный прокат 70 на 30 – ну пусть не выпускает. Это же его решение, к которому мы относимся с уважением. Есть ведь еще кинотеатры, не входящие в АВК, есть даже такие, кого устраивает СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ с процентом 50 на 50. Есть много муниципальных кинотеатров, которым сейчас не так страшно, им не нужно так рьяно выживать. Некоторые дистрибьюторы, например, выбирают эксклюзив с одной или двумя сетями. Это тоже их право. Любой продюсер может намеренно пойти на решение взять только 20 процентов от потенциальных сборов, может, ему проще составить один эксклюзивный договор с одной сетью. Мы же тоже сейчас прибегаем к модели, по которой и по новым фильмам работаем 60 на 40 внутри АВК. Но это не значит, что такая ситуация станет общепринятой нормой или мы кому-то будем ставить ультиматумы. Это просто вопрос договоренностей.

Расскажите, пожалуйста, об инициативе по включению дополнительных мощностей кинотеатров для продвижения релизов.

В том или ином виде кинотеатры всегда занимались продвижением релизов для «своей» аудитории – публики конкретного кинотеатра. Мы понимаем, что сейчас это единственный канал для рекламирования большинства новых картин, так как релизы с хорошей федеральной поддержкой – уже единичные случаи. Специальная рабочая группа АВК обсуждает шаги рекламной кампании с дистрибьютором, прорабатывает внутреннюю инструкцию для кинотеатров, и мы запускаем это в работу. Но если соцсети и прочие интернет-ресурсы задействовать получается довольно быстро и активно, то с показом трейлеров все сложнее. Например, сегодня мне пришлось бы показывать более 30 кинороликов перед каждым сеансом. Сделать это просто нереально. В любом случае технология отрабатывается.

Как обстоят дела с новыми способами привлечения зрителей в текущей ситуации? Например, услугами по аренде кинозала под конкретный фильм или командами геймеров? Судя по всему, показы различного альтернативного контента и продажа попкорна онлайн также снова становятся актуальными?

Увы, осмелюсь предположить, что это не новые способы привлечения зрителей. Просто некоторые сети стали писать о них недавно, ну и, возможно, у них изменилось соотношение. Давайте возьмем конкретный кейс, и лучше не Москву, а, например, кинотеатр из Чебоксар на 7 залов. В 2017 году аренда кинозалов давала в среднем 100 тысяч в месяц, при аренде от 5-ти до 10 тысяч за сеанс это составляло 2 процента от общей выручки. В апреле 2022 года этот же кинотеатр сдал в аренду кинозалы на 120 тысяч рублей, и это составляет уже 10 процентов от выручки. Можно сказать, что мы выросли в пять раз, с 2-х до 10 процентов. А можно сказать, что у нас выручка в пять раз упала. Недавно написали о показах контента от блогеров на экране. Очень интересный инфоповод. Но если я правильно помню, это был один кинотеатр, и, кажется, один сеанс из сорока в день. Ребята молодцы. Не сидят на месте. Есть даже случай, когда спектакль в кинозале ставили. Но если мир придет к тому, что я сорок сеансов в день буду показывать блогеров или рубиться в танчики, то это, видимо, не мой бизнес. Я, наверное, очень стар, но я хочу показывать в своих кинотеатрах кино! И на сегодня я не вижу системной прибыли в альтернативных формах использования кинозалов.

Можете ли вы приоткрыть завесу тайны над следующим слетом АВК? Когда и где он пройдет? Известны ли уже кандидаты на пост главы ассоциации?

Следующая встреча АВК планируется в июне в онлайн-формате. Вопрос о кандидатурах давайте оставим для внутреннего обсуждения в ассоциации.

Что сейчас вы можете посоветовать своим коллегам – владельцам кинотеатров?

Денег и фильмов нет, но вы держитесь! Кажется, я где-то эту фразу уже слышал, видимо, не я ее придумал.

Самое читаемое

Предварительная касса уикенда: лидером стала «Красная Шапочка»
Подробнее
Российская киноакадемия не будет выдвигать фильм на «Оскар» в этом году
Подробнее
Сергей Сельянов обратился к правительству с просьбой не привлекать кинематографистов к мобилизации
Подробнее
Председатель Российского оскаровского комитета покидает пост
Подробнее
«Каропрокат» займется кинодистрибуцией проектов «МТС Медиа»
Подробнее
Стала известна программа фестиваля «КАРО.Арт»
Подробнее
На курорте «Роза Хутор» закрылся фестиваль «Новый сезон»
Подробнее
Рынок Potential Project Market не состоится в этом году
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 29 сентября – 2 октября 2022 года
Подробнее
Международная касса: лидером оказался очередной перевыпуск «Аватара»
Подробнее
Предварительная касса четверга: лучшей новинкой стал фантастический боевик «Эра выживания»
Подробнее
В Москве прошел спецпоказ фильма «Сердце пармы»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 29 сентября – 2 октября
Подробнее
Касса России: «Красная Шапочка» ожидаемо занимает лидирующую позицию
Подробнее
В Москве прошла премьера сериала «1703»
Подробнее
«Амедиатека» анонсировала новинки октября 2022 года
Подробнее
Американская касса: чарт возглавил триллер Don’t Worry Darling
Подробнее
В Москве состоялся показ фильма «Мать моего сына»
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Решение уйти» лидирует среди новинок
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавила «Красная Шапочка»
Подробнее