top banner

На МКИФ «Российский кинобизнес» стартовала деловая программа

Модератором конференц-сессии «Зарубежное независимое кино. Закупочные стратегии, тренды и вызовы» выступил продюсер, учредитель аналитического консалтинг-агентства «Эстимейт Компани» Николай Ларионов. В качестве спикеров в дискуссии поучаствовали президент компании Arna Media Надежда Мотина, операционный директор компании «Экспонента Фильм» Елена Верниковская, генеральный директор компании «Про:взгляд» Татьяна Долженко, соучредитель компании Must see magic film Ксения Мельниченко, генеральный директор кинокомпании «Пионер» Александра Геллер, креативный директор компании RWV Film Аюр Базаров и генеральный директор Wanta Group Мария Щербаль.

Открылась встреча презентацией Марии Щербаль, посвященной жанрам и тому, как аудитория выбирает кино. По ее словам, каждый второй зритель ходит в кино, чтобы отдохнуть, расслабиться и провести время с близкими. Другими словами, поход в кино стал просто формой досуга. При этом родители с детьми, по оценке Щербаль, выбирают более длительный контент, чтобы дети были заняты подольше.

Несмотря на то, что самым популярным жанром является комедия (ее назвали сразу 38% опрошенных), аудитория заинтересована и в других жанрах – в частности, детективах (25%) и фантастике или фэнтези (23%). Самыми востребованными темами являются любовь (29%), честность и искренность (21%). Для трети киноходящей аудитории фильмы без любовной линии – более скучные. При выборе фильма зритель в первую очередь обращает внимание на сюжет, тематику и персонажей (47%). Лидирующие факторы успешного сценария – чувство юмора (50%), а также поддержка и искренность героев, или дружба (48%). Любопытно, что, говоря о юморе, большинство зрителей делают выбор в пользу комедии характеров (63%), а не положений (27%). Отпугнет аудиторию в первую очередь насилие и жестокость (29%), а также неуважение к женщинам (27%). Избыток политических тем также может отвернуть зрителя от проекта (25%).

Николай Ларионов в своем выступлении сделал акцент на сборах зарубежного независимого кино в российском прокате за последние три года. По его оценке, они достигли 26,2 млрд рублей, что составляет 26% от общего бокс-офиса. При этом с марта 2022 года вышло 619 российских фильмов и 1301 – импортный. Роспись многих из этих релизов, даже самых кассовых, на старте составляла менее 10%. В разрезе жанров самыми популярными стали хоррор (6,5 млрд, или 24%), анимация (4,8 млрд, или 18%) и экшн (4,8 млрд, или 18%).

Надежда Мотина, говоря о стратегии закупок в компании Arna Media, отметила, что их задача – приносить в кинотеатры большое зрительское кино, со сборами выше 50 млн. Также она подчеркнула, что если в 2022 году зрители были готовы идти на любые импортные фильмы, то в 2023-м аудитория уже стала значительно более разборчива. Планка при этом, по словам Мотиной, постоянно растет. Если в прошлом году она стояла на уровне 20 млн, то в этом она достигает 50 млн, а в следующем вырастет до 100 млн.

Елена Верниковская обратила внимание, что самое важное изменение последних лет – это резко выросшее количество выпускаемых фильмов. Закупки увеличились за последние 10 лет в три раза. Из-за этого выросла и конкуренция между байерами. Соответственно, если ранее на уровне сценария приобреталось 50% контента, то сейчас – 80-90%. Это означает и рост рисков. За каждый крупный проект при этом борются 5-6 компаний, а не 2-3, как ранее. Цены растут, но такого всплеска, какой наблюдался в 2022 году, не было никогда. Тогда скачок цен достиг 100%. Цена конкретно на студийные хорроры, по оценке Верниковской, выросла за последние годы в пять раз.

Татьяна Долженко, говоря о хитах арт-мейнстрима, отметила, что ПАРАЗИТЫ, АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ и МЕЛОЧИ ЖИЗНИ приобретались до того, как появилась возможность их увидеть. Также она подчеркнула то, что на протяжении всей своей истории компания «Про:взгляд» изучает и работает со своим зрителем, а также следит за трендами и поддерживает в том числе развлекательный сегмент контента. Долженко подчеркнула, что та же АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ воспринимается многими как увлекательный триллер, и в дальнейшем это вызывает большую готовность аудитории смотреть арт-мейнстрим.

Аюр Базаров, говоря о специфике выпуска на нашем рынке фестивального контента и о запрещенных законодательством темах, отметил, что RWV Film обращает внимание при закупке на то, чтобы при прокате в России не пострадало само кино. Продакшны также понимают специфику территории и зачастую сами предупреждают байеров о том, что контент не подходит для отечественного проката.

По оценке Ксении Мельниченко, фестивальное кино в России работает все хуже и хуже, и такие проекты как СУБСТАНЦИЯ становятся скорее исключениями из правил. Кроме того, цены выросли настолько, что в прокате крупные покупки уже не отбиваются. Это касается в том числе семейного кино: зарубежные проекты в этом сегменте не выдерживают конкуренции с российскими лентами.

Александра Геллер отметила, что рынок за последние годы поменялся полностью несколько раз, и это принуждает к гибкости в закупках. «Пионер», как следствие, последнее время избегает чистых драм, понимая важность комедийной составляющей для широкой аудитории. При этом Геллер согласилась с Мельниченко на счет того, что семейный контент значительно просел в сборах. Однако она связывает это с не всегда высоким качеством самого продукта.

В продолжение разговора Надежда Мотина, говоря об объемах независимого контента, оценила число рассматриваемых ею за каждый рынок проектов в 150 фильмов. Елена Верниковская рассказала, что зарубежные звезды – актеры, режиссеры – зачастую не всегда готовы участвовать в промокампаниях, но в целом их привлечение – это вопрос упорства. Ксения Мельниченко, говоря о сопродюсировании, поведала, что помимо прочего это дает инструменты для более точного позиционирования и продвижения контента в России.


01.04.2025 Автор: Максим Острый

Самое читаемое

Комедия «Нескромные» с Дакотой Джонсон не выйдет в российский прокат
Подробнее
Фестиваль «Кремний» представил программу и жюри 
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier провел презентацию нового сезона
Подробнее
Стал известен состав жюри конкурсного отбора проектов игрового кино ФПРК
Подробнее
Фестиваль «Одна шестая» объявил конкурсную программу
Подробнее
«Брат» и «Бандитский Петербург» стали самыми популярными кинопроектами 1990-х среди россиян
Подробнее
Михаил Горфиль занял должность директора по стратегии холдинга «МТС Медиа»
Подробнее
Студия «Союзмультфильм» рассказала о грядущих планах на партнерском саммите
Подробнее
В Перми завершился фестиваль «Лампа»
Подробнее
Стартовал четвертый фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Долгая прогулка» возглавила прокат
Подробнее
Фонд кино поддержит 39 проектов кинокомпаний, не являющихся лидерами производства
Подробнее
Российская премьера нового фильма Ричарда Линклейтера пройдет на фестивале «Маяк»
Подробнее
«(Не)искусственный интеллект» станет фильмом открытия фестиваля «Одна шестая»
Подробнее
Фестиваль «Высоко» представил жюри конкурса короткометражного кино
Подробнее
Касса четверга: «Долгая прогулка» взобралась на вершину
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18-21 сентября
Подробнее
Официальная касса России: возрождение легенды
Подробнее
Фестиваль «Новый сезон 2025»: церемония открытия
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Долгая прогулка» опережает «Обезьяну»
Подробнее