
Вторая сессия деловой программы на «Новом сезоне» была посвящена ИИ
Ее участники обсудили применение нейросетей на разных стадиях кинопроизводства
Открыл сессию директор по развитию GigaChat Николай Ванин, который рассказал о тонкостях обучения нейросетей. Представленный им проект GigaChat – это российская нейросеть, которой ежемесячно пользуются более 10 млн человек. Ее отличие – понимание российского контекста: для демонстрации этого нюанса Ванин привел пример, как разные сети рисуют Чебурашку с Геной. Кроме того, GigaChat умеет обращаться и с поэтическим, и с литературным текстом. Отвечая на вопрос из зала, Ванин уточнил, что нейросеть может использоваться и для написания сценариев, и для редактуры, и для прочтения сценариев. Обладатель авторских прав на продукт, отметил Ванин, каждый раз определяется в зависимости от входящих условий. Что касается недавних забастовок сценаристов, то представитель GigaChat убежден: часть профессий и рабочих задач нейросеть в конечном итоге сможет взять на себя, но пока она не умеет шутить, иронизировать и многое другое, так что в этом смысле сценаристы находятся в безопасности.
Вторым выступающим стал продюсер Vision Factory Андрей Бегунов. Тема его доклада была сформулирована так: «ИИ на ранних стадиях девелопмента: помощь в работе с архетипами героев и жанровыми конвенциями». Он рассказал, как при помощи ChatGPT он работал над сценарием сказки. Для этого он дал нейросети прочитать труд Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки», посвященный внутренней структуре сказочных текстов. В итоге удалось оперативно и четко проанализировать материал, что помогло сценаристам закончить работу над заявкой фильма. Второй приведенный Бегуновым кейс был связан с «помощником» для авторов, который отслеживал бы развитие характера героя на всех этапах написания сценария. По словам продюсера, этот инструмент уже работает, сигнализируя о нелогичном или противоречивом поведении персонажей. Но он уточнил: «Мы не лезем в создание истории, мы не лезем даже в редактуру».
Следующими спикерами стали директор по маркетингу контентного кластера KION Анастасия Полякова и директор по управлению продуктовым портфелем «МТС Медиа» Алексей Арефьев. Заголовок их выступления – «Название будет определено искусственным интеллектом». Проблематика, которая привела экспертов к текущей задаче – это объем вычитываемых сценариев. Им было необходимо увеличить массив обработанных текстов и приоритизировать те, которые дальше пойдут в продакшн. В итоге сейчас докладчиками создан бот, который после прочтения сценария выдает «отчет» – в нем рассматриваются порядка 60 критериев, актуальных для рынка: логика сюжета, глубина и психологизм персонажей и прочее. Учится машина в том числе на уже существующих проектах, их просмотрах и другой статистике. В итоге 10 часов вычитки превратились в 10 минут, однако человеческая роль не сошла на нет, просто сменилась: теперь редактору надо работать с уже готовой аналитикой. В качестве примеров Арефьев рассказал об отчетах, которые машина предоставила по нескольким проектам – «Хрустальный», «Почка», «Этерна» и другим. Любопытно, что отрицательный вердикт был вынесен в том числе по проектам, которые, как мы знаем, стали абсолютными хитами. Так что Арефьев, опираясь на эти кейсы, подчеркнул: «Нейросеть – это инструмент, которому нужен человек».
Продолжила дискуссию продюсер Екатерина Кононенко с докладом «Музыка, созданная алгоритмом: как искусственный интеллект создает саундтреки и меняет правила в музыкальной индустрии». По ее словам, финансирование постпродакшна происходит по остаточному принципу, и ИИ может оказаться спасением в этом смысле – особенно в части музыки для сериалов. Также Кононенко отметила, что нейросетей, которые занимаются звуком, гораздо меньше тех, что работают с видео и картинками. Поэтому она считает данную нишу особенно перспективной. Кононенко уверена: ИИ как инструмент работает и приносит зачастую более качественный результат, в том числе в финансовом смысле. Продемонстрированное продюсером демо помогло понять, как современная нейросеть может создавать произведения в самых разнообразных музыкальных стилях. Также Кононенко поблагодарила Полину Зуеву за возможность сделать весь ки-арт и видеозаставку для «Нового сезона» – тоже с помощью искусственного интеллекта.
«ИИ в промокампаниях: как технологии становятся частью креативного процесса» – так была сформулирована тема презентации руководителя «Плюс Студии», продюсерского центра «Яндекса» Михаила Китаева. Первый тезис Китаева – «Будущее уже здесь». Он отметил, что ИИ уже влияет на мировую киноиндустрию, и вопрос в том, как его использовать и как внедрять. Он напомнил про голливудские забастовки и про боязнь индустрии ИИ, но в России, по его словам, такой проблемы пока нет. Отдельно Китаев отметил, что мы в настоящий момент не так сильно связаны профсоюзными обязательствами, что позволяет активно использовать нейросети, особенно на больших проектах со значительным объемом VFX. Он продемонстрировал пример сочетания ИИ-технологий и классической графики. Китаев подчеркнул: ИИ позволяет ускорить, усилить и упростить рабочие процессы. ИИ активно используется «Плюс Студией» в пре- и постпродакшне, креативе, маркетинге. Отдельно спикер остановился на примере AI-локализации контента, при которой нейросеть использует голос артиста и меняет липсинк: «Трансграничная экспансия контента станет сильно проще. Но нужны люди, которые смогут эту речь сделать более живой. Так что AI что-то забирает из профессий, но что-то и дает».
Затем слово взял креативный директор «Плюс Студии» Павел Ситников, который рассказал, в частности, о технологии IMG2IMG, которая активно применялась во время работы над «Этерной». Также он отдельно остановился на индивидуальных персонажных постерах, оживленных с помощью AI-анимации. Кроме того, ИИ помогает студии на разных проектах в работе с предметами одежды персонажей.
Следующим спикером сессии стал директор направления инноваций и ИИ Wink Артем Орлов. Тема его доклада звучала следующим образом: «Как ИИ может помочь пользователю в выборе контента. Кодовое название «Агент развлечений». Орлов сравнил появление ИИ, с одной стороны, с возникновением операционных систем на ПК, которые изменили фундаментальные принципы разработки софта, с другой – с распространением электричества, которое помогло отказаться от лошадиной тяги. При этом потребности человека в эмоциях, отдыхе и тому подобном не изменились, однако поменялась логистика, которая обеспечивает встречу людей со смыслами. Согласно приведенной статистике, 63% россиян используют технологии ИИ. В случае с молодежью до 35 лет этот показатель достигает 88%. Затем Орлов подробнее рассказал о том, что такое ИИ-ассистент – разговорный слой поверх пользовательских приложений и данных.
Однако ключевой темой выступления Орлова стал разработанный стримингом «ИИ-Агент» – более независимая сущность, которая призвана, в частности, развлекать клиента, оперируя во всех медиа – кино, музыке, играх и других. Эксперт подчеркнул, что это не друг, а именно эмоциональный помощник, что обеспечивает более частотное обращение к нему за помощью. Платформа «Агента» при этом должна быть открыта для партнеров, чтобы ассистент мог рекомендовать и их контент. «Агент», указал Орлов, меняет и работу самого стриминга, обрастая различными функциями – аналитики, исследования, поддержки сотрудников и другими.
Генеральный продюсер «Трехмер CG» Ольга Шкуренкова предложила заглянуть в будущее индустрии на несколько лет вперед. По ее версии, сейчас наступает новая эра в истории кинематографа: ИИ является мощным инструментом создания контента и цифровым партнером, а сочетание ИИ и CG – это идеальное комбо. Затем Шкуренкова представила совместную со Sber Studios технологию «Нейрорендер», которая значительно облегчит процесс создания фонов и снимет ограничения по локациям съемок. Среди отмеченных экспертом проблем – непонимание нейросетью особенностей различной оптики и нюансов операторской работы.
В заключительной части сессии директор по производству «Старт Студии», продюсер «Старт Продакшн» Михаил Ткаченко представил первый ИИ-сериал от Start. Проект получил название «Феофан». По словам спикера, его идея возникла всего две недели назад. Первая серия уже сегодня появится на платформе Start, и Ткаченко крайне интересно, как ее примут зрители и отрасль. Судя по реакции зала, у проекта большое будущее – фундамент которого, впрочем, все же заложен в искрометном сценарии.
17.09.2025 Автор: Максим Острый