top banner

Анастасия Зуенко: «Мы должны законодательно вывести съемки кино в Москве из категории массовых мероприятий»

Автор: Рая Башинская

24 августа 2021

Руководитель Московской кинокомиссии о текущей работе организации и преимуществах столицы для съемок проектов международных кинематографистов

В начале августа правительство Москвы объявило восемь фильмов, которые получат грант за создание и популяризацию образа столицы в кино. Субсидию на общую сумму в 36 млн рублей распределят между картинами НА ОСТРИЕ, КОМАНДА МЕЧТЫ, ДОКТОР ЛИЗА, КОМЕТА ГАЛЛЕЯ, ХАНДРА, КРАСОТКА В УДАРЕ, ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА и ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ. Анастасия Зуенко тажке рассказала БК об этом гранте и возникающих в работе проблемах.

Расскажите, пожалуйста, о работе Московской кинокомиссии за последний год. Какие места в Москве наиболее востребованы у кинематографистов?

Мы активно продолжаем свою работу, количество заявок растет. С 2018 года мы помогли более чем тысяче кинопроектов. За последний год поступило свыше 300 заявок. Среди них крупные и ожидаемые фильмы – ВОЛАНД Михаила Локшина, НЮРНБЕРГ Николая Лебедева, ПОДВИГ Алексея Смирнова, ПЕРВЫЙ «ОСКАР» Сергея Мокрицкого, ВОРОБЬИНОЕ ПОЛЕ Павла Чухрая, ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК Петра Тодоровского и многие другие. Помимо этого, с нами плотно работают студенты профильных учебных заведений, которым мы тоже оказываем содействие в съемках курсовых и дипломных работ. Что касается самых популярных мест для съемок у кинематографистов, то это Красная площадь, московские парки, Тверская и другие центральные улицы. Сейчас снимается очень много исторических фильмов, поэтому востребованы сохранившиеся в первоначальном виде уголки Москвы – район Чистых прудов, Хохловский переулок, Трехсвятительский переулок. Также наши кинематографисты используют дорожно-транспортную сеть Москвы. На проезжей части активно снимают, и город, к счастью, дает нам возможность это делать.

Съемки с дронов тоже с вами согласовываются?

Да, это тоже к нам. Со съемками с использованием дронов пока есть определенные проблемы, но мы сейчас находимся в переговорах с уполномоченными органами, чтобы нам разрешили это делать по более упрощенной схеме, нежели сейчас. На окраинах Москвы проще получить разрешение, с центром города сложнее.

Что может послужить причиной отклонения заявки кинокомиссией?

Мы в основном оказываем содействие киносъемкам, то есть реклама, политические ролики, музыкальные клипы не входят в нашу компетенцию. Что касается кинопроизводства, то мы стараемся помогать абсолютно всем. Если это, разумеется, не противоречит этическим нормам и федеральному законодательству. 

Вы руководите кинокомиссией с декабря прошлого года. Произошли ли в работе организации какие-то изменения за это время?

До вступления в эту должность я двадцать лет проработала в департаменте кинематографии Министерства культуры Российской Федерации, поэтому нахожусь в сфере киноиндустрии достаточно долго и знаю по работе практически всех действующих продюсеров. Пришло время двигаться дальше и пробовать что-то новое. Наталья Мокрицкая, которую я знала многие годы в качестве продюсера, предложила мне стать частью ее команды и возглавить офис Московской кинокомиссии. Я приняла это предложение с большим удовольствием. Новая сфера оказалась очень интересной, и я смогла с успехом использовать свой багаж знаний, опыт и навыки. В Московской кинокомиссии полностью сменилась команда. На всю столицу сейчас работает всего пять человек. Все они совершенно потрясающие ребята, делающие невозможное. Не могу сказать, что у нас в корне что-то изменилось. Мы продолжаем работу, начатую Светланой Максимченко и ее командой. Развиваем организационную часть, стараемся облегчить все способы согласования съемок. Например, сейчас согласования с МВД по всем съемкам в Москве перешли в формат информирования на сайте Московской кинокомиссии. То есть теперь мы уведомляем стражей порядка о съемках не в бумажном виде, как было ранее, а публикацией в Сети. Естественно, мы активно сотрудничаем с префектурами, со всеми органами исполнительной власти, проводим совещания и стараемся упрощать все процессы согласования. Надо понимать, что Москва – это многомиллионный город, где снимать кино очень нелегко. В других регионах России все процессы согласования проходят проще, масштаб съемочных работ, количество съемок в разы меньше. Региональные кинокомиссии пока еще принимают по 4–6 съемочных групп в год, а через Московскую проходит по 300–400 проектов. В этом году я ожидаю порядка 500 заявок от кинематографистов.

Прежнее руководство активно работало над паблисити кинокомиссии – каждое действие было на виду и сопровождалось сообщениями в прессе. Насколько вам близка такая работа с пиаром?

Когда кинокомиссия создавалась, это была абсолютно верная концепция развития, надо было, чтобы о ней узнали. Сегодня же мы идем от экстенсивного пути развития к интенсивному. Несмотря на то, что объем работы увеличился в разы, мы помогаем и сотрудничаем с региональными кинокомиссиями, участвуем в различных профильных мероприятиях, посвященных созданию региональных кинокомиссий, а также в круглых столах ведущих кинофестивалей, читаем лекции на продюсерских факультетах, обучаем будущих локейшн-менеджеров. Планируем в сентябре запустить собственный факультет, готовящий специалистов среднего звена на базе киноколледжа номер 40. Мы стараемся развиваться не только в достаточно узкой сфере согласования киносъемок, но и стремимся образовывать тех людей, которые потом придут к нам с новым кино, с новыми задачами.

Какое влияние на работу кинокомиссии оказала пандемия? Во время коронакризиса был период, когда Европа и США находились на карантине, а в России все уже функционировало. Казалось, что наша страна может стать привлекательным местом для съемок зарубежных кинематографистов. Воплотилась ли эта теория в жизнь?

Как только город открылся 9 июня 2020-го, от кинематографистов сразу стали поступать заявки. За полгода, с июня по декабрь прошлого года, мы их получили около трехсот. Было организовано множество съемок, поэтому я не могу сказать, что произошел серьезный спад. К нам также поступали звонки и заявки от зарубежных кинематографистов, но в связи с тем, что границы еще закрыты, это работа на будущее. То есть сейчас те организации, которые присылали заявки из Франции, Великобритании, Индии, Южной Африки, с Филиппин, возобновляют работу с нами. На следующий год уже запланированы съемки нескольких зарубежных проектов в Москве.

Московская кинокомиссия в июле была представлена на Кинорынке в Каннах. Проявили ли зарубежные кинематографисты интерес к съемкам?

После презентации Московской и региональных кинокомиссий в Каннах прошло не так много времени, поэтому еще рано говорить об интересе зарубежных съемочных команд. 

«Роскино» активно работает в этом направлении, продвигая копродукцию и съемки в России. Насколько вам это помогает?

Мы работаем с «Роскино» в тандеме, поэтому, думаю, наши общие усилия в будущем приведут к тому, что зарубежные кинематографисты заинтересуются Москвой. Российская столица очень многообразна. Здесь можно снимать не только Москву, но и Нью-Йорк, Будапешт, Шанхай и другие города мира. Пока Будапешт и Москву снимают как раз в Будапеште и Праге.

Какие есть преимущества у Москвы по сравнению с другими кинопроизводственными центрами в Восточной Европе?

Мы работаем над созданием этих преимуществ, пока все очень непросто. Но если действовать системно, можно многого добиться.

Что из опыта европейских киностолиц вы хотели бы внедрить?

Поскольку мы еще очень молоды, Московской кинокомиссии всего три с половиной года, а наши зарубежные коллеги работают уже десятки лет, то мы изучаем их опыт и думаем, как его соединить со спецификой нашего кинопроизводства и нашего законодательства.

Что в целом интересует зарубежных кинематографистов в России в первую очередь?

Их привлекают прежде всего наша уникальная природа, огромная территория нашей страны с разнообразием ландшафтов, наличием множества климатических зон. Что касается столицы, то в основном наши визитные карточки – Красная площадь, ГУМ, ВДНХ, парк «Зарядье» и еще ряд объектов в центре. Они не ищут легких путей и выбирают самые сложные для согласования объекты (смеется).

Сможете ли вы помочь зарубежным производителям рекламы и музыкального видео, если они обратятся к вам?

Конечно, вот как раз сейчас от индийских партнеров пришла заявка на съемки музыкального клипа. Будем им помогать. Индия вообще очень заинтересовалась Москвой. В ближайшем будущем нам предстоит организовать съемки около 6-7 проектов индийских продюсеров. Буквально недавно в Москве отсняли музыкальный фильм под рабочим названием САРФАРАЗ со всеми характерными для Болливуда танцами, песнями и историей любви.

Чем вызван интерес с индийской стороны?

По словам индийского продюсера, их публика несколько пресытилась родными видами, им хочется чего-то нового. Вот Москва и Санкт-Петербург для индийского зрителя наиболее привлекательны. Прежде всего – своими масштабами, красотой и в хорошем смысле помпезностью. У нас же есть много объектов в стиле барокко, рококо, в псевдорусском стиле, которые очень привлекательны для их визуального восприятия. 

Преимуществом съемок в России называют локации и невысокую стоимость кинопроизводства, при этом рибейты еще только начинают работать, а об облегчении оформления виз только говорят. Насколько вообще привлечение зарубежных съемочных групп находится в приоритете у правительства?

Система рибейтов начинает работать. Визовая система также реформируется. Поэтому можно сказать, что правительство в любом случае заинтересовано и уже начинает признавать кинопроизводство как отдельную индустрию.

Когда в Москве заработают рибейты для российских съемочных команд?

В Москве нет системы рибейтов в том виде, в котором она существует во всем мире. Вместе с тем с 2019 года Правительством Москвы введена система грантов за создание позитивного образа столицы в киноискусстве. В 2020-м такие гранты получили четыре проекта, в этом году – восемь. Приказ об этом появился на сайте мэра Москвы в среду, 4 августа. Среди этих фильмов есть достаточно заметные – НА ОСТРИЕ, ДОКТОР ЛИЗА, КОМАНДА МЕЧТЫ, КОМЕТА ГАЛЛЕЯ, ХАНДРА, КРАСОТКА В УДАРЕ, ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ и ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА.

Но этот грант получат только те фильмы, где представлена узнаваемая Москва и она занимает не менее 10 процентов хронометража, то есть это относится не ко всем картинам.

Да, конечно, не ко всем. Гранты получат те, кто показал столицу в лучшем и привлекательном свете. И это справедливо.

Будут ли в Москве внедрены рибейты, компенсирующие часть бюджета?

Это будут решать в Правительстве Москвы.

С чем связано отсутствие такого решения? Кинематографисты все равно снимают в Москве и нет нужды их дополнительно стимулировать?

В городе большая концентрация кинопроизводства, и в любом случае кинематографисты из Москвы не уедут. Но какие-то дополнительные меры стимулирования оговариваются. Думаю, в ближайшее время, может быть, мы придем к какому-то интересному и выгодному для кинопроизводителей решению.

В прошлом интервью БК Наталья Мокрицкая говорила о проекте под руководством департамента культуры по строительству киногорода натурных площадок. Можете ли вы рассказать подробнее об этом проекте?

Этот проект находится на стадии запуска. Из-за пандемии он был заморожен, поэтому говорить о конкретных сроках еще рано.

Каковы ваши амбиции на ближайшие пять лет как руководителя Московской кинокомиссии? Какие цели и задачи вы ставите перед собой?

В первую очередь хотелось бы решить проблему, интересующую сейчас всех снимающих в Москве кинопроизводителей – организацию льготного парковочного пространства. С осени совместно с АПКиТ мы начнем разрабатывать нормативно-правовой акт, регламентирующий киносъемочный процесс на территории Москвы, потому что все нужно систематизировать и привести к официальным городским стандартам и нормам. Также мы должны законодательно вывести киносъемочный процесс из категории массовых мероприятий. Более того, мы будем стремиться завязать весь киносъемочный процесс на Московской кинокомиссии.

Одним из главных направлений концепции развития отечественной кинематографии до 2030 года является усиление регионального кинопроизводства. Что в регионах снять можно, а в Москве – нельзя?

Все зависит от региона, природного ландшафта, поэтому разница колоссальная. В Москве нет степей и гор. Я недавно вернулась из большого локейшн-тура по Карачаево-Черкессии. И, конечно, Домбай произвел на меня огромное впечатление. Туда обязательно нужно привлекать кинематографистов. Уже существующие региональные кинокомиссии и те, которые только начинают свою деятельность, должны очень активно работать на привлечение съемок, чтобы показать, что Россия – это огромная, красивая, конкурентоспособная киносъемочная площадка, и мы им активно помогаем.

В одном из выступлений вы рассказывали, что на улицах Москвы невозможно снимать взрывы, а в регионах это возможно.

Это не то чтобы невозможно, но сложновато (смеется). Москва является городом федерального значения. Здесь функционирует региональная и федеральная власть. Это специфика большого города. Насколько я знаю, в США кинокомиссия также рекомендует уезжать с такими спецэффектами подальше от центральных городов, то есть это справедливо не только для Москвы.

Возникают ли в работе комиссии какие-то проблемы с кинематографистами?

Все взаимоотношения строятся на уважении и понимании специфики работы. Поэтому кинематографистам необходимо научиться в первую очередь уважать себя, чтобы систематизировать процесс производства, научиться уважать город, где они снимают, и уважать своих коллег. Важно помнить, что после одной съемочной группы на той же локации может снимать и другая, и если одна команда оставит о себе не очень хорошее впечатление, то это скажется и на их коллегах. Многие съемочные группы забывают о том, что снимают в огромном городе: им хочется добиться своего здесь и сейчас любыми способами и даже порой абсолютно некорректными. И, конечно же, я прошу уважать работу Московской кинокомиссии, потому что это очень сложный и трудоемкий процесс. Хотелось бы, чтобы все поступающие к нам задачи были четкими, систематизированными и направлялись заранее. К сожалению, нам нередко присылают абсолютно неподготовленные задачи для съемок. Многие команды работают без КПП, спонтанно. Получение каждого разрешения – это кропотливая работа и время. Мы и так работаем в режиме «надо вчера» и стараемся идти всем навстречу. Но постоянно это делать невозможно, потому что тогда мы вступаем в конфликт с теми органами власти и органами местного самоуправления, с которыми уже наладили контакт и которые и без того идут нам навстречу в максимально сжатые сроки. Очень многие кинематографисты считают, что если мы согласовали им съемки, то они могут делать все, что им захочется, и начинают выходить за рамки согласований. И если к ним приезжает МВД, ГИБДД, они говорят, что у них все согласовано. Из-за этого, опять же, к кинематографистам отношение специфическое. Возможно, нужен профессионально-этический кодекс, серьезный подход к своему делу, с уважением ко всем сторонам.

В одном из своих выступлений вы как-то рассказывали, что съемочная группа без согласований, самостоятельно перекрыла дорогу для съемок.

Да, такие вопиющие случаи бывают. Периодически из префектур приходят сообщения, что произошло очередное такое событие. Люди перекрывают дороги, переворачивают машины, портят городское имущество, совершенно не задумываясь о последствиях, некоторые без каких-либо разрешений выходят снимать в город. Мы рады, что городские власти доверяют кинокомиссии и считаются только с нашими согласованиями. Мы практически все кинопроизводство теперь завязываем на Московскую кинокомиссию, потому что тогда процесс будет систематизирован. То, что все запросы идут от кинокомиссии и до мельчайших подробностей согласовываются, приветствуют органы власти и организации, с которыми мы работаем. В документах мы подробнейшим образом описываем, что будет происходить в конкретный день на съемочной площадке.

Можете ли вы уточнить, что вы понимаете под фразой «завязать все кинопроизводство на Московскую кинокомиссию»?

В соответствии с постановлением Правительства Москвы, на основании которого мы работаем, обращение в кинокомиссию носит рекомендательный характер. На сегодняшний день можно сказать, что с кинокомиссией работают все профессиональные кинокомпании Москвы, продюсеры понимают, что это удобно, быстро и выгодно, мы экономим временные и материальные ресурсы. Но остаются и те, кто идет своим путем. В основном это телевизионные продакшны, снимающие сериалы. Поэтому происходит процесс раздвоения. С одной стороны все систематизировано, с другой – делается без какого-либо контроля. Сейчас министерство культуры активно взялось за киноиндустрию, как-то пытается выровнять все процессы, и мы им в помощь. Я думаю, общими усилиями мы докажем, что являемся индустрией, способны производить качественное кино, а съемочный процесс может быть абсолютно комфортным для города.

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Ираном, Индией и Турцией в совместном производстве и архивации фильмов
Подробнее