top banner

«Ненормальный»: уехать в Китай, чтобы найти себя

Автор: Юлия Шампорова

29 марта 2024

Врожденная болезнь и творческий кризис

В прокат вышел фильм открытия Международного кинофестиваля дебютных фильмов «Дух огня» в Ханты-Мансийске НЕНОРМАЛЬНЫЙ. Основанная на реальных событиях, это картина о больном мальчике, которого отчим благодаря заботе и неравнодушию превращает в гениального пианиста за счет уникального гимнастического комплекса и регулярных музыкальных занятий. Фильм стал первым иностранным проектом, съемки которого проходили в Китае после окончания пандемии коронавируса впервые за четыре года. Большая часть китайского блока снята в Шанхае, российского – в Москве и Новороссийске.

Дебютная картина тридцатилетнего режиссера и актера Ильи Маланина, снявшегося более чем в двадцати российских фильмах и сериалах, обладает поистине солидной группой поддержки: здесь и ЦПШ, которая будет заниматься прокатом картины (сопродюсером стал Вадим Верещагин), и компания «Кинослово», которая отвечала за производство проекта при поддержке Фонда кино (сопродюсеры – Петр Ануров и Григорий Стоялов). Но это и не удивительно, если вспомнить, что режиссер, хоть и дебютант в полном метре, оказывается по ту сторону камеры уже не в первый раз. Маланин – один из немногих российских режиссеров, который снял сериал для Netflix «Ничего особенного» про актера Леху: запутавшись в своей жизни, он решает помочь другим и ставит спектакль в фонде, который работает с людьми с особенностями развития. В главной роли снялся Юра Борисов. После 22 февраля 2022 года сериал был положен на полку и до сих пор ждет своего часа.

По сути, в НЕНОРМАЛЬНОМ Маланин продолжает развивать те творческие темы, которые были заявлены в его сериале для Netflix: есть здесь и герой с врожденным заболеванием, которое не позволяет восьмилетнему Коле жить нормальной жизнью, гонять во дворе в футбол с мальчишками, бегать и играть, из-за недостатка сил он практически прикован к инвалидному креслу. Есть и творческий кризис взрослого героя Николая, который приехал на престижный конкурс пианистов в Китае, но так стремится освободиться от опеки отчима, что уже не понимает, хочет ли он играть или это желание было ему навязано.

Картина разворачивается в двух плоскостях, прошлом и настоящем героя, по сути это две истории, связанные параллельным монтажом и актерами. Первая рассказывает о том, что забота, внимание и любовь, даже если они исходят от малознакомого человека, могут творить чудеса. Герой Александра Яценко, отчима Коли, знакомится с его мамой буквально на улице. Чтобы сразу осадить настойчивого ухажера, героиня Натальи Кудряшовой приводит его домой и показывает больного ребенка, ожидая, что после этого кавалер навеки пропадет из их жизни. Но очень скоро он появляется вновь, и в ход идут и авторская гимнастика для разработки мышц, и игра на пианино как арт-терапия, а затем и профессия, и даже футбол. Взаимоотношения мальчика и чужого поначалу мужчины, который стремится во что бы то ни стало вылечить ребенка, – это центр повествования картины, ее идейный нерв.

Вторая и параллельная часть фильма – это история творческого кризиса музыканта. Николай в исполнении Иллариона Марова (маленького Колю не менее талантливо играет Елисей Свеженцев) прилетает в Шанхай в сопровождении отчима, здесь он впервые влюбляется, получает поддержку от коллег из другой страны, узнает иную жизнь и задает себе самый главный вопрос: кто я и чего я действительно хочу? Есть здесь и затянувшийся подростковый бунт против авторитарного отчима, и физический побег, и психологический протест, но есть и любовь, и прощение, и принятие с благодарностью. Для Николая в этой истории, несмотря на весь драматургический саспенс, завязанный вокруг музыкального конкурса, главной станет не победа в нем, а поиск себя, своего истинного «я», что намного важнее.

НЕНОРМАЛЬНЫЙ – это, конечно, зрительское кино с элементами семейной драмы, мелодрамы, саспенса, истории успеха и борьбы с болезнью, в каких-то сценах, возможно, слишком «сахарное» и идеальное, но это по-человечески очень трогательная история о доброте, поиске себя, заботе и внимании, которых так не хватает в нашем обществе. Это мелодрама, которая будет выжимать из вас слезы, но при этом слезы эти будут искренними – от сопереживания, сочувствия и сопричастности герою.

В фильме очень хороший актерский ансамбль, что, вероятно, связано с первой профессией Маланина, тщательно подошедшего к поиску исполнителей. Илларион Маров, который играет взрослого героя, – чувствительный, нервный, как-то по-животному органичный в кадре. Александр Яценко в роли отчима – очень обаятельный, добрый, маниакально целеустремленный и нацеленный на выздоровление своего подопечного (он как будто находит в этом потерянный смысл жизни). А еще он очень ранимый и хрупкий, лиши его этой цели, и кажется, он рассыпется и пропадет. Но и его герою нужно учиться сепарироваться и предоставить Николаю право выбора, нащупывая грань между заботой и авторитаризмом.

Китай в фильме в силу жанровых особенностей – открыточный, сошедший с заставки программы National Geographic: здесь и многочисленные съемки с дронов и крыш роскошных ресторанов, и архитектурные жемчужины Шанхая, и люминесцентный ночной свет никогда не засыпающего многомиллионного города. По жанру репрезентация города и китайской культуры довольно стереотипизирована, этакий «Эмили в Париже» на китайский лад. Китайцы здесь предстают скорее идеализированной открыткой, чем реальными людьми со своими достоинствами и недостатками. Что опять же можно списать на некоторые жанровые упрощения картины.

Создатели признаются, что изначально фильм задумывали снимать в Америке, но в силу геополитической обстановки что не случилось в Америке, случилось в Китае. И хорошо, что случилось…

Фото: кадр из фильма НЕНОРМАЛЬНЫЙ

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Надежда Мотина: «Верю, что «Падение империи» – главный иностранный фильм месяца, и он будет хорошо работать до середины мая»
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее