top banner

«Российское кино может биться и без квот»

Автор: Мария Позина

26 февраля 2015

Владимир Мединский подвел итоги 2014 года

 
25 февраля 2015 года в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности отечественной киноиндустрии в 2014 году, на которой с отчетами по прошлому году и с планами на будущий выступили министр культуры Владимир Мединский, директор департамента кинематографии минкультуры России Вячеслав Тельнов, исполнительный директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) Антон Малышев, генеральный директор киностудии «Мосфильм» Карен Шахназаров и председатель совета директоров киностудии «Ленфильм» Федор Бондарчук.
 
В своей вступительной речи Министр культуры обнародовал оптимистические итоги 2014 года, поделившись некоторыми наиболее показательными цифрами: 
- доходы от российских фильмов составили 8 млрд рублей;
- число зрителей, посмотревших российские фильмы – 34 млн человек;
- доля сборов отечественных фильмов в общем кинопрокате – 18%;
- количество новых фильмов, запущенных в производство – 71;
- количество сериалов, запущенных в производство – 10;
количество призов, полученных российскими картинами на международных кинофестивалях – 35.
 
Не осталась неотмеченной и самая последняя гордость киноотрасли – достойный старт фильма БАТАЛЬОНЪ, который, по словам министра, уже успел заработать свыше 250 млн рублей. В том числе и этот факт позволил Владимиру Мединскому закончить свое выступление словами «Начало этого года нас вдохновляет».
 
Далее участники пресс-конференции детально осветили наиболее актуальные и животрепещущие темы отечественной киноотрасли.
 
Прокатные удостоверения, регулирование дат выходов иностранных фильмов. С 2015 года Министерство культуры РФ приняло решение об изменении бланка прокатного удостоверения: в нем появилась графа «дата релизов». Это сделано для возможности министерства «разруливать» конфликтные ситуации, связанные с возможными пересечениями на одной дате голливудского блокбастера и отечественного фильма-события. Министр подчеркнул, что «этим правом Министерство еще ни разу не воспользовалось, но сам факт наличия позволил нам уже в нескольких случаях полюбовно договориться с российскими кинокомпаниями и зарубежными кинопрокатчиками о том, чтобы не выходили несколько премьер в один день». Подразумевалось, что и в случае с А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… применять жесткие меры не пришлось – ситуация разрешилась рыночным образом. «Этим (регулированием – Прим. «БК») должен заниматься рынок, но в редких случаях, когда рынок договориться не может, и ущемляются права отечественных релизов, мы теперь получили  право подключаться. Но пользоваться этим правом мы будем редко», – дополнил Мединский.
Федор Бондарчук признался, что был в числе инициаторов недавней встречи министра с дистрибьюторами для обсуждения этого вопроса, и уточнил: «Иностранные фильмы на этом не теряют, потому что их все равно придут посмотреть в кинотеатры, я имею в виду те же марвеловские блокбастеры, другое дело, мы между собой, с российскими продюсерами, не можем договориться. Российские большие фильмы выходят в одну дату, и в результате все недобирают свой потенциал».
 
Возрастные ограничения. В ближайших планах у Министерства полностью переработать систему возрастных рейтингов, оставив минимальное количество цензов, но при этом усилить контроль за их соблюдением. Специально для «БК» Владимир Мединский прокомментировал это решение следующим образом: «У нас было несколько случаев, когда фильмам с жестким содержанием присуждали категорию «6+», и при этом в США у этих же фильмов было PG-13. Мы следим, чтобы не было заниженных рейтингов. Но наш взгляд, сейчас система избыточная – слишком много ненужных ограничений, огромное количество: 0+, 6+,12+ – это уже доходит до абсурда. Сейчас всю систему надо переделывать. Ограничений должно быть меньше, а следить за ними должны строже». По поводу системы контроля и наказания за неисполнением кинотеатрами возрастных ограничений, Мединский констатировал: «Регламентов наказания нет. Запретов много, а толком они не соблюдаются. Нужно убрать смехотворные ограничения, откорректировать, но те нормы, которые останутся, должны реально соблюдаться».
 
Квотирование отечественного кино. «Вопрос о квотах неактуальный на этот год, – успокоил Мединский. – Многие кинотеатры попали в непростую экономическую ситуацию, связанную с ростом доллара, с некоторым оттоком зрителей. У некоторых договоры аренды зафиксированны в долларах, и им сложно передоговориться. В этой ситуации неправильно настаивать на квотировании, которое, безусловно, ударит, хотя бы временно, по кинотеатрам во время кризиса. Мне кажется, это совершенно не та идея, которую нужно вводить. С другой стороны, последний год показал, что российское кино может биться и без квот».
 
Отбор фильмов на госфинансирование. В связи со сложной экономической ситуацией отбор в этом году заявок будет более тщательным, для чего создано 4 экспертных совета по художественному кино: детскому, дебютному, артхаусному и телесериалам. Мединский подчеркнул, что сейчас для министерства важно как никогда, «чтобы каждый поддержанный государством проект непременно выстреливал – либо как фестивальное, либо как кассовое кино».
 
Реорганизация киностудий. Руководители крупнейший киностудий, «Мосфильм» и «Ленфильм», Карен Шахназаров и Федор Бондарчук отчитались, что главный результат их усилий прошлого года то, что на киностудиях снимается кино, что павильоны используются, как павильоны, а не как склады. На обеих студиях еще масса нерешенных проблем, но они активно развиваются. В частности, Шахназаров насчет давно уже запланированного строительства двух новых павильонов и киноконцертного зала на территории Мосфильма сообщил следующее: «Если все будет, как задумано, мы рассчитываем, что к 2018 году все будет уже построено. Стучу по дереву»
 
Региональное переоборудование кинотеатров. В планах министерства на 2015 год также переоборудование старых кинотеатров, домов культуры и других заброшенных помещений, расположенных в малых городах (населенностью 30–50 тысяч человек) за счет совместного финансирования с местной властью. Ремонт самих помещений будет осуществляться из бюджета регионов, а покупка современного кинооборудования – из федерального кошелька. Таким образом, в следующем году запланировано переоборудовать около 30 кинотеатров
 
Сценарный конкурс. Подведены итоги первого сценарного конкурса, который по поручению Министерства культуры в 2013-2014 годах проводил Фонд кино. Семь сценариев из 22 победителей на сегодняшний день уже выкуплены кинокомпаниями, а на производство четырех из них уже выделено финансирование. Новый конкурс сценариев на 2015 год был объявлен Фондом кино ранее, подробности его проведения можно найти на их официальном сайте.
 
Международные продажи. Во многом благодаря работе стенда Russia cinema, представляющего российское кино на международных рынках, за прошлый год сумма от продаж прав на другие территории составила 400 млн рублей. Антон Малышев особенно подчеркнул успех российской анимации СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА 2, которая в Корее собрала практически те же деньги, что и в России.
 
«Кинотавр». Фестиваль вроде бы и обрел даты – недавно в пресс-службе «Кинотавра» нам сообщили, что мероприятие пройдет в Сочи с 7 по 14 июня. Однако, как признался Федор Бондарчук, вопрос еще окончательно не решен. «У нас сложная ситуация с деньгами, Министерство нас поддерживает, но этих денег не хватает. Проблем у «Кинотавра» – как и у любого российского кинофестиваля. Другое дело, это главный российский фестиваль, и бюджет у него большой, вот сейчас будем его формировать, решать». Председатель попечительского совета «Кинотавра» рассказал, что в качестве варианта решения проблемы рассматривается переезд фестиваля – в пределах Сочи, но на другую площадку.
 
Цифры и планы на 2015 год. На производство фильмов Министерство культуры намерено выделить российским кинокомпаниям 1,8 млрд рублей, Фонд кино – более 4 млрд рублей, что в совокупности получается больше, чем в прошлом году. Несмотря на сокращение бюджета Министерства культуры, сумма добирается вернувшимися в Фонд кино средствами. Кстати, было отмечено, что возвратный механизм работает бодро, и на сегодняшний день в должниках перед Фондом только одна компания, название которой министр предпочел не разглашать. С гораздо большим энтузиазмом он перечислил большие премьеры, ожидающие зрителей в 2015 году. В списке оказались А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…, БИТВА ЗА СЕВАСТОПОЛЬ, ДОРОГА НА БЕРЛИН, ДУХLESS 2, МАТИЛЬДА.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
На Киностудии имени Горького прошла дебютная презентация выпускников Института кино НИУ ВШЭ
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 25–28 апреля
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Блиндаж» стартовал со второго места чарта
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Валерий Федорович и Евгений Никишов основали международную компанию Melting Pot Production
Подробнее
Названы победители 46-го ММКФ
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
Прокурор попросил приговорить экс-замминистра культуры Ольгу Ярилову к семи годам колонии
Подробнее
Бывший гендиректор 2х2 возглавил новое творческое объединение «ЧТО НАДО»
Подробнее
Минкультуры подвело итоги работы ведомства за 2023 год
Подробнее
Макар Кожухов покидает должность заместителя генерального директора Premier
Подробнее
В Москве прошла премьера комедии «Неприличные гости»
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» продолжает лидировать
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее