top banner

Фестиваль «Маяк»: день первый

Автор: Максим Острый

6 октября 2024

Столица против провинции, подлинное против наносного

ПАПА УМЕР В СУББОТУ, реж. Зака Абдрахманова

Продюсеры: Наталья Смирнова, Наталья Дрозд, Сергей Сельянов

О чем. У тридцатилетней москвички Айко умирает отец, и она едет на его похороны в зимнюю казахстанскую глубинку, которую оставила много лет назад. Там она встречает бывших одноклассников, а также старых и новых родственников. Кто-то из них относится к ней с симпатией, кто-то – с откровенным раздражением. Несмотря на все конфликты, Айко решает остаться в поселке до весны, пока на могиле не поставят памятник. Кажется, ей это нужно для того, чтобы убедиться, что отец точно умер.   

Впечатления. Фильм Абдрахмановой в чем-то подобен своей героине – он знает все традиции, он очень укоренен в материал, который воспроизводит, и в то же время он еле сдерживает свою дерзость и явно настроен к этому материалу критически. Паутина взаимоотношений в основном женских персонажей (а отец был трижды женат) постепенно распутывается, вскрывает старые травмы и обрастает новыми. Айко служит катализатором этого процесса и одновременно его центром. Фильм позволяет себе некоторую декларативность в самом конце, у него есть четкий социальный месседж, который картина в какой-то момент решает открыто заявить, но осуждать ее за это никак невозможно.

БЕЛЫЙ ПАРОХОД, реж. Инга Шепелева

Продюсеры: Янна Буряк, Жан Просянов

О чем. Перестроечные годы. В якутском городе пост директора музыкальной школы занимает приезжий мужчина из Москвы. Местный хор уже много лет исполняет на отчетном концерте песню «Белый пароход», и новый руководитель хочет заставить учеников разучить что-то новое. Руководительница хора вступает с ним в принципиальное противостояние. Директор, в свою очередь, обещает отобрать из числа учеников тех, кто сможет поступить в Московскую консерваторию. Но в какой-то момент москвич проникается «местным колоритом», и борьба двух людей трансформируется во что-то иное.   

Впечатления. БЕЛЫЙ ПАРОХОД – второй подряд фильм в конкурсе «Маяка», значительная часть диалогов в котором звучит не на русском языке. К сожалению, исходная интрига, которая могла бы стать неплохим стартом для рассуждений о колонизации и деколонизации, оборачивается простоватой легендой о несчастной любви.

Вставные музыкальные номера, в том числе с народными инструментами и песнями, заставляют вспомнить о фильме ГОЛОВОЙ О СТЕНУ. Но в ПАРОХОДЕ нет и толики той бешеной энергии, которая, как теннисный мячик, отскакивала от этих вклеек в ленте Фатиха Акина. Мистическое единение преподавательницы со своими воспитанниками, которых она обучает песням матери-земли, воздуха, первой влюбленности, одиночества, в конечном итоге – родной земли, и в целом эффектный квазиобрядовый визуальный ряд также оказываются принесены в жертву не в меру романтическому мироощущению авторов фильма.

АГНИЯ, реж. Павла Стратулат

Продюсеры: Сабина Еремеева, Дмитрий Литвинов

О чем. Главная героиня Агния (Евгения Громова) – потомственная печница, живущая в аварийном жилье. Будущий глава администрации Борис (Сергей Гилев) решает приобщиться к традициям и предлагает ей положить для него печь. Агния нехотя соглашается – ей слишком нужны деньги, чтобы обеспечить себе и своему сыну тепло и комфорт.

Впечатления. АГНИЯ – подлинная современная авторская сказка, тот самый магический реализм безо всякой внешней мишуры, на одних словах и смыслах. У картины остроумный, в мельчайших деталях проработанный сценарий, ее населяют неоднозначные, сложные персонажи. Главная героиня в исполнении магнетической Громовой – сфинкс с пронзительным взглядом куда-то в самое нутро.

Фильм работает с обрядовыми смыслами и практиками, но бережно переносит их на современную почву. Создание печи как центра всего дома здесь трансформируется в решение квартирного вопроса для самой печницы; человек, который наивно решает прильнуть к вечности, в итоге заканчивает паразитированием на каких-то нелепых псевдоисторических понятиях. Дети здесь проходят обряды инициации, а птичку, как и положено, приносят в жертву, чтобы могла начаться новая жизнь. Дебютное кино, которому хочется только завидовать.     

Фото: кадр из фильма АГНИЯ

Самое читаемое

Студия «Ленфильм» будет реконструирована после ее передачи Санкт-Петербургу
Подробнее
Объявлен лонг-лист кинопремии «Золотой Орел» за 2025 год
Подробнее
Касса четверга: «Август» в лидерах третью неделю подряд
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Август» продолжает лидировать
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Wink запустил раздел вертикальных сериалов
Подробнее
Заключительный сезон «Очень странных дел» станет самым дорогим в истории
Подробнее
Сигурни Уивер может вернуться во франшизу «Чужой»
Подробнее
Кинофестиваль «Маяк» объявил лауреатов
Подробнее
Главы киноподразделения Warner Bros. продлили свои контракты
Подробнее
Фестиваль экранизаций «Читка 4.0» открыл прием заявок
Подробнее
Сиквел «Злой» поставил рекорд по предпродажам первого дня в 2025 году
Подробнее
Фестиваль «Маяк»: день четвертый
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 6–12 октября 2025 года
Подробнее
Приквелу фильма Любови Аркус «Антон тут рядом» не выдали прокатное удостоверение
Подробнее
Гайк Асатрян и Алексей Степанов: «Стремимся занять свободную нишу молодежных комедий с хорошей драматургией и медийными лицами»
Подробнее
Warner Bros. Discovery отклонил первоначальное предложение Paramount о покупке
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Август» возглавил чарт в третий раз
Подробнее
ИРИ открыл конкурс по созданию молодежного контента
Подробнее
В Москве состоялась премьера сериала «Хроники русской революции»
Подробнее
Летнее время: скудные итоги
Подробнее