
Программа фестиваля «Новый сезон», день третий
Атом, таможня, семейные ценности
«Царь ночи»
Режиссер: Дмитрий Месхиев
Производство: «РК Медиа» и «Русские исторические медиа» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»)
Платформа: Premier
О чем: Из рекапа становится понятно, что в центре сюжета – разлученные брат и сестра, Яша и Соня. В разное время им является святой отец, который уберегает их от смерти. Яша входит в одну из местных банд, хоть и не вписывается в преступный мир из-за природного благородства. Его наивная и растерянная сестра становится помощницей у местной авантюристки-медиума. В целом историческая драма расскажет о судьбе семьи на фоне трагических событий начала XX века. Брату и сестре, чтобы встретиться вновь, предстоит пройти через уличные банды, революционное подполье, интриги политической полиции и высшего общества и оказаться в центре заговора, цель которого – уничтожение Российской империи.
Впечатления: С первых кадров становится понятно, что «Царь ночи» встраивается в линейку «масштабных исторических проектов» ИРИ и стилистически близок к прошлогоднему «Столыпину», хотя для грандиозности ему явно не хватает реальных исторических личностей в кадре. Недостает ему и звездности: Елизавета Боярская и Владимир Вдовиченков, судя по показанным сериям, – персонажи хоть и объемные, но все же второго плана, а в ведущих ролях – молодые малоизвестные артисты. Это неторопливый сериал, который с трудом удерживает у экрана из-за отсутствия динамики и реальной детективной интриги. Очевидный отпечаток на него накладывает участие протоиерея Дмитрия Рощина в качестве генерального продюсера: заметной сюжетной составляющей здесь являются вера и смирение, которые придают главным героям не только моральных, но и мистических целительных сил. Подобный акцент какую-то аудиторию может привлечь, какую-то – оттолкнуть. Но вот вялое течение сюжета точно не идет проекту на пользу.
«Тоннель»
Режиссер: Флюза Фархшатова
Производство: Студия KIONFILM, Team Films совместно с телеканалом НТВ
Платформа: KION
О чем: Елизавета Боярская играет Свету Суворову – крайне суровую, но не лишенную человечности сотрудницу таможни. Ее муж (Сергей Гилев) – вроде как предприниматель, а на самом деле азартный игрок. Однажды его похищает финская мафия, и теперь Свете придется нарушить все свои принципы, чтобы вытащить его из беды – и заодно разобраться со своим прошлым.
Впечатления: Криминальная линия в «Тоннеле» бодрит и интригует, сцены с дочкой-подростком выглядят более формально (если не мучительно). Самое интересное здесь, впрочем, – это детали таможенной службы, фактура, то, что невозможно придумать с нуля, а можно только подглядеть изнутри профессии.
Еще одна классная особенность «Тоннеля» – это сам его архитектурный каркас: граница и те агенты, которые ее окружают, населяют, формируют. Помимо таможенников, это контрабандисты, разной степени мутности предприниматели, грязные или хотя бы грязноватые копы; люди, которые в принципе буквально из своего окна видят чужой мир. Разумеется, граница здесь – еще и метафора тех самых жизненных принципов Суворовой, чью прочность начинают испытывать обстоятельства. Надо отдать должное создателям: метафора работает.
«Полураспад»
Режиссер: Максим Свешников
Производство: Продюсерская компания «Среда» для Okko
Платформа: Okko
О чем: Действие основанного на реальных событиях «Полураспада» разворачивается в двух временных плоскостях – в 1954 году, в период проведений ядерных испытаний в Тоцком, и в 1988-м, когда дочка журналиста Надежда (Анна Михалкова) после смерти отца от рака начинает раскапывать правду о полигоне – и о том, как взрыв отразился на жизни и ее, и всей страны.
Впечатления: «Полураспад» начинается как типовое историческое полотно про драматичный эпизод в истории великой страны: по экрану пыхтят поезда, катят грузовички с солдатиками, дети идут в школу, а коровы – в поля. И, в общем-то, стоит перетерпеть эту экспозицию, чтобы новый проект «Среды» начал раскрывать свои цветы зла. Так, один из ключевых персонажей, журналист Келлер, прошел войну, но все равно сослан в Тоцкий – потому что немец. Его знакомый-фронтовик, который прибывает на полигон, чтобы заснять взрыв, успокаивает героя и обещает ему безопасность и никаких последствий. Получая в ответ недоверие, он моментально обвиняет товарища в обиде на страну. Невыносимо, душераздирающе звучат в кадре стихи Бориса Слуцкого «Лошади в океане».
Однако на этом проект не останавливается и фиксирует эхо 54-го, звучащее в 88-м – уже совсем в другой стране, только-только просыпающейся к своей собственной истине прошлого. Здесь Михалкова проживает жизнь журналистки, которую по инерции бесконечно притесняют коллеги-мужчины и на которых она, в общем-то, даже не обижается. Вот только в телевизоре Владислав Листьев уже демонстрирует совершенно иной подход к профессии, и устоять перед этим идеализмом и перед открывающимися чистыми горизонтами для Келлер совершенно невозможно.
СЕМЬЯНИН
Режиссер: Дмитрий Власкин
Производство: Студия Yellow, Black and White, онлайн-кинотеатр Start, онлайн-кинотеатр «Иви» и QS Films
Платформа: Start
В прокате: с 4 декабря («Атмосфера Кино»)
О чем: Владелец фабрики по производству игрушек, ловелас и загрустивший от одиночества 45-летний Георгий после дня рождения очухивается в своем роскошном доме и обнаруживает, что он женат, что у него есть дети и что это его новая реальность. И только сам Гоша помнит, что у него была другая жизнь. Но теперь придется учиться жить новую…
Впечатления: Первый плюс – создатели не скрывают, что СЕМЬЯНИН с Николасом Кейджем – их основной источник вдохновения. Однако они не стали лишать персонажа Павла Деревянко финансового благополучия, что обеспечивает ленте глянцевую дорогую картинку со сказочным флером. Второй плюс – это не ремейк. Поэтому интересно наблюдать за стремительным развитием сюжета, в котором любовь, привязанность и доверие формируются чуть дольше, чем сутки. Третий плюс – комедийная, но не гротескная Юлия Снигирь, которую редко можно увидеть в подобных проектах, в отличие от Павла Деревянко, под которого эта роль, очевидно, писалась. Удачным кастинговым решением кажется и Татьяна Орлова в образе роскошной бизнес-леди, который ей невероятно идет. Из минусов – переизбыток музыкального сопровождения из современных поп-хитов, которые иногда заглушают простоватые, а порой и чрезмерно патетичные диалоги. В конечном счете СЕМЬЯНИН может быть спокоен за зрительское внимание в предновогоднем прокате, но и революцию в жанре российской комедии ему не совершить.
Фото: кадр из фильма СЕМЬЯНИН
19.09.2025 Автор: Максим Острый, Вероника Скурихина