top banner

Итальянские и российские представители киноиндустрии обсудили возможности копродукции

Автор: Виолетта Палий

5 сентября 2021

Дискуссия состоялась в рамках бизнес-программы Венецианского кинофестиваля

4 сентября в ходе Venice Production Bridge состоялась панельная дискуссия Focus on Russia при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры Италии, «Роскино», Национальной ассоциации в области кинопромышленности и смежных индустрий ANICA и Istituto Luce Cinecittà. Главными темами стали копродукционные стратегии и инвестиции между Россией и Италией, а также перспективы российского кинорынка с точки зрения международного сотрудничества. 

Модераторами выступили генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова и глава международного департамента ANICA и координатор аудиовизуального бюро ITA Роберто Стабиле. 

Представители итальянской стороны отметили, что у России и Италии много точек соприкосновения и есть немалый опыт совместного кинопроизводства (от первых коллабораций советского периода – КРАСНАЯ ПАЛАТКА Михаила Калатозова, НОСТАЛЬГИЯ Андрея Тарковского, ОЧИ ЧЕРНЫЕ Никиты Михалкова – до современных копродукционных масштабных проектов, таких как ГРЕХ Андрея Кончаловского). Вместе с тем географическая удаленность, отсутствие системного диалога, определенная закрытость российского рынка не позволяли в полной мере реализовать потенциал сотрудничества в сфере копродукции. Сейчас ситуация меняется: представители итальянской индустрии видят как открытость к партнерству российских коллег-продюсеров, так и значительные меры господдержки копродукции в России. Важным фактором также является возросшая конкурентоспособность российской индустрии контента на мировом рынке, популярность российских проектов как на мировых VоD-платформах, так и на крупнейших международных кинофестивалях.

Готовность итальянских кинодеятелей к совместному производству с международными партнерами подкреплена и новыми мерами итальянского правительства по поддержке киноиндустрии. Так, по словам главы отдела кино Главного управления по кинематографии Министерства культуры Италии Мария Джузеппины Трокколи, в 2021 году на поддержку индустрии выделено почти 700 млн евро. Налоговые льготы, временно увеличенные в период пандемии с 30% до 40%, теперь официально закреплены на этом уровне. Работает и поддержка миноритарной копродукции – в этом году на эти цели выделено 5 млн евро. Все эти меры являются важным стимулом для итальянских продюсеров увеличивать количество проектов, в том числе и копродукционных.

Говоря о том, какие истории и форматы могли бы стать основой российско-итальянских совместных кинопроектов, глава отдела драматического жанра телерадиокомпании Rai Мария Пиа Аммирати отметила, что если говорить о форматах, безусловно, интересна копродукция сериалов, поскольку Россия сегодня очень интересна как сериальный производитель. «Я недавно посмотрела сериал «Троцкий», права на который приобрел Netflix  это очень захватывающий исторический контент, основанный на реальных событиях, – поделилась впечатлениями Мария Пиа Аммирати. – Нам интересны такие истории, но нам также нужны и современные универсальные сюжеты, близкие зрителю в любой стране мира».

Генеральный директор Istituto Luce Cinecittà Никола Макканико отметил: «Сейчас все ищут новый контент, и мы должны производить продукт, который будет путешествовать по разным странам, и диджитальная дистрибуция упрощает этот процесс». Также Макканико подчеркнул, что итальянская сторона заинтересована не только в развитии европейского хаба, куда могла бы быть интегрирована российско-итальянская копродукция, но и в создании глобальной производственной инфраструктуры, доступной как для итальянских, так и для зарубежных продюсеров.  

Российские спикеры также выразили намерение максимально способствовать развитию партнерских связей между Россией и Италией.

Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Светлана Максимченко: «В 2002 году было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере кинематографии между Россией и Италией, в настоящий момент возникают новые совместные инициативы. Наша быстро развивающаяся индустрия готова производить больше контента, включая копродукционные картины. C 2019 года Министерство культуры России поддерживает миноритарную копродукцию, этот год – третий, когда мы реализуем подобную инициативу: в ходе объявленного недавно конкурса мы получили 12 заявок на миноритарную копродукцию, две из них – совместные проекты с Италией. Очень ждем большее количество российско-итальянских проектов в нашем конкурсе в следующий раз и будем рады пригласить талантливых продюсеров в Россию. Вспоминая об истории отношений между Россией и Италией, я думаю, что в скором времени мы сможем увидеть российско-итальянский проект в программе Венецианского кинофестиваля».

Основатель и продюсер компании Forest Film, продюсер кинокомпании СТВ Наталья Дрозд: «Большой проблемой для российского рынка некоторое время назад было отсутствие прозрачности, что существенно снижало возможности копродукции. За последние два-три года ситуация кардинально изменилась. Теперь у кинодеятелей есть целостное видение того, какие копродукционные возможности существуют в России, и я думаю, что Россия стала более опытной в этом вопросе, теперь мы точно готовы к сотрудничеству. Когда я встречаюсь со своими коллегами из Европы, они выражают приятное удивление тем, насколько хорошо развивается киноиндустрия в России. Необходимо грамотно распространять информацию, поэтому мы так счастливы находиться сегодня здесь и обсуждать данную тему. Мне хотелось бы иметь системное видение возможностей, которые предлагает итальянская киноиндустрия. После двух сложных лет для индустрии нам необходимо видеть друг друга, говорить друг с другом лично». 

Основатель и генеральный продюсер Metrafilms Артем Васильев затронул тему копродукции в секторе анимации: «Говоря об анимации, необходимо отметить, что пандемия не повлияла на нее так сильно, как на процесс физических съемок при работе над художественным фильмом или сериалом. В этом смысле копродукция в анимации очень перспективна – кроме того, что в процесс вовлекаются несколько стран, сама работа технически намного проще. В настоящий момент мы взаимодействуем по теме копродукции с Польшей, Японией, Ирландией, Канадой. Также обсуждаем копродукцию в отношении не только детской, но и взрослой анимации – этот сектор активно развивается в России. Мы как продюсеры сегодня ощущаем колоссальную поддержку со стороны государства, «Роскино», других организаций, продвигающих российский контент на мировой рынок, и с удовольствием готовы делиться этой поддержкой с партнерами».

Генеральный директор «Роскино» Евгения Маркова: «Сегодня стартовал первый день нашей насыщенной бизнес-программы, инициированной «Роскино»,  Focus on Russia  совместно с ANICA. Это было первым диалогом между нашими представителями индустрий за долгие годы. Я рада, что эта программа организована в тот момент, когда к сотрудничеству с итальянской стороной готовы российские продюсеры, и также государство в лице министерства культуры инициирует масштабную программу поддержки копродукции. У нас богатая история российско-итальянских взаимоотношений в сфере кинематографа, и надеемся, что это взаимодействие будет способствовать возрождению сотрудничества». 

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее